Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микроэкономика






Блок 1

1. Основные институты рыночной экономики. Отношения собственности. Государство в рыночной экономике.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности, рыночного ценообразования, договорных отношений между субъектами, ограниченного вмешательства государства

В современной рыночной системе реализация экономических функций общества происходит в институциональных формах.

Институты являются как формальными законами, так и неформальными правилами поведения, по которым хозяйствующие субъекты осуществляют экономическую деятельность. Они организуют взаимоотношения между людьми.

Институты рыночной экономики:

1. Рынок – один из важнейших экономических институтов.

Рыночный механизм призван найти ответы на вопросы: что, как, для кого производить? Рынок выполняет функции: ценообразующую; информационную; регулирующую; посредническую; санирующую.

2. Институт государства определяются его функциями:

· Правовая функция регулирует отношения между субъектами хозяйствования.

· Воспроизводственно-технологическая функция создает условия для обеспечения производства необходимыми ресурсами

· Функция обеспечения рыночной конкуренции разрабатывет системы антимонопольного регулирования, комплекс мер, осуществляемых государством для обеспечения рыночной конкуренции.

· Стабилизационная функция направлена на экономический рост, стабильность цен и полную занятость.

· Прогностическая функция ориентируется на развитие прогнозирования экономики.

· Регулирующая функция минимизирует негативные последствия рынка

3. Институт корпорации рассматриваются как институты, обладающие способностью к высокой концентрации капитала и его последующему использованию для модернизации отраслей экономики.

4. Институт собственности - экономические отношения между людьми по присвоению материальных благ.

Выделяются: индивидуальные, коллективные, общественные собственности.

5. Институт прав собственности - отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Выделяют: право владения, использования, управления, право на доход, на отчуждение, потребление, изменение, уничтожение и т.д.

6. Институт трансакций.

Трансакция - это акт передачи прав собственности от одного экономического агента другому.

три типа трансакций: трансакции сделки, управления и рационирования.

 


2. Функции денег. Современная денежная система

Деньги — товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Основные функции денег: мера стоимости; средства обращения; средства платежа; средства сбережения и накопления; мировые деньги.

Формой государственной организации денежного обращения является денежная система, включает:

· Денежная единица — денежный знак для соизмерения и выражения цен всех товаров.

· Виды денег:

Полноценные деньги (металлические деньги)- имею опр. покупную стоимость.

Не полноценные деньги – явл-ся знаками стоимости: гос-ые бумажные деньги (казначейские билеты), кредитные деньги (банкноты), средства на счетах до востребования, различные монеты.

Квазиденьги - кредитные обращения (векселя, чеки, депозитные сертификаты)

· Эмиссионная система — законодательный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Все эмиссионные операции выполняет центральный банк и казначейство.

· Масштаб цен - это выбор денежной единицы страны и средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице.

В ходе развития ден-х отношений и форм денег, образовались 2 типа ден-х систем:

Металическая (биметаллизм-золото и серебро, монометаллизм-золото)

Бумажно-кредитные- денежная система без металлической основы.

Денежная система РФ основана на неразменных на золото деньгах, т.е. бумажно-кредитный характер.

 


3. Спрос, предложение и рыночное равновесие

Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги.

Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услуги по определенной цене.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса.

Закон спроса: чем меньше цена товара, тем больше потребитель может купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель может купить.

закон спроса – это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.

Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. Изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.

Факторы, оказывающие влияние на спрос: доходы, вкусы и предпочтения, цены, запасы, информация о товаре.

Предложение - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене, за определенное время.

Объем предложения - количество товара или услуги, которое готовы продать по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает, и наоборот.

Факторы, оказывающие влияние на предложения: изменение цен, технический прогресс, сезонные изменения, налоги, ожидания производителей

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются неизменными, а изменяется только цена товара.

Рыночное равновесие - это линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели готовы купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители продают это же количество товара.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка.

4. Потребительское поведение. Полезность благ и теория потребительского поведения. Статическое равновесие потребителя. Динамическое равновесие.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета.

Факторы, влияющие на поведение потребителя: экономические, социальные, демографические, природно-климатические.

Потребитель приобретает максимально полезные блага для удовлетворения своих потребностей.

Полезность — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность - это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или услуг за данный период времени.

Предельная полезность–полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы товара. Предельная полезность имеет свойство уменьшаться, в то время как общая – возрастать.

Существует две концепции измерения полезности: кардиналистская и ординалистская.

1. Кардиналистская теория предполагает измеримость полезности блага в условных единицах.

Потребительское равновесие - это когда потребитель, потребитель приобретает в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность.

При росте количества потребляемого товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается – это закон убывающей предельной полезности ( первый закон Госсена ). Если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его (второй закон Госсена).

2. ординалистская теория ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему благ с наибольшей общей полезностью.

Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного блага и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести то или иное благо.

Точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода, характеризует равновесие потребителя.

Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход-потребление».

Второй динамический процесс, состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары.

Реакция покупательского спроса, складывается из эффекта замещения и эффекта дохода. Э ффект дохода - изменение спроса из-за изменения дохода в результате роста или снижения его цены. Эффект замещения - это изменение спроса, вызванное перераспределением спроса в его пользу в результате роста или снижения цены данного товара.

 

5. Структура рынка. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Принципы антимонопольной политики. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий.

Структура рынка – это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Структура рынка делиться:


§ По объектам рыночных отношений

§ По субъектам рынка

§ По географическому положению

§ По степени ограничения конкуренции

§ По отраслям.

§ По характеру продаж


Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями называется конкуренцией. Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, которая имеет: значительное число продавцов и покупателей, предлагается однородная продукция, все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке, мобильность всех ресурсов.

Несовершенная конкуренция —когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию.

Существуют следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

Монополией называется ситуация в отрасли, при которой существует только одна фирма. Виды монополий: естественная, искусственная, закрытая, открытая.

Естественная монополия - когда единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства.

Искусственные монополии – это объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Государственная (закрытая) монополия — монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка.

Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

Монополистическая конкуренция — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм,

Олигополия - это тип рынка характеризующийся действием на рынке нескольких продавцов. Если на рынке действуют два производителя, то это дуополия.

Основными принципами антимонопольной политики: свобода экономической деятельности, свободное движение товаров, услуг и финансовых средств, дифференциация и защита личных и общественных интересов и т.д.

Два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий.

Для воздействия на деятельность субъектов естественной монополии образуются специальные органы регулирования. В зависимости от предмета воздействия выделяют два метода регулирования:

Ценовой метод устанавливает фиксированные цены.

Неценовой метод основан на принципе удовлетворения потребностей.

Искусственный монополизм -основным направлением регулирования, является противодействие формированию таких монополий. Для этого государство использует широкий спектр санкций.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.