Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов психологии. Психометрические основы психодиагностики.






Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии:

1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):

- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.

- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода

- комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук

2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):

- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);

-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме проведения – индивидуальные, групповые

2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации

3. по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

- анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)

биографический метод

3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

- количественный – способы статистической обработки информации

- качественный – дифференциация материала по группам, анализ

4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

- генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

-структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления

5. Воздействия (коррекции) – приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с постановленной целью:

- аутотренинг, групповой тренинг, психотерапия, ролевые игры, гипноз, психоанализ.

Вспомогательный прием - самонаблюдение – человек сам наблюдает течение у себя самого тех или иных психических процессов (например, рассказывает как он мысли при решении математической задачи).

Все методы психодиагностики, начиная с наблюдения и заканчивая проективными тестами, должны соответствовать психометрическим стандартам. Основное требование, предъявляемое к разрабатываемой методике, – это стандартизация.

Стандартизация психодиагностических методик позволяет сопоставить полученные данные у различных испытуемых и между различными шкалами методики. В рамках психодиагностического исследования стандартизация - это единообразие процедуры проведения и критериев оценки теста.

Стандартизация состоит из нормализации шкал теста и унификации системы интерпретации результатов.

РАССМОТРИМ ПРОЦЕСС НОРМАЛИЗАЦИИ ШКАЛ ТЕСТА

Репрезентативная норма - это выраженность измеряемого свойства у испытуемого по отношению к среднему уровню в популяции.

Нормализация показателей теста осуществляется путем математических преобразований сырых шкальных значений в нормализованные и позволяет оценить результаты обследования как высокие, низкие или средние. Тестовые нормы получаются путем испытания всей генеральной совокупности, для которой создается тест. Однако, такое обследование практически не осуществимо и лишает смысла дальнейшее использование теста. Поэтому нормирование теста проводится на ограниченной части генеральной совокупности - выборке стандартизации. Эта выборка должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, т.е. содержать представителей со всем спектром особенностей исследуемого признака.

КРИТЕРИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫБОРКЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ:

выборка создается случайным образом;

выборка должна быть достаточной по величине, включать не менее 500 испытуемых;

выборка включает пропорциональное количество представителей различных слоев генеральной совокупности;

выборка должна обладать таким же распределением частот суммированных балов, как и генеральная совокупность.

Для измерения физических величин используется эталон – физический объект, стабильно сохраняющий заданную величину измеряемого свойства. В психометрике такой эталон отсутствует, его роль выполняют сами тесты. После создания выборки стандартизации производят ее обследование с помощью эталонного теста, по полученным результатам вычисляется среднее арифметическое суммарных баллов (M) и стандартное отклонение (сигма).

Тесты содержат задачи различной трудности, чем больше сложных заданий решит испытуемый, тем больше баллов он наберет, соответственно укажет на более высокий уровень исследуемой функции.

При использовании «ли-вопросов» (Любите ли Вы?) мерой является сила пунктов: чем сильнее пункт, тем меньшее число испытуемых с ним согласно. Трудность заданий и сила пунктов выявляется эмпирическим путем.
Сырой балл, полученный при тестировании, не может характеризовать выраженность измеряемого свойства. Мерой измеряемого свойства выступают три типа нормализованных показателей: процентили, стандартизированный показатель, стенайны.

Процентиль - это процент испытуемых, находящийся левее на числовой оси распределения, а мерой измеряемого свойства выступает местоположение балла на кривой распределения. Всего используется 99 процентилей, разделяющих числовую ось на 100 равных частей.

Процентильные шкалы относятся к порядковым, позволяют определить, у кого из испытуемых сильнее выражено измеряемое свойство, но не говорят, во сколько раз сильнее эта выраженность. В настоящее время процентиль не используется, так как не подчиняются закону нормального распределения.

Стандартизированный показатель (Z- показатель) – это отклонение сырого показателя от среднего нормативного значения, деленное на стандартное отклонение (сигму). Главным недостатком Z-показателя является то, что он может занимать на оси координат как положительное, так и отрицательное значение.

Для устранения описанного неудобства по общему согласию психологов-психометристов к нему принято добавлять среднее значение преобразованного распределения. Таким образом, преобразованное значение принимает положительное значение и именуется как «Т-баллы». Стандартный показатель используется в опроснике MMPI.

К положительным моментам стандартного показателя относят его пригодность для статистической обработки, наглядность полученных показателей, возможность внутритестового сравнения по разным шкалам.

Стенайны – единицы, подчиняющиеся закону нормального распределения, весь диапазон распределения делится на 9 интервалов. Средний пятый интервал содержит средние оценки нормативной группы. Первый и девятый интервалы содержат показатели испытуемых с максимальными и минимальными тестовыми оценками. Таким образом, шкала стенайнов представляет дихотомическую шкалу, где начальные и конечные значения шкалы характеризуют полярные значения выраженности измеряемого свойства. Шкала стенайнов использую в опроснике 16PF Кеттела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.