Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О безопасности на автомобильных дорогах






 

Москва, 1972 год

Рост аварийности на дорогах со смертельным исходом и увечьями стал бедствием во всех странах мира. Сотни тысяч людей гибнут ежегодно.

Естественно, что появились требования и законы направленные, с одной стороны, к конструкции автомобилей, и с другой – к организации движения на дорогах.

Трудности в выполнении требований к конструкции автомобилей стали постепенно преодолимы. Правда, Главные конструкторы крупных автомобильных фирм заявляли о том, что для создания в автомобиле конструкций, обеспечивающих безопасность, потребуется почти вдвое увеличить численность состава конструкторов и исследователей, а также организации множества лабораторий с капитальным оснащением.

За рубежом быстро стали появляться обновлённые, в отношении безопасности, автомобили, появились действенные меры в организации движения на дорогах.

Организация движения и предупреждение аварийности включали телевизионное наблюдение за дорогами, специальные ограждения, устройство обочин, освещение, специальное покрытие дорог, их хорошее содержание в любой сезон, применение знаков – катафотов при вынужденных остановках, устранение перекрёстков и пешеходных переходов на проезжей части, запрещение обвешивания автомобилей атрибутами мешающими обзору и отвлекающими внимание. Сюда же попали специальная световая сигнализация, приборы различных видов контроля и наблюдения, усиление разъездной инспекции, организация станций технической помощи, дорожные телефоны и многое другое.

Всё это активно вводится в практику уже свыше десяти лет, и приходится сожалеть о том, что у нас при столь же острой необходимости, все эти действия осуществляются с большим отставанием, отставанием на десять лет и больше (примечание редактора: написано в 1972 году).

Автомобильная промышленность приступила к работе по изменению конструкции автомобилей только на тех заводах, которые активно развивают экспорт своей продукции. Экспорт легковых автомобилей в крупном масштабе в капиталистические страны без этого практически невозможен и, таким образом, автомобили «Москвич» стали передовыми отечественными автомобилями, максимально отвечающими требованиям безопасности. И для этого заводу не прибавили инженерных сил и лабораторий. Автомобили «Москвич» соответствуют требованиям безопасности и могут продаваться в любом европейском государстве. В ряде стран, где эти требования особенно суровы, они подвергаются специальным испытаниям. Остальные отечественные заводы, производящие легковые и грузовые автомобили, такого положения ещё не достигли.

Что же касается организации мероприятий на дорогах, то они проводятся весьма слабо и заключаются, главным образом, в установлении ограничительных мер и предупредительных знаков, нанесении разделительных полос и проведении ряда других менее эффективных мероприятий.

Вместо того, чтобы центральную разделительную полосу снабдить сеткой (что дало хороший эффект на шоссе М1 в Англии) или засадить кустарником, она используется для установки плакатов, призывов, лозунгов, во вред безопасности.

Давно бы пора убрать щиты с ничего не значащими призывами «вырастить урожай» и «дадим стране» с аляповатыми картинками. Они вызывают огромные материальные затраты и, отвлекают внимание водителей.

По городам и шоссе разъезжают автомобили с занавесочками – этакие «будуары на колесах». Занавесочки оберегают седоков от посторонних взоров, но лишают водителя обзорности. Как ни странно, мода на них пошла от крупных руководителей и была подхвачена легкомысленными владельцами автомобилей.

За рубежом такие вещи запрещены.

Давно пора запретить и применение фонарей задней световой сигнализации с совмещенными функциями. На многих автомобилях (ГАЗ, «Запорожец», ВАЗ) свет габарита совмещен с сигналом тормоза. Двигаясь за такой машиной в вечернее время, никогда не знаешь, тормозит ли этот автомобиль. Также недопустимо совмещение сигнала о повороте со светом стоянки – в ночное время снижается эффективность его видимости.

«Свадебные автомобили» обвешиваются лентами, цветами, куклами, шарами с явным подражанием дикарям. Вся эта мишура мешает управлению автомобилем и отвлекает внимание других водителей. Многие вешают всевозможные безделушки на заднем окне, часто подключая лампочки к системе тормозной сигнализации. Такие шалости отвлекают водителей идущего сзади транспорта, повышают опасность наезда.

Огромное число жертв на дорогах происходит из-за наезда в темное время суток на транспорт, остановившийся на дороге. Во избежание подобных случаев у автомобиля «Москвич» введены сигналы стоянки. Многие лихие владельцы подкладывают их к сигналу поворота, увеличивая количество сигналов и нарушая единообразие систем предупреждения, но автомобильная инспекция спокойно взирает на такую «самодеятельность». На других же отечественных автомобилях фонари стоянки отсутствуют.

Не требует инспекция почему-то организации выпуска и обязательного применения складных треугольных катафотов, которые необходимо выставлять позади остановившегося на дороге транспортного средства.

С 1965 года на всех автомобилях «Москвич» введены места для крепления ремней безопасности. Это основное требование экспорта. Практика показывает, что применение ремней снижает травматизм и смертельные исходы на 40-50 %. Но до сих пор производство этих ремней у нас не налажено, и не введены законы, делающие обязательным их применение.

До сего времени не введен контроль токсичности выхлопных газов, хотя это уже крайне необходимо для многих городов. Автомобили «Москвич» уже давно введены в установленную за рубежом норму, но другие заводы медлят с

отработкой процессов сгорания. У эксплуатационников отсутствует контроль за состоянием систем питания автомобиля. Вводить его никто не торопится т.к. инспекция этого не контролирует. Невероятных размеров достиг шум от автомобильного транспорта, и это заставило вводить требования к уровню шума, производимого автомобилем. Если бы все наши автомобили укладывались в параметры, достигнутые «Москвичом» и ВАЗ’ом, в городах стало бы тихо. Но не только легковые машины определяют шумность наших городов. Основной шум возникает от грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и троллейбусов. Заметим, что троллейбусы не имеют шумных двигателей внутреннего сгорания, и, тем не менее, остаются весьма громким видом транспорта. Расхлябанное состояние грузовых автомобилей является источником огромного количества звуков. Значительную долю в общем шуме составляют мотоциклы. Шумность мотоциклов обусловлена совершенно неудовлетворительной конструкцией системы глушения выхлопа. И на все это нет запрета и ограничений.

Применение соли на дорогах ведет к образованию грязи не менее опасной, чем укатанный снег. Это, ко всему прочему, вызывает порчу государственного имущества в колоссальных размерах, загрязняет все виды транспорта, портит обувь пешеходов, и приводит к различным заболевания. Но запретить применение соли на дорогах почему-то не может никто!

Задние катафоты либо не применяются, либо имеют такие малые размеры, что даже при легком загрязнении они становятся бесполезными. Катафоты нужны увеличенных размеров и размещение их должно быть на уровне задних фонарей, как это сделано на автомобилях «Москвич». Заводы этого не делают, а дорожная инспекция не вмешивается.

На крышах легковых автомобилей с помощью багажников перевозятся непомерно большие и тяжелые грузы, превосходящие допустимые, оговоренные в инструкции, вес и размеры. Эти нарушения из-за повышения центра тяжести и превышения допустимого веса, ослабляют действия тормозов, мешают устойчивости, что, естественно, повышает опасность на дорогах.

До сего времени процветает частно-индивидуальное украшательство автомобилей различными фигурками и орнаментами, могущими вызвать дополнительные травмы при наездах.

Пора принимать меры и к тому, чтобы на дверях с левой стороны (в их торцах) устанавливались катафоты или световая сигнализация. Надо срочно вводить очистку стекол фар. Над всеми этими конструкциями для своих автомобилей в одиночестве работает только АЗЛК Пора прекратить и бесполезную трату времени на выбор системы освещения – четырехфарной американской или «европейский луч» - двухфарной. Жизнь уже давно доказала преимущества «Европейского луча», однако ЗИЛ упорно отстаивает четырехфарную систему, менее удобную, менее эффективную, вносящую разунификацию осветительных систем, более дорогую в производстве и эксплуатации.

Для органов дорожного надзора легче запретить обгоны, чем организовывать правильное движение на узких шоссе. У нас же имеется огромное количество узких дорог, на которых выставляются такие запрещения обгона. Грузовой транспорт почему-то стремится занять левую сторону полосы, зная о запрещении обгона, а за ним выстраивается целая вереница всевозможных автомобилей. Но бывают случаи, когда водитель легкового автомобиля не может позволить себе долго тянуться за грузовиком. А необходимость быстро и во время поспеть к тяжелобольному, к самолету, и, наконец, на работу! Водитель вынужден будет нарушить правило запрета обгона с риском заплатить штраф или получить отметку в талоне. Это создает дополнительные условия для роста аварийности. В то же время, при правильном использовании упрочненных обочин можно упорядочить движение по образу и подобию ГДР, Франции, Англии, Чехословакии и других стран.

Неудовлетворительное состояние мер воздействия и наказания пешеходов, находящихся на проезжей части вблизи подземных переходов, увеличивает число происшествий.

До сего времени не установлен контроль, и не введена ответственность за вываливающиеся из грузовиков грузы, ящики и мусор. Отдельные участки дорог из-за этого требуют маневрирования всего идущего транспорта, что также не способствует уменьшению аварийности, не говоря уже о потере опрятности дороги или улицы.

С повышением динамических качеств автомобилей, особую опасность стали представлять машины, переоборудованные на ручное управление. В этой связи, быть запрещены переделки управления автомобилей, обладающих высокими значениями ускорений и максимальных скоростей.

Организация переходов, особенно на улицах, уподобленных шоссейным дорогам, совершенно неудовлетворительна. Здесь нет ни должного освещения, ни контроля, ни дисциплины пешеходов и водителей. Попытки применения переходов-зебр ни к чему не привели. То есть, правилами движения разрешается движение в тех случаях, когда на переходе-зебре находятся пешеходы.

С другой стороны, «зебры» не освобождаются от пешеходов, а организация действенности «зебр» возможна. Следует только использовать зарубежный опыт.

В часы начала и конца работы и занятий в школах не существует специального дорожного надзора. В этой части полезно было бы использовать опыт Лондона. Не дурно было бы применить и у нас правило «левой стороны», действующее в Париже и по всей Франции, которое предупреждает столкновения, и позволяет легко определить виновного.

Излишнее количество запретов, стоянок и остановок, создает большие трудности для водителей, и освобождает организаторов движения от хлопот по правильным мерам освобождения проезжей части дорог или улиц.

Очень плоха система установки знаков о прекращении действий того или иного запрета, что дезинформирует водителей, затрудняет их действия, повышает напряженность состояния, ускоряет наступление усталости, и, таким образом, не способствует снижению количества происшествий.

Когда органы безопасности движения справедливо требовательны, они достигают быстрого и эффективного результата. Пример этому – обязательное применение шлема для мотоциклистов.

Но бывает и наоборот. На ежегодных технических осмотрах автомобилей инспекторы почти повсеместно требуют «юза задних колес» при проверке состояния тормозов автомобиля. Такое требование является вопиюще безграмотным. Конструкция автомобилей всего мира предусматривает ослабление действия задних тормозов с целью повышения общей эффективности торможения и сохранения устойчивости. И чтобы пройти техосмотр, водители идут на ухищрения, превращая правильную регулировку в неправильную. Этот пример говорит и об устойчивой инерции мышления инспекторского персонала, который длительное время не понимая принципов работы системы торможения, тупо требовал исполнения явной глупости.

На многих наших автомобилях до сего времени нет светового сигнала заднего хода. Он необходим и водителю, как средство освещения пути при подаче назад в вечернее время, и как сигнал сзади находящимся автомобилям. Свет заднего хода уже давно применяется на автомобилях «Москвич», но подобные требования к другим автомобилям еще не предъявлены.

Техническое состояние автомобилей в таксомоторных парках требует более строгого периодического контроля в связи с тем, что состояние этих автомобилей находится на очень низком уровне. Такси, сами по себе, не только составляют значительную часть городского автомобильного парка, но и дольше всех находятся в работе на протяжении суток. Интерьеры кузовов доводятся до крайне неряшливого, грязного и затрапезного вида.

Над усовершенствованием систем безопасности работает весь мир.

Интересное новшество введено в ФРГ. На автобусах имеются приемно- передающие портативные радиоустановки того же типа и с той же длиной волны, что и у автомобильной инспекции. Это удобно, и позволяет разгрузить шоссе при ликвидации пробок. Пожалуй, хватит, пройдут годы, и многое будет сделано.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.