Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и метод истории экономических учений






История экономики как самостоятельная наука возникла во второй половине XIX в. под влиянием бурного экономического развития в странах Западной Европы. Ее зарождение относят к XVI в, однако до середины XIX в. она была представлена отдельными историко-экономическими описаниями и исследованиями в рамках политической экономии. Фундаментальность историко — экономических исследований в период становления и развития капитализма позволила выделиться истории экономики в самостоятельную отрасль знаний.

В общем понимании объектом изучения истории экономики является хозяйственная деятельность человека с древних времен и до настоящего времени. История экономики исследует общие закономерности экономической жизни, а также ее особенности в разных странах мира. Она изучает эволюцию способов производства, историю отраслей хозяйства и хозяйственных механизмов, историю отдельных экономических процессов и экономических институтов.

В широком смысле предметом изучения истории экономики является экономическое развитие общества, его закономерности и особенности. В узком смысле – хозяйственная деятельность народов разных стран в различные историчесие периоды, развитие их производительных сил и производственных отношений, смена способов производства.

История экономической мысли зародилась еще в древнем мире. На протяжении всей человеческой истории предпринимались и предпринимаются по сей день попытки систематизировать экономические знания в определенные экономические теории, с разных позиций объясняющие сущность происходящих экономических процессов и явлений.

История экономической мысли исследует эволюцию мировой экономической науки. Она анализирует и систематизирует экономические знания, раскрывает научные достижения как отдельных ученых-экономистов, так и основных школ и направлений экономической мысли.

Предметом истории экономической мысли является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, учений и школ, оценка их роли в развитии экономической науки и человеческой цивилизации.

Учения представляют собой различные формы теоретического выражения и фиксации знания, возникающие и развивающиеся в процессе эволюции человеческого общества. Они объясняют сущность взаимосвязанных экономических явлений и процессов и возникают как результат их отражения в сознании. Формирование тех или иных экономических взглядов всегда было объективно обусловлено развитием общественного производства.

Содержанием истории экономики и экономической мысли, таким образом, является эволюция научных подходов к пониманию функционирования экономики. Цель истории экономики и экономической мысли — исследование экономической деятельности человечества и эволюции экономических взглядов и концепций на разных этапах исторического развития.

2. Методы исследования истории экономики и экономической мыли ↑

История экономики и экономической мысли использует целый ряд общефилософских и специально-научных методов исследования:

-метод научных абстракций (позволяет сформулировать понятия, категории);

-принцип историзма. Для отражения принципа историзма используются хронологический (характеристика «портретов» мыслителей, ведущих школ, направлений экономической мысли) и проблемно-категориальный (исследование содержания концепций, их новизны, значимости) приемы изложения;

-приемы историко-сравнительного исследования (сопоставительный анализ разных концепций позволяет более точно раскрыть их содержание, провести оценку и типологизацию);

-описательный (дает возможность сформировать целостное представление о внешних сторонах явления, его структурных звеньях);

-аналитический (позволяет раскрыть причинно-следственные связи явлений);

-формально-логический (позволяет исследовать внутреннее строение явления, выявить предпосылки его возникновения и эволюции);

-моделирования (поиск оптимальных схем организации экономических систем, -государственного регулирования и пр);

-конкретно-социологический.

 

БИЛЕТ №4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.