Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собор в Лане.






70-80 12в. не совсем над средокрестием находится башня такого же размера что и на фасаде (это не типично д.Фр) Трёхчастность(погашение вертикализма)

Тут уже по сути всё изрезано (воздух) и пос ути стена перестала быть несущей.

Тут можно увидеть уже начинвшуюся зрелость – порталы не утоплены в толще стены, а выдвинуты, они преставлены к стене. Конфигурация порталов: шпилевидное завершение – вимперг (этот элемент отсутствует в соборах в Сансе, в Нотер дам!!) наличие вымперга = стена перестала быть несущей!!! Но принадлежность ее к ранней готики можно видеть в криволинейных (а не стреловидных) линиях портала. И арки выше – тоже не криволинейные. Но это поздний этап ранней готики. Внутри: членеие на 4!! (между галереей эмпор и верхними окнами, появл малюсенькая галерейка) Это 4-х частные соборы (могут быть только в ранней готике) т.е. расчленение не на 3 яруса, на 4. Эта аркадочка находится в толще стены!!!! Аркадочка в стене центрального нефа в толще стены – трифолий. На башнях Ланского собора была расположена скульптура: башни флонкированы(каждая по 4 бычка) (воображаемое не есть фантастическое.белые быки) Виллар Онне Кур (12в) выполнил их.

К 90гг 12в. готика во Фр достигла зрелой фазы.

Шартрский собор. (Шартр центр малых паломничеств) Трансепт почти на середине (уравновешивание) Башни разные(это особый случай) Башни шпилевидные и поставлены симметрично.13в. распространение стиля. Именно в Шартре появятся традиция перед порталами собора (25дек.о рождестве) устраивать мистерии. Готика освобождается от инертных масс. За счёт сквозной каменной орнаментикой (окон) и максимум пропуска воздуха = Увеличение измельчённых мелких деталей. 1192г-Шпартрский собор горел. Что-то на зап фасаде уцелело. Роза – 13в. Вся конструкция – к 94г 12в-основная конструкция была заложена. 3 окна на зап. – спасли. Порталы тоже подлинные 60хг.12в. Это Королевский портал Шартрского собора. Сохранился Покров Богоматери!!! (9в.передан Карлом В) и уцелела верхняя часть витража. Окно Богоматери. (чудотворный образ Богоматери) витраж 80гг 12в!!!

Юго западная: конец 12в.

Северо – западная: 14в.

Вертикальным ориентиром являются шпили. 1й ячейке центрального нефа соответствует 1 травея бокового. 1: 1, - это зрелая готика.

Тут 4х частный свод!! (у каждой травеи 2 нервюрные арки стрельчатого очертания)

Трансепт практически по центру.

Деамбулаторий увеличен и + большие апсидиолы.

Рукава трансепта сильно выдвинуты (только в Шартре) и по 3 портала с каждого рукава! Они выдвижные. Конструкция: 3х ярусное членение. Высота боковых нефов на уровне аркады трифолия. Центральный неф гораздо выше боковых!!. В зрелой готике нет эмпор!!!

Во Франц готике – 4х частный свод!!!! (всегда. Зрелая, позняя)

Рациональное познание мира приведёт к трансцендентному.

На западном королевском портале скульптура 60-80 12в., на 6 других порталах- 10-20гг 13в.

Витражи. (в Сен дени тоже сохранились 80хгг12в) Погибли все витражи 60-80 гг 12в погибли в пожаре 1092г. На западном фасаде сохранился витраж. И 80гг 12в – Витраж Богоматери. В 13в технология поменлась на новую технологию, но суть- мозаика. В Шартрском соборе 300 окон. Окно – Роза (все они 13в) Стёкла вставленные в каменный переплёт (резной, сквозной камень) орнамент растительный! (Аристотель Частное=всеобщее. Изменения мысли в 13в) Шартрский собор уникален! Сохранились все окна 13в.Ни в одном соборе полностью не сохранились окна, кроме Шартра.божественное свечение.

(геометрия абстрактна) Отличие ранней готики– в зрелой готике (растительный орнамент)

В 14в технология изменилась – появились свинцовые перемычки. А стекло неодинаково окрашено(загадка!) Это такая технология плавки стекла. По сути это иммитация драгоценных камней. Глазики, ротики и тд- написано кистью краской по стеклу.(бесцветной техникой) В 14в. размеры стёкл становится всё больше и больше, и соответственно живописи – и это по сути живописи. И Витраж перестаёт быть похожим на мозаику. Это ужи живопись по стеклу, вводится объём итд. Все готические витражи фигуративны.

В Сен Шапель, королевская капелла, там тоже витражи 13в.. В Германии и Франции реставрац мастерские. Интенсивность окраски!! Сейчас такого добиться не могут.

Зрелая готика. 13в-первые10я. Чем больше сквозной резьбы, тем более поздняя готика. Тяготение, единообразие, структурность, числовой модуль – это отличает готику от романики.

Франция Рейнский Собор. Вымперги на порталах.Изрезанность каменной кладки. Западная стена не явл несущей; только контрофорсы, всё Остальное – пустота изрезанная, в основном окна. По мимо Розы. Вместо тимпана над порталами –розочка. Дуги порталов – стреловидные.стреловидность подчёркивается дугами архивольтов. Характер каменного переплёта(для окон) – в боковых порталах- 3листник 4листник (цветок крестоцвет) От хрупкого – до вневременного. Трифории и квадрофории. Впервые! Реймский собор оказался выше всех – 39м. Амьенский собор – 42м.

4-х частный свод крестовые своды на нервюрных арках стрельчатого очертания. В трифориях есть мозаика.Главное отличие Реймского от амьенского – разные мелкие детали (в конструкции одинаковы) Витражи, скульптура, Роза – 14в(поздняя готика) всё разного времени. Но конструкция - зрелой готики. Роза –пламенеющая, с языками пламени (было в италии в 14-15в возр.т.е. работающие в интернациональном стиле, готическом)

 

Собор в Лане. Портал уже выдвинут (а значит стена не несущая)

 

 

Рукопись фр книжняя мииатюра ок 1416 г. «Великолепный часослов герцого Белийского» кроме текста молитв, есть календарь. В миниатюры появляется городской пейзаж. Сент Шапель-дворцовая капелла. 1248 её осветили.с розой 13в. появл реликвия тернового венца.

Германия

90- 12в.В Германию и Англию приглашается мастера из Франции (когда во Франции готика вошла в зрелую фазу), на нем и анг землях начинают осваивать нов язык. Процесс освоения часто связан с романскими церквями (т.е. на основание романской арх-ы идут поиски нового стиля) 12-13 рубеж(сочетание ром+готики)- есть соборы переходного типа. Собор в Науберге и Бамберге. Их начинали строить как романские, а продолжили внутри как готические.Перестройка(это повсеместно в германии освоение готики) Бамберг Собор ок. 1235. Всадник. На протяжении 13-16вв в архитектуре просх-т освоение и вариативное освоение готики.

Поздняя готика по факту особенная готика(15-16).Соборы построенные по французскому образцу - соответствует зрелой готике. Этому соответствует: Кёльнский собор. 1-е десят 13в. Его строят параллельно Рейнского и Амьенского собора. Западный его фасад – то, что характерно для немецкой готики. До 18в) он не имел шпилевидных башен.свой собственный путь(не на высотности нефа, а на башен)Немецкая готическая архитектура имеет свой собственный язык.вертикализм.башни приобретает шпилевидное завершение. (для французов немцы стали носить негативный характер). В плане практически Амьенский собор.со всеми готическими идеями. Высота свода -46! Это самая высокая точка на тотмомент. Там сохранилась часть витражей 13в. Его башни- всё сквозной орнамент(после восстановления по рисунку 19в) орнаментика та же.Портал, вимперги, и акцент на вертикализме – мах сосредоточение на стреловидности – окна и Вимперги! (но очертание кривизны вымпергов в разных соборах-разные) Чем больше вертикализм, тем более выражен 3угольник, и он всё остроконечнее.хрупкая конструкция. Части склеивались связующим звеном на известнеке, нопотом стали исп-ть желток яйца. На контрофорсах появляются пинакли. На пинаклях и на вымпергах появл-ся краббы из растительного орнамента. Иэти краббы завершаются крестоцветами. Над средокрестием – маленькая башенка.

 

Это стремление к вертикализму приводит к появлению однобашенные соборы (в то же время начала 13в) Во Фрейбурге. Башняна зап фасаде со шпилевидным завершением. Он не похож на французские, тут очень повышен центральный неф и в плане можно видеть: разный высотные уровни, которые перекрыты по разному, и разновременные. Эта башня целиком выложена из камня (до этого в конструкции всё же было дерево). Используют свинцовые перемычки в каркасе, что упрочняло каркас. Элементы французской готики присутствуют тут в виде наличия контрофорсов и аркбутанов (смешение) Специфика немецкой готики - своды(в англии так же) – усложнённость нервюрных рисунков на сводах (проявляется в основном с 14в) Большинство элементов нервюр – не конструкция, а носит символический язык.

Собор в Ульне. Фраубургский собор. Однобашенный, начало 13в. – самый высокий однобашенный. Башня более 140м. Достроен по чертежам из Кёльнского собора. В 19-20 строительство завершилось. Там есть аркбутаны. Неоготическая башня готического собора. Нервюры сводов в разных частях разные. Нет перепада между центральным и боковым нефом, они под одной кровли («зальные церкви» особен.Герм. арх.)

Северная часть Европы(в т.ч.Немецкие земли) камня природного не было и основным материалом стал – они использовали кирпич = кирпичная готика. И кирпичная готика повлияла на появление нео-готики. Типология совершенно разная. Делаются дополнительные стяжки (для упрочнения кирпичного каркаса) Фахтверковые постройки – особый способ создания стен, которые по сути каркасный (для жилых домов) 17-19вв.

Английская готика.

Очень много готики!! От последей1/4 12в –Кентемберийское аббатство(приглашён Гиём из Санса; устройство капеллы фомы Бекета, был архиепископом, убит в Кентерберийском соборе) Его капелла была пристроена (на месте его смерти) Гиём умирает. Реформации привели сосуществовании англиканская церковь (с древних времён была католической)

Вестминстерском аббатстве в Лондоне – центр англиканской церкви. ((Монастырская церковь. Норманнский герцог Норманский стал англ королём = и контакты с островами тесней- появл нов монастыри) Нью-Нюйстерское аббатство.= 12-14 жизнь связана не с городскими соборами, а с монастырями) Многие романские церкви Англии стали строиться не раньше 1066. Монастырская церковь 12в. Дахем.

13в. В Линкольне, Солсберре, Ричмене.в них горизонтальность побеждает вертикализм. Эти сооружения очень длинные. Часто 2 входа. Она разделена на монастырскую и епископальную сторону.клюар в монастырской части. Они почти равные. Но самая высок башня нах-ся над средокрестием. Эта отличительная чера именно английского строите-ва!! И под башенном средокрести нах-ся 1 алтарь. Перекрытия - в монастыркой части специфические романские своды. А в трансепте явно готическая констркция. В аркаде нижнего яруса-чредование разных колон- в 1 ячейке – 4 как-будто нервюрных арок.тут выпущенная кладка швов, но кот демонстрирует- как-удто 1: 2, но не 1, 2. Это оч специфично.

 

Ранняя готика- для Англии весь13в.- строгая. 14в- зрелая (или украшенный стиль.т.е. изобилие скульптур на фасаде) 5-16 –поздняя готика. Или в Англии есть термин – перпендикулярный стиль (разукрашенные своды, декоративность.тут имеется в виду –рисунок оконных проёмов(оконные проёмы к 15в стали расчленять на мелкие прямоугольные детали – каменный переплёт) Акцент на горизонтальные сечение!!

В Линкольне Ширина фасада выходит за пределы башенной конфигурации. Растянутость на горизонт аркады со скульптурой. На сводах- веерный стиль.

 

Собор в Солсбери. Имеет самую высокую башню среди готических сооружений. Он ранней английской готики (строгого стиля) высота башни – 147! Башня находится над средокрестием. Вход с запада и с восточной стороны. Апсида нах-я под башней над средокрестием. Свод простой как во франции.

Украшенная готика Личфилд западный фасад весь в ярусах скульптуры. Это зрелая готика.14в. веерные своды.

 

Собор в Уэльсе. Башня над средокрестием. Безбашенный почти фасад. Но под башней нах 4 мощных пилона, кот соединены –нервюрные арки соединяющие пилоны – декоративное.под этим и находится алтарный столб. В восточной части странные колонны, с рисунком перетекающие на стены. Поздняя готика в Англии. Капелла Генриха4 Венбернрского аббатства. Со «столоктитовыми столбами».

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.