Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяются 3 золотых века Византийской культуры.






Связано правлением Юстиниана. Вел огромные масштабные действия по завоеванию. Ост готы(со столицей Равенной) сев-вост часть Апенинского п-ва. Это кусочек христиансй общине. До сегодняшнего дня сохраняются уник памятники 30-60-е гг 6в. при иконоборчестве(Равенна была «правилом») и делят периоды на: времени иконобоччества 726-843 и после. От4 до 726 г –огромное потеря памятников. В Равенне памятники сохранились т.к. Равенна к тому времени уже не принадлежала Византии(Византийской огромной империи), её завоевали Лангобарды (относящ к западной церкви, кот. Не встали на иконоборческую позицию), поэтому в Равенне сохранились эти памятники. // Константинополь был обнесен башнями, воротами. Его определяют фартификационные сооружения 5в. они неприступны, вплоть до 1204 г- 4-й крестовый поход (связан с западным расколом цркви в 53-54-проклятие пап)) 1089г епископ овернский провозгласил призыв, чтобы пойти в Иерусалим и освободить из рук «неверных». Освободить из рук неверных главную святыню христианского мира. 1204 (4й поход)–Храма Гроба Господня.(вопрос-как идти в этот поход, по суши добраться не возможно-см.карту- а самое узкое место – пролив Золотой гог, берегах которого- стоит Константинополь.) = они шли до Константинополя- на территории находилось 100 монастырей с реликвиями и священными образами!!!! ((«хроники завоевания константинополя»)), (восточн и западн христиане- ненавидели друг-друга) Флот, чтобы идти дальше- им могли предоставить только византийские власти- Генуесской флот!!! Крестоносцы ждали.. но в между генуесцами и констанинополцами возник конфликт,, впервые в 1204 г ворота были открыты, и ворота Константинополя были открыты, и крестоносцы ворвались в город и обворовали (Нерукотворный образ изчез!!!!!) и пследний!! из рода Полеологов(патриарх) исчез. Погиб защищая город.

Константинополь показывает время как расцвета, так у угосание.

2-й. Начинается после победы иконопочитаня. 60х гг 9в. Македонская династия(правит до 2пп 11в) во 2пп 11 – династия когнитов, с кот связан следующий поход крестоносцев.

3-й «золотой век» Только при династии Палеологов с 1261-1453

Выделяют фактор- историческая причастность в античному гос-ву. Острова эгейского моря, Аттика,..Византия вобрала в себя огромное кол-во наречий(самых разных народов) но античных –эллинов было больше всего. Принимали! Античную греческую культуру. Эллинизм типа ассимиляции др ант культур.==Существовали малые периоды Возрождения в средние века. ---Мкедонское Возрождение, Когнитовское, Палеологовское Возрождение. А Юстиниановское время - ближе всего к античному искусству- т.е. поздней античности. Юстиниановское время- как проводник между р.х. культурой (в Византии был император и патриарх Константинопольский и церковь влила на гос.структуру. они были за одно. Это мега сила. Ни император, ни церковь не действовала без согласия друг-друга) т, что в оличие от запада(где завоевания) при Юстиниане- огроманая Христианское государство, в полном согласии и в силе.

(христиане-кельты, были уже христиане до появления англов, а темболее до вторжения язычников с 5-7!!!. Жесткая христианизация европы.были язычники, сильный, при том, что европа уже была христианизирована(типа из Варяг в греки…идр.походы)

Сейчас главная идея-создать великую мусульманскую империю!! И в турции и в египте и в сирии(имели самое ранне христианское) даже в турции при мусульманстве есть христиане.

Купола и минореты окружающие, перекрытые куполами. Между есть мечети, но среди них есть бывшие христианские церкви. «Матерью всех церквей»- София Константинопольская.(посвящение Софии Премудрости Божьей) ((при Соломоне- как храм Софии Божьей премудрости) // Сейчас он выгл как мечеть. При Юстиниане отличие - это отсутствие минаретов((которые сейчас обязательны для мусульманской империи)) а в 18-19 построена мечеть Сулемана искл похожая на Софию Константиноп-ю. София – матерь церквей для всех. С 5 по 1453 (к 11в –крест куп хр окончательно сложенный!!!) София К. не типичная крестово-купольная констр. Стоит с…………………она не представляет крест-куп тип. Купол—шире этого купола в средневековой культуре нет!!! Купол над центральнойм объеме, только из-за высоты и размеров- она кажется крестово-купольной. НО!!! Это КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА.. В плане- был атриум!!! Она не крестовообразная. Разделена на нефы.3-х нефная базилика. Но в плане почти квадрат!!! Храм Петра- тоже купольная Базилика. София – одно из первых таких решений. Но е1ё центральная часть центрального нефа перекрыта куполом. Диаметр купола покрывает центральную!!! Часть центр.нефа.равен длине центрального нефа!!! В 536г началось строительство- архитекторы из малой азии--- Анфимий из Тралл. Исидор из Милет. Уникальная система, но купол упал и добавили в конструкцию-укрепили купольн конструкцию нефа. (что купол Софии парит в небе подвеш золотыми цепями, это происх-ло за счет сложной конструкции) чем больше диаметр, тем больше потребности к тяготению==распол купола пытались погасить—и использовали сферические элементы!! Не видно 4-х колонн на которые опирается купол.пилоны поставлены так, что они как бы выступают сбоку. Сами пилоны находятся в боковых нефам. Переход к пуполу осущ-н с помощью подпружных арок- сферические паруса.подпружные арки, купол криволинейны. Купол опирается не только на пилона, но опираетс на 2 купола с восточной с зап. Стороны(с вост и с зап стороны- полукупол, которые составляют ровно половину диаметра от главного, но не натой же стороны, а на ярус ниже.) они в свою очередь операются на нише –эседры-ровна половина от полукуполов. Это ситема сферических объемов, которые пирамидально понимаютсяЮ как осколки куполов. Пирамидальное повышение сферических объемов.==все элементы указывают а небеса. Начиная с Софииин начинает формироваться ОБРАЗ церкви- т.е. идею НЕБА на ЗЕМЛЕ. Сам купол сделан был особым способом – не монолит, и не собранный вместе,,, а КАРКАС в виде 40 радиальных арок, которые выложены из крепких арок, между ними – облегченная (полый внутри кирпич) Они облегчают масс свода и арки поддерживают несущую конструкцию. Но эта структура тоже не выдержала. ===снаружи к Софии к местам где нах пилоны- были пристроены массивные пилоны—КОНТРОФОРСЫ. Здесь заложена каркасная система готической к. система аркбутанов, контрофорсов.. арки с забутовками(??? что это) все мозаики в период иконоборчества были сбиты. Часть найдена в 20в. в конхе алтарной абсиды- Богоматерь с младенцем. Все мозаики 16в

Типичный византийский храм 11в. (канон-правила-норма-образец. впервые к высокой классике в греческом ис-ве. Поликлет.) в канон вкладывался некий модуль, размерное соотвестствие, масштаб. КАНОН предполагает некое сходство. 11-12в процесс, кот подстёгивается расколом церкви(храм-модель мира, он должен был демонстрировать непохожесть друг на друга.) именно к 11 в окончат заверш процесс сложения идей: центричность, купольность и крестовообразность (с равноудаленными рукавами от средокрестия) //в каждом конкретном случае церкви разные. В конкретном случае- свои конкретные черты. Во 2пп 19в, когда в европ и-ве шел процесс нахождения стиля(эклектики, историзма) –сложение НЕОВИЗАНТИЙСКОЙ архитектуры. Византийского стиля не существовало!!

Но и в византии 11в. связана с монастырским и-вом.==большинство сохранившихся храмов- это монастырские церкви. На территории монастыря могло быть неск зданий.

Осиос Лукас (террит-я Балканского о-ва, греция) т.е. Монастырь Святого Луки (но не Евангелиста, человека кот жил в 9в) церкви -9 и 11в. византийского крестово-купольного центрис сооруж. (Форма куполов разная, размеры тоже)) КАтоликон (КА- всеобщий) предназначена для всех монахов.т.е. ГЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ВСЕОБЩАЯ. 11в первой половины.(македонское в.11в, 2пп11в-когнитовское в.) Обе- алтарные апсиды. Имеют не кривол очерт, а ограненную апсиду трёхгранную характеристику.(наличие этой ограненной апсиды- свид принадлежности к византийской арх-ры(неовизантивизм)) каталикон тоже имеет пространство(но в нутрии. Дополнительные объемы по два с каждой стороны) проскомидия- подготовление священных даров(действия перед литургией) т.е. приготовления некровав жертвы)она либо в апсиде, либо в прокомедии- ЖЕРТВЕННИК(он всегда с СЕВЕРНОЙ стороны оталтарной части) с ЮЖНОЙ стороны- ДЬЯКОННИК (там во время литургии, меняют облачение и сокральные предметы)------ВСЁ эТО ОТНОСИТСЯ К ВИЗАНТИЙСКОЙ!!! КУЛЬТУРЕ. Т, е. ВОСТОЧНОЙ части. ---особое устройство восточной части!!! свидетельство всех византийских (либо выступающая, ограненная----алтарь-всегда огранен. в плане!!! Ни одно, ни другое здание не являются центрическим.!! к 11в в визант пространстве атриума нет, но сущ-т обязательство выделения ПРЕДДВЕРИЕ храма.ядро композиции-под куполом. В каталиконе-огромный купол, кот опирается на колонн!! (из античной ар-ы. это типичное для взант традиции. Македонского возрождения. Купол опирается на пилоны. Как перейти от купола к пилону. Есть расчленение пространство на лу цилиндр. Над средокрестием купол.!!! но раньше купола не было, в мал соседств церкви 8-и скатная кровля.

В Католиконе купольность скрыта внутри. Есть центр ядра- купол и равноудаленные от средокрестия рукава. В плане почти квадрат. У католикона и соседствующей церкви общая стена.

Преддвери- НАРТЕКАС или притвор. Он всегда отгорожен, иногда отделяется решёткой сквозного орнамента.

Притвор – мог быть с западной, с южной, северной сторон.(мог быть одновременно с трёх) Вседа ядро церкви- КУПОЛ-НЕБО.

// В окрестностях Афин, местечко Дафний. Каталикон монастыря в Дафний. (оч. Похож на Осиос Лукаса, но главное отличие купол) Крестовообразность выражается в крестовообразности перекрытия. Т.е. снаружи за счёт двускатной кровли.

Не всегда купола выражаются снаружи сферическим перекрытием, например, как в Осиас Лукас. В ПРЕЗВИТЕРИИ находится маленький купол, но снаружи его не видно!!! Тут происходит эффект как в Софии Константинопольской «расколотое небо»

, но именно во внутреннем ространстве. Центральный купол опирается на пилоны. Переход от купола может осуществляться через паруса (ровные, но криволинейные), либо: ТРОМПЫ – это ниши в верхих частях пилона к которым опирается купол. (купол + его барабан + тромпы) барабан- часть цилиндра. Тромпы являются арх.переходом через барабан и они создают эффект осколов неба.

Далее: подпружная арка соединяет пилоны, а там- маленький купол, и он тоже опирается на пилоны через паруса. И этот купол ниже ярусом, чем большой, а ещё ниже КОНХА алтарной апсиды-ещё по уровню ниже.

В центральном куполе мозаик нет, а в конхе и тромпах –мозаики 1й пп 11в.

В крестово-купольом храме (византийского) есть система размещения в них росписей(мозаичных); в самых важных местах- мозаичный стиль, в других- фресковые росписи. Это типичная система византийского храма 11-12вв.

((В Киеве была мозаичная мастерская))

Золотая смальта- оч.сложная технология произ-ва. Есть 2-х, 3-х слойные, а сверху или между –тончайший слой золота. (кусочки склеивались золотом) –чтобы превратить Храм в Небесный Иерусалим.

Золото использовалось: в облачении, в обрядовых вещах,..т.к. это отвечает значению о плоти божественного света. (это связана с Богословом 4-6вв. псевдо Дионисия Ареопогиа «О земной иерархии» «О небесной иерархии»»мистическое богословие»… =Византия ответила на это наличием золотой смальты (озаряемый светом, играющий свет) на криволинейной пов-и, что создавало определенный эффект, будто фигуры зависают в неизмеримом пространстве., а западная церковь отвечает витражем (свет проходит через стёклышки, и переломляясь создаёт цвет)

В византийском храме изображения святых были в средней части, что создавало эффект присутствия святых среди людей. Таких храмов не сохранилось, но!!!

В италии Собор Св. Марка – строился по византийскому образцу византийскими мастерами. Он- крестово-купольный храм центрической типологии с 5 куполами. И это единственный храм в котором всё покрыто мозаикой и с применением огромного кол-ва золотой смальты.

Главное –купола- только византийская технология сохранена по своему образцу. Храм Св. Марка доведенный до завершения крестово купольный центрической типологии 5куп. На всех уровнях.

Первый единый художественный стиль- романика. Первое веяние западного средневековья. дороманика от.. -11вв (королингское, оттоновское..) вся христинизация завершилась только к 906. В это время –при феодализме очень развито рыцарство, т.к. им нужно было отвоевать для себя земли. Жили люди в феодальных замках. (вассал моего вассала не мой вассал) сеньер был обязан заботится о вассале.монашество сильно развито. Бенадектинский устав, монастырь. Монастырь- самодостаточный.===городская культура практически сошла на нет. (римляне-дороги, моты и тд. Как появился единый стиль? Города запустели, монастыри самодостаточны и независимы. К 10в дорог почти не было. А для перемещений они использовали реки, но в полноводье- они были неприодолимой преградой.большущщие уроны от разлива рек!! Европа нах-сь в таком состоянии. И Именно монастыри(на них была возложена большая ответственность) в 11в(т.е.! начало 2-го тысячелетия) и люди ждали нового. А они стояли на эсхатологическом учении (о конце света) (в посл главе евангелие –«Христос прийдёт второй раз» ХРИСТОС ПРИЙДЁТ ПОСЛЕ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ВЛАСТВОВАНИЯ ДЬЯВОЛА) и конечно это понимание отразилось на жизни. Они ждали.=На западе началось сильное еретическое движение, в основном в южной части современ Франции. Мысль: что на земле наступило 1000летние царствование дьявола, и они стали поклоняться дьяволу. Борьба с ними вплоть до 13в. Цитадель- г.Альбин(там была концентрация еритиков, и герцог поддерживал их)=Альдегольская ересь====и церковь взяла на себя обязательства- отпущения грехов. Церковь теперь бещает индульгенцию. И в 11-12вв - -наступает ПАЛОМНИЧЕСТВО. Все проникнуты мыслью о получении отпущения грехов. Главное место паломничества- Иерусалим (почти по военному, под прекрытием крестоносцев) 1089; 2-й центр па. Рим где папа, где мощи и святые реликвии (св.Елены) ясли христа, наконечник копья,, итд… за это тоже давали индульгенцию.

Во времена Карла Великого (Сев-зап Испании.совр) чудо обретения мощей Иакова. Арабы в 711 ворвались на пирин по-в и в 711 при провинции Пуатье(лангобарды), и в 730-арабы были отброшены за пиренейский пол-в. и войска карла ходили воевать за пиренею. И они даже создали мален христ гос-во – Испанская марка. поход против мусульман в европе- преконкисто. Земли должны принадлежать христианам!! Что это знак свыше./ Кампостелла(созвездие млечного пути, букв. Скопление звёзд) и сейч та кназ город на пути поломничестве—Сантьяго де компастелло.

В 11 в на монаст плечи возлагает обеспечение пропуска поломника. И этот факт преобразует всю европу. И ачинают прокладывать дороги, возводить каменные мосты, мостить. И создаются христианские королевства. Каталония, Арангон. Андалуссия Леон. Галиссия—получины в результате побед при конкисты. А через центр было положены 4 пути: через сантьяго де Компастелло. 12в- Сантьяго стал самым посещаемым монастырём. И уже недостаточно было разных ====теперь конгрегации(объединение) монастырей. Аббатства- крупные монастыри, подчинялись аббатству материнского аббатства(теперь маленький мон-рь будет зависим от главных) в итоге в европе возникло 2 мощных 1. Клюнийская конгрегация (в Бургундии) и отсюда расходились линии сообщения поломничества в другие монасыри: на тер- пирин по-ва, германии, Фр,..

Артель, кот обучали. Из рук в руки передаютяс технологи, материалы, иконография. И эта артель обцученная отправляется напр в Германию…и ===в других городах повл похожая скульптура, фрески, иконы. И это способствовало появлению стиля –РОМАНИКА (но она распадается на школы, не совсем унифицированная как готика, она в разных местах-разная) этот процесс сложения –наз ранней романикой. Расцвет –первые 10и летия 12в. и вдруг огромный взрыв в течении 3х десятилетий построек романики. Там работали монахи и миряне, они по-долгу отсутствовали в своих монастырях. Каждая артель имела воё направление)И постепенно в Европу приходит новй материал.(дерево. С11в-известняк местный. Всё каменное. Мог быть и блок)

Цистарцианский орден монах написал «хроники» и церковь оделась в белые одежды! Это была уникальная реформа.

Арх романики очень разная! 1000 романских церквей на маленькой тер-ии Франции.!! =огромный масштаб.

Явление –это храмы на пути поломничества. (дороги, мосты, и строят монастыри по дорогам,, церкви расширяли(чтобы вместить всех). Т.е. дорог было 4(всегда связано с земными понятиями):

пройти всю дорогу (через перевал)до Сантьяго де Компастелло надо было пешком

1.земли королевского домена. Провинция Иль де Франс приходила в герцегство Тулузы

2. Бургундия.место Везеле---шла туда же и соединялась с первой.

3. Герц Овернское. Ле Кюи –она приходила туда же(т.к. в перинее было немного перевалов)

4. в провансе начиналась в Арле и шла отдельно, по перенее через др перевал,, и все дороге в одной точке соединяются.

Были самые главные поломнические церкви.(помимо малых по пути) 5 главных храмов(они послужили каноном в арх-е)

1. Сен Мартен В Туре (от этой церкви ничего не сохранилось)

2. Сен Марциан в Лиможе (в Бургундии) место в кот делали эмали. Взорвана в фр бурж рев-и

3. Сент Фуа в Конхе (в Тулузе) сохранилась только внутреннее пространство, оболочка- барочная. Место называется Конха (похоже на гористую раковину). Сент Фуа-Св. Вера (во времена Карла великого перевезены мощи Веры) романские церкви –не византиские(храм-небо на земле) тут- церковь- это крепость на земле!! Крепость господня на земле- имеет фартификационный характер. Они очень похожи на замки. Это в первую очередь базилики с очень толстыми стенами и с обязательными башенными структурами как правило располагаются не обязат на зап фасаде, а над средокрестием. На путях поломничества- все базиликальные и крестовообразные. Эти башни указывают на место алтаря. Восточная часть церкви представляет специфическую структуры. Абсида обрамлена дополнит обёмами. Пирамедального повышеня. Шиже, выше, выш, +башня.

Трёхнефная базилика со специфич боковым нефом и центральном нефом.расчлененная, либо мало расленная каменная часть. Алтарная апсида окружена объемами открыв заолтарное пространство. Прямое перекрытие. Цель –создать каменные сводчатые перекрытие, а не деревянное перекрытие. Точками в плане- точечные опоры-столбы. ДЕАМБУЛАТОРИЙ к которым примыкают АБСИДИОЛЫ. В Венцы капелл можно в каждую заглянуть.

Базилика тело господа с руками/вами, оголовье, а за оголовьем ВЕНЕЦ (терновый венец) венец победы над смертью. (всегда под алтарём были подземные пространства) и традиция осталась, и в этих подземных пространствах находятся священные останки святых. – КРИПТЫ церкви. КРИПТА всегда самая ранняя часть церкви!!! Могло перестраиваться, достраиваться. Но самая стара часть –крипты- под землей.

Паломники в каждом монастыре приобщались этим мощам святых. И для доступности реликвии стали поднимать и именно для этого сделали проход за алтарём пройти через апсидиолы. По боковому нефу пройти, не мешая богослужению, в апсиде!! И проходили по другому рукаву трансепта.

Апсидиолы, выше амбулаторий, выше апсида.

Как перекрывался центральный неф? Гладкий нерасчлененный полуцилиндрический- т.е. коробовый свод.

Крестовые своды романской конструкции. (см. специфику) можно спутать с готикой. Их возводили в боковых ефах. Потом и в центральных.

Все церкви на путях полоничества—полуцилиндр свод на подпружных арках.

2-й ярус бокового нефа. Они часто имели двухярусную структуру. Его аркада выходит в центральный неф- ЭМПОРЫ. (нюанс связан с освещение центр нефа. Свет поступает через эмпоры, а в центральном нефе окон нет, поэтому в центральный неф свет поступает апосредованно) Таккой неф называется –сЛЕПОЙ.

Базилика, над средокр башня, с деамбулат и венцом капелл, перекр центр нефа на подпр арках,, свет через эмпоры, имеет слепой неф.

Сантьяго Де Компастелло важное место для катлического мира. Свет через купол. Барокко в испании- национальный стиль в арх.

Герцегство в Пуату. Нотер дам ля Гранд в Пуатье. Огромный культ Богоматери как на востоке(Византии) так и на западе. Закономерность можно увидеть снаружи- расчлененные или малорасчлененные массы – в романике наружные стены являются несущим элементом конструкции. На своды опираются и боковые и центральный неф! распор боковых нефов, распор свода, и =наружные стены гораздо толще.чтобы погасить распор., поэтому в этих стенах нельзя сделать окон. Окна как ель. Башни конусообразные(определяет принадлежность). Весь западн фасад заполнен скульптурой. Свод полуцилиндрический на подпружных арках. Романика характерны- наличием рельефа. Цвет- это важнейшее составляющее романского синтеза. Роспись! Из окон льётся свет – церковь зального типа(.б. расчленена на нефы, но высота нефов будет почти одинаковая)

Сен Пьер в Барбулене.

Почти весь фасад заполнен скульптурой(это характерно д этого места). Эта церковь имеет единый внутр объем.!!! Снаружи двускатная кровля, но внутри скрывается тип соооруж с куполной базиликой. 5 куполов. Снаружи виден 1. Под куполом, переход к соседним куполам, они опираются на пилоны (но это локальное частное явление)(но этот тип противоречит идее базилики – Путь)

Сен Фрон в Периё. Только башня свидетельствует о том, что это романика!! Тип: Византийский Крестово-купольная (похожа на Св. Марка в Венеции) тут есть дворик- клюатр. Дворик окружённый аркадой, а тут он со стороны хода, а не внутри!!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.