Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и его факторы (модель AD - AS).






Совокупный спрос представляет собой общую сумму планируемых расходов (в номинальном выражении) на приобретение отечественных товаров и услуг за некоторый период времени.

Таким образом, если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то

AD = C + Igплан. + G + Xn,

где AD – совокупный спрос.

Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.

P AD Чтобы получить значение номинального

совокупного спроса для каждой точки

кривой AD, нужно перемножить

координаты соответствующей точки

(PQ).

0 Q (реальный ВВП)

На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП ( Q на рисунке 3.1), который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственныйсектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен ( Р ) за некоторый период времени (год) Как видно на рисунке 3.1, кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:

  1. Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).
  2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.
  3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).

Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо (в положение AD1 на рисунке 3.2), если совокупный спрос растет, или влево (в положение AD2), если совокупный спрос сокращается.

Неценовые факторы совокупного спроса.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов: потребительских расходов (C), планируемых инвестиционных расходов (Igплан), государственных расходов (G) и расходов на чистый экспорт (Xn) независимо от уровня цен.

(1 ) Потребительские расходы. На объем потребительских расходов влияют следующие факторы:

  1. благосостояние потребителей;
  2. ожидания потребителей;
  3. задолженность потребителей;
  4. налоги (ставка подоходного налога).

(2 ) Планируемые инвестиционные расходы.

На объем планируемых инвестиционных расходов влияют следующие факторы:

  1. процентные ставки (если изменения процентных ставок не вызваны изменением уровня цен);
  2. ожидаемые прибыли от инвестиций;
  3. налоги с предприятий;
  4. технология;
  5. избыточные производственные мощности.

(3 ) Государственные расходы определяются законодателями

(4) Расходы на чистый экспорт зависят от соотношения экспорта и импорта.

6.Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт.

Национальное счетоводство основано на использовании системы обобщающих показателей (агрегатов), отражающих результаты функционирования национальной экономики в целом за определённый период времени (обычно 1год). Система национальных счетов отражает поток товаров, вновь произведенных в течение данного периода. Исходным показателем в системе национальных счетов с 1992 года является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). До 1992 года таким показателем был валовой национальный продукт (ВНП).

ВВП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых внутри страны за определённый период времени (обычно за 1 год).

Так как ВВП измеряет объем национального годового производства, он служит источником роста национального богатства страны, которое представляет собой совокупную стоимость имущества (активов), принадлежащего частным физическим, юридическим лицам, а также государству.

1. Хотя ВВП измеряет объем всей произведенной конечной продукции и услуг, на практике учесть все конечные товары и услуги невозможно, так как часть их не проходит через рынок (например, услуги домашних хозяек). Кроме того, во всех странах существует теневая экономика: производимые в ней товары и услуги проходят через рынок, но не могут быть учтены в ВВП, так как теневой бизнес не платит налогов.

2. Следует подчеркнуть, что ВВП учитывает только товары и услуги, произведенные в данном периоде. Сделки с ранее созданными активами не входят в ВВП данного периода. Например, цена дома, купленного в данном году, но построенного в прошлом году не войдет в ВВП данного года, а вот оплата услуг посредника – войдет. По этой же причине в ВВП не учитываются покупки подержанных товаров.

В ВВП не входят трансфертные платежи (так как это безвозмездные выплаты населению).

3. ВВП измеряет выпуск продукции, создаваемой на территории данной страны, независимо от того, кому принадлежат ресурсы.

Однако страна может иметь собственность заграницей, граждане данной страны выезжают на заработки в другие страны. С другой стороны, в данной стране могут функционировать иностранные предприятия и работать иностранные граждане. Для измерения объема товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны, используют показатель валового национального продукта (ВНП). До 1992 года именно ВНП служил исходным показателем системы национальных счетов.

ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны заопределенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство).

ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы

(Чистые поступления представляют собой разницу между поступлениями из-за границы и платежами заграницу).

Для большинства крупных стран ВВП»ВНП. (Это не относится к России, где очень велика утечка капитала). Поэтому в дальнейшем анализе мы не будем принимать во внимание разницу между ними.

4. Исчисление ВВП (ВНП) по рыночным ценам означает, что в состав ВВП и ВНП входят чистые косвенные налоги. (Чистые косвенные налоги – это разница между общей суммой косвенных налогов и суммой дотаций фирмам).

Показатель ВВП часто используют для сравнения благосостояния людей в различных странах. Однако для этих целей показатель ВВП обычно дополняется системой социальных показателей оценки индивидуального благосостояния. Эти показатели сгруппированы в следующие блоки:

1. образование;

2. здоровье;

3. работа и качество условий труда;

4. досуг;

5. покупательная способность;

6. окружающая среда;

7. безопасность;

8. возможность участвовать в жизни общества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.