Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья






Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:

– Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;

– Китай – Конфуций;

– Индия - трактат " Артхашастра".

Свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей.

Конфуций (Кун-цзы) (551–479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства – этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

Индийский трактат " Артхашастра" (буквально – " наука о пользе, о прак­тической жизни") – это собрание наставлений по вопросам управления государ­ством.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430–354 гг. до н. э.) в трактате " О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд " О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Платон (428–347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде " Государство". Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда " Политика":

– обязательным является наличие частной собственности;

– все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хремастику;

– деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали " всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

– человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Источники экономической мысли Средневековья:

– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);

– в России: " Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название " Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию " социальной физики", которая призывала:

–к осознанному отношению к труду;

– борьбе с расточительством и жадностью;

– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь».

Экономические воззрения Августина:

1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В своем основном произведении " Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

– деньги не могут порождать деньги;

– необходимо сословное деление общества;

– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

– признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

– цену, которая сообразна издержкам;

– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.