Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Утверждение конституционной монархии в Англии и ее эволюция в новое время.






Начало следующего столетия в истории Англии ознаменовалось изданием Акта об устроении (или Закон о престолонаследии) в 1701 г. Этот документ решал вопрос о порядке наследия престола после бездетного Вильгельма Оранского. Акт вводил принцип контрассигнатуры и принцип несменяемости судей. Отстранение государственных служащих от должности должно было осуществляться только по решению парламента. Акт об устроении создавал основы для введения принципа разделения властей.

Таким ообразом, к началу XVIII в. в Англии существовало три конституционных акта (Хабеас корпус, Билль о правах и Акт об устроении), составивших писаную часть английской конституции (до сих пор в стране нет единого законодательного акта). К этому добавлялись неписаные правила, которые утвердились в практике и стали конституционным прецедентом. XVIII век - время установления этих правил: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето. В конституционном развитии Англии прослеживалось два направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент.
Парламент состоял из двух политических партий: тори (отстаивали земельный ценз) и виги (за имущественный ценз). В 1710 г. был принят закон, в соответствии с которым в парламент могли избираться лица с доходом от недвижимости в размере 500 фунтов в сельской местности и 300 фунтов в городах. Действовала старая избирательная система, которая обеспечивала наличие " карманных округов" и " гнилых местечек". Это обеспечивало политическое господство аристократии. Акт об устроении запретил совмещение звания члена нижней палаты с занятием государственной должности, но актом 1706 г. он мог подвергнуться переизбранию, если желал оставаться в парламенте. Социальный состав парламента обеспечивал господство аристократии в обеих палатах, поэтому господствующие классы не боялись вручить ему полноту власти. С 1707 г. короли перестали пользоваться правом вето, передавая парламенту всю полноту законодательной власти. В 1716 г. произошло увеличение полномочий нижней палаты с 3-х до 7 лет, что обеспечивало независимость от избирателей. Заседания парламента были тайными, и разглашение парламентских прений приравнивалось к государственной измене.

Кабинет министров.
Лишение короля законодательной власти способствовало ограничению его полномочий в сфере исполнительной власти, и это имело следствием то, что министры должны были попасть под контроль парламента. Это достигалось с помощью конституционного прецедента. Начало было положено заседаниями кабинета без короля: с 1720-х гг. король перестал посещать заседания, так как не знал английского языка. Отсутствие короля на заседаниях кабинета привело к выделению министра, который председательствовал на заседаниях, - премьер-министра. Далее был внедрен принцип неответственности монарха: по акту 1711 г. за подписанный королем документ ответственность нес соответствующий министр. Перенос ответственности на членов кабинета требовало контроля над ними парламента, и был выработан механизм отставки правительства.

Одновременно происходит ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц. Король назначает в кабинет тех лиц, которые имеют поддержку большинства парламента. С другой стороны, кабинет пребывает у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства палаты общин. К концу XVIII в. становится очевидным, что нельзя управлять, имея против себя парламент, от которого зависит бюджет страны.

Таким образом, в Англии сложилась конституционная монархия. Формально король был главой государства. В его ведении находились международные отношения, война и мир, назначение и отзыв послов, главнокомандующего армией, министров, от его действовали имени Тайный совет и парламент. Король имел право досрочного роспуска палаты общин, назначения новых лордов. Но реально ни одну из прерогатив монарх осуществить не мог. Неписаная конституция лишила монархию ее реального содержания. Деятельность кабинета и премьера не регулировалась никаким законом, а определялась неписаными правилами. В середине XVIII в. некоторые политичесике деятели выражали протест, что должность премьера противоречит закону и таит опасность для государства, но это уже была практика парламентаризма, и отказываться от нее было нецелесообразно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.