Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Персонала






 

Д. И. Писарев писал: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество несоизмеримо важнее первого».

Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки и техники. Известно, что полученные знания устаревают каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации /2/.

Повышение квалификации применяется обычно в следующих случаях:

· при поступлении человека в организацию;

· при перемещении на новую должность, работу, изменении объема полномочий;

· при смене технологии, оборудования;

· когда у работника выявлены недостатки при исполнении функциональных обязанностей;

· при смене вида деятельности.

Повышение квалификации кадров позволяет решать задачи как в интересах организации – повышение эффективности труда, включая качество труда, так и в интересах человека – повышается качество жизни, увеличиваются возможности для реализации своих способностей, работник становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Повышение квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием проводится как на предприятиях, так и с отрывом от производства. Оно включает как первичное ознакомление выпускников вузов и техникумов с особенностями техники, технологии и организации производства на данном пред­приятии, так и плановое повышение квалификации специалистов. Данные исследований свидетельствуют о том, что взаимосвязь между повыше­нием квалификации и производственной отдачей специалистов явля­ется очень тесной. Поэтому каждый специалист один раз в пять лет проходит повышение квалификации с отрывом от производства, а в промежутках — лекции, семинары, обмен передовым опытом — без отрыва от производ­ства /16/.

В настоящее время в стране действуют десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квали­фикации, факультеты и филиалы при ВУЗах, постоянные курсы повы­шения квалификации при организациях и предприятиях.

Однако действующая система повышения квалификации по мас­штабам еще недостаточна. Она мало связана с выполнением этими работниками конкретных должностных функций. В частности, институты и факультеты повышения квалификации в силу постав­ленных перед ними задач не всегда уделяют должное внимание под­готовке резерва на замещение руководителей среднего звена — для цехов и отделов, потребность в которых весьма ощутима. Сегодня эта система переживает очень серьезные трудности, связанные с отсутствием финансирования и кризисными явлениями в экономи­ке.

Для рабочих создаются условия повышения рабочего разряда раз в три-пять лет. Для этой цели функционируют школы передового опыта, современных форм организации производства и т.п.

Вся сложная система мер по повышению квалификации и про­фессиональной подготовки требует знания основ организации произ­водства, техники и технологии, принципов педагогики и т.п.

Основными формами повышения квалификации рабочих являются /16/:

· производственно-технические курсы, организуемые по сту­пенчатой системе. Это краткосрочные курсы, где рабочий получа­ет четко ограниченный круг знаний, необходимых для получения следующего разряда. Учебные программы унифицированы, и ра­бочий, перейдя с одного предприятия на другое, может продол­жить обучение;

· курсы обучения вторым и смежным специальностям. Они рас­пространены в тех случаях, когда используется конвейер, происхо­дит внедрение новой техники и технологии;

· школы по изучению передовых методов труда, организуе­мые для передачи опыта новаторов;

· курсы целевого назначения, решающие задачи изучения но­вой техники и технологии, правил техники безопасности, основ эко­номики и нормирования, повышения качества продукции;

· повышение квалификации рабочих на общественных началах (шефство, школы передового опыта и т. д.);

· вечерние и сменные профессионально-технические училища.

Переподготовка кадров – обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию результатов труда.

Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий.

Крупную государственную программу переподготовки персонала выполняют областные и городские центры занятости населения. Через существующие учебные центры кадры обучают новым дефицитным профессиям, выплачивают стипендию в период обучения. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.

Программы учебных центров имеют ряд недостатков:

· ориентация на краткосрочные курсы обучения продолжительностью 2–3 месяца;

· низкая стоимость образовательных программ (примерно 2300–2600 рублей в месяц на одного человека);

· ориентация на общие заказы предприятий, а не на конкретные потребности в рабочих и служащих;

· учебные предприятия ведут обучение по имеющимся у них типовым программам, не всегда сопоставленными с реальными потребностями предприятий и организаций и заказами центров занятости.

Рассмотрим основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала:

1. Определение потребности в подготовке специалистов с выс­шим и среднетехническим образованием, а также по рабочим профес­сиям на обозримую перспективу для поддержания производствен­ных коллективов.

2. Выбор формы подготовки (направление в ПТУ, ТУ, техни­кум, вуз, обучение непосредственно на рабочем месте).Отбор кан­дидатов на обучение тем профессиям, по которым испытывает­ся потребность, направление отобранных кандидатов на учебу.

3. Организация совместной работы с учебными заведениямипо развитию у кандидата интереса к предприятию, по разъяснению возможностей, которые откроются перед ним после его при­хода на производство во всех областях (рост квалификации, зара­ботка, социальных возможностей и т. п.), по приближению форм и методов подготовки к запросам заказываю­щей организации.

4. Организация подготовки кадров непосредственно на рабочих местах.

5. Контроль за прохождением адаптации молодыми рабочими и специалистами в начальный период их работы.

6. Организация переподготовки и повышения квалификации ра­бочих кадров.

7. Совместная с ВУЗами и техникумами работа по подготовке и переподготовке специалистов высокой квалификации непосредствен­но для нужд данного производства.

8. Планирование и организация работы по повышению квалифи­кации и переподготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой процесс обучения?

2. Какими факторами обусловлено возрастание роли обучения персонала?

3. Какие выгоды получает организация в результате обучения персонала?

4. Что включает в себя структура профессионального образования?

5. Что представляет собой структура высшего профессионального образования?

6. Что представляет собой повышение квалификации персонала?

7. Что представляет собой переподготовка персонала организации?

8. Раскройте основные функции предприятий и организаций по переподготовке и повышению квалификации персонала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.