Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка персонала






Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Профессиональная подготовка осуществляется в образовательных учреждениях по перечням профессий и специальностей, установленных Правительством РФ и по уровням образования. Структура профессионального образования представлена на рис. 6.

 

Рис. 6. Структура профессионального образования

Начальная профессиональная подготовка. Одним из ведущих факторов роста производительности обще­ственного труда является правильно организованная профессиональ­ная подготовка рабочих и специалистов. В нашей стране сложилась и действует, несмотря на трудности, законченная система профессиональной подготовки рабочих и специ­алистов. Она ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах (ПТУ) и технических колледжах.

Наряду с профессиональной подготовкой, финансируемой за счет бюджетных средств, существует целый ряд учебных заведений, как государственных и муниципальных, так и частных, которые ведут подготовку профессиональных работников за плату, вносимую как самими обучающимися, так и фирмами, которым требуется персо­нал соответствующей квалификации. Подготовка здесь ведется, как правило, по мод­ным, престижным специальностям, потребность в которых имеется на рынке труда (по данным Правительства РФ лишь 5% работников, занятых в производстве, могут быть отнесены к категории специалистов с высшей квалификацией) /16/. Государство стремится сохранить контроль над этими формами подготовки, проводя аттестацию подобных учебных заведений.

В зависимости от формы обучения его сроки колеблются от 10 месяцев до 3 лет /16/.

Другим направлением обучения рабочих кадров является подго­товка их непосредственно на производстве.

Различают два направления этой работы: индивидуальную и бригадную подготов­ку. Индивидуальная подготовка предполагает, что к новому работнику прикрепляется ин­дивидуальный инструктор-наставник. При бригадной подготовке – ру­ководителем является бригадир-наставник.

Цели подготовки на производстве можно разбить на три категории:

· совершенствование квалификации;

· ознакомление с информацией общего характера, которая ока­зывает косвенное влияние на повышение уровня квалификационно­го развития работника, например, информация о выпускаемой про­дукции и предоставляемых в фирме социальных услугах, о структуре предприятия, кадровых, бытовых вопросах и т.д.;

· формирование позиций и навыков, необходимых в производственной среде.

Индивидуальная и бригадная подготовка имеет распростране­ние в тех случаях, когда:

· потребность в рабочих кадрах той или иной специализации пре­вышает возможности подготовки их через систему профессиональ­но-технического образования;

· если указанная потребность возникает неожиданно и времени для подготовки кадров в профессионально-технических училищах не остается;

· если подготовка кадров в училищах по данной специализации не ведется или из-за сложности работы просто не требуется.

Индивидуальное и бригадное ученичество готовит специалис­тов, как правило, сравнительно невысокой квалификации и дает наилучшие результаты при сочетании с работой высококвалифици­рованных наставников.

Подготовка, осуществляемая на предприятии, позволяет быстро обучать работников профессии. Однако при этом следует отметить, что такая подготовка не в состоянии справиться со всеми требованиями, которые выдвигает перед экономикой организационный и технический прогресс.

Мастер, бригадир или рабочий-инструктор, которым поручается обучение, как правило, являются высококвалифицированными ра­ботниками, которые выполняют свою работу качественно, достигая высокой производительности труда. Между тем, следует помнить о том, что далеко не всегда люди, которые сами хорошо выполняют свою работу, умеют научить других ее выполнению.

Подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием. Наряду с подготовкой рабочих кадров в нашей стране организо­вана и система учебных заведений, ведущих подготовку специалис­тов с высшим и средним специальным образованием. К ним относят /16/:

· государственные высшие учебные заведения, финансируе­мые за счет федерального бюджета (университеты, экономические вузы и т.п.);

· государственные высшие учебные заведения, финансируе­мые за счет министерств, ведомств и региональных органов власти (педагогические, сельскохозяйственные, высшие учебные заведе­ния армии, связи, метеослужбы и т.д.);

· частные высшие учебные заведения, подлежащие аттестации со стороны Министерства образования и ведущие подготовку специалистов за плату;

· система техникумов и колледжей, государственных и прива­тизированных, ведущих подготовку специалистов со средним образованием, как на платной основе, так и за счет средств государ­ственного бюджета.

В основных положениях государственной политики в области высшего образования и направлениях его развития отмечается следу­ющее:

· высшая школа России была и остается одной из немногих систем высшего образования в мире, способных осуществлять подготовку кадров и выполнение научных исследований практически по всем направлениям развития науки, техники и производства;

· по масштабам подготовки специалистов, массовости образо­вания, численности студентов по отношению к народонаселению рос­сийская высшая школа лишь незначительно уступает США и стра­нам со сходными традициями;

· по обеспеченности научно-педагогическими кадрами россий­ская высшая школа, как в абсолютном, так и в относительном измере­нии, находится на одном из первых мест в мире;

· по удельному интеллектуальному потенциалу высшая школа России по многим направлениям (особенно в области гуманитар­ных наук и новых технологий) традиционно отстает не только от США, но и от других стран.

Структура высшего профессионального образования включает /2/:

Первый уровень – это неполное высшее образование. Оно считается завершенным по окончании не менее двух первых лет обучения. Первый уровень высшего профессионального образования должен дать студенту профессию и квалификацию.

Второй уровень дает подготовку по основной профессиональной образовательной программе и обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «Бакалавр».

Третий уровень это уровень высшего профессионального образования, который рассчитан на 5 лет с получением квалификации «Специалист».

Пятнадцать лет перестроечного и постперестроечного этапа совер­шенствования высшего образования в России требует оценки эффек­тивности современного функционирования этой системы и появившихся нововведений, рассмотрения положительных и отри­цательных черт этого процесса /16/.

В целом сегодня структура высшего профессионального образования выполняет свою роль.Ее положительными чертами могут считаться:

· доступность (любой желающий на конкурсной основе может поступить в любое учебное заведение);

· широта распространения высших учебных заведений по тер­ритории страны (хотя качественно они далеко не равны, и во власт­ных структурах уже высказывается мнение о целесообразности закрытия части слабых периферийных учебных заведений);

· бесплатность обучения для части учащихся;

· выплата государственных стипендий (которых, впрочем, се­годня не хватает для жизни);

· иерархичность, когда одна стадия образования следует за дру­гой (школа, ПТУ, техникум, вуз, аспирантура).

· специализация обучения. Число специальностей, по которым ведется подготовка в нашей стране, значительно больше, чем за рубежом.

Вместе с тем, существующая система подготовки не вполне соот­ветствует запросам общества и государства. Главный из недостатков сводится к тому, что по объему получаемых знаний, по структуре изучаемых предметов, по степени усвояемости изучаемых дисциплин возникает разрыв с потребностями хозяйственной практи­ки.

Пока еще вузы очень редко осуществляют обучение работников под конкретные рабочие места, конкретные организации. Недостаточна увязка между произ­водственными технологиями (подготовка инженеров-технологов) и соответствующими формами организации производства (подготовка экономистов, производственников, трудовиков и т. п.).

Послевузовское профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование получают в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

По завершении послевузовского образования, защиты квалификационной работы (диссертации, совокупности работ) присваивается ученая степень и выдается документ об образовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.