Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррупция






Все знают, самая главная проблема в России – это коррупция. Все, даже изначально правильные действия разбиваются об этот монолит. Она охватывает все сферы жизни, поглощает большую часть результатов труда общества. Кажется, она непобедима, неизбежна и даже в какой-то мере полезна.

Конечно, она неизбежна, тут вопрос степени проникновения и влияния. Поэтому победить ее можно лишь в какой-то мере. Когда речь заходит о коррупции, сразу возникает образ гаишника или мелкого чиновника, который берет взятку. Попросту говоря, понимается коррупция как взяточничество. Мы даем взятки, чтобы уполномоченное лицо делало свою работу лучше. Например, врач в больнице. Или же чтобы не делало - например, взятка гаишнику, чтобы тот не выписывал штраф.

По сути это лишь самая малая и безобидная часть общей системы использования административного ресурса в личных целях. То есть, коррупция - это система, подчиняющая подвластных личным интересам властвующих. Система, в которой власть отделена от людей. В такой ситуации люди, даже самые честные и чистые, попадая туда, очень быстро меняются. Безответственность и возможность обогащаться будут порождать только безответственность и жажду обогащения. Поэтому, когда над властвующим ставят контрольный орган, это не решает проблему, т.к. нужен еще один «контрольный контрольного», над ним еще один, и так до бесконечности. Вообще, каждый найдет массу примеров, когда властное лицо использует полномочия даже не для личного обогащения. Это могут быть мотивы не связанные с деньгами, например, когда мелкий чиновник использует власть для самоутверждения за счет того, что вытирает ноги о других. Это тоже коррупция.

Термин «олигархия», означает власть денег и наоборот. Если есть власть - это ведет к обогащению, есть деньги – значит, они будут влиять на власть. Олигархия - это и есть коррупция как форма правления. Олигархи - это не просто богатые люди. Это реальное влияние на политику, на повседневную жизнь людей обусловленное наличием капитала. Более того, те, кто «рулит» во власти, получают от этого большие дивиденды. Чем больше власти, тем больше денег. Иначе говоря, олигархи – это не только богатые имеющие власть, это также те, кто имеет власть и за счет нее обогащается.

Соединение собственности и власти в СССР или царской России оправдывалось идеологией, божей необходимостью, иррациональными вещами. Тогда все было честно и говорилось прямо - «за царя» или «за вождя». Нет никакой разницы, она только в названиях, табличках и лозунгах. Сегодня разновидность той же системы с другими названиями. Все это объясняет теория Маркса. В этом нет ничего удивительного, все это характерно для социально-экономической формации феодализма. До тех пор, пока переход от феодального метода хозяйствования к капиталистическому не станет жизненно необходимым, он не произойдет.

Сегодняшняя экономическая опора системы - природные ресурсы. Именно они позволяют правящим поддерживать свою власть, им нет никакой нужды что-то менять. Можно сказать, природные богатства – и благо и вред. Вред в том, что верхушка использует их не для общенародных целей, а исключительно для личного обогащения, но, главное для поддержания сложившегося уклада и расслоения.

Результат феодализма - отсутствие нужды в демократических институтах. Они могут существовать, но реального влияния не оказывают. Чаще всего, парламент, как канцелярия, пишет законы в угоду элите. Возможно огромное количество общественных организаций, но все они будут подводить теоретическую основу оправдания существующей системы. Просто само общество экономически не может ни на что влиять. В США средний класс имеет подавляющую долю в создании ВВП, они являются основой экономической системы, поэтому именно они и определяют власть, а не наоборот.

Стоит отметить сразу, что ни одна существующая система в мире не может полностью защитить народ от подобного явления. Это заключается в человеческой природе: человек всегда думает в первую очередь о своих интересах. Все, что можно сделать - это максимально гармонизировать личные стремления властвующих и подвластных. Для этого необходимы две составляющих - главная и сопутствующая.

Конечно, самое важное - это равноправие субъектов, любых и в любой деятельности. Это не подразумевает одинаковые права, но их равный объем. Понятно, на дороге ваши права и права инспектора отличаются, но это не значит, что он имеет право на все. В армии разные права у призывников и офицеров, но это не значит, что кто-то имеет право унижать. И те же принципы должны быть везде. Самое главное, это должно работать в политике. Если идут выборы губернатора, то действующий губернатор должен приостановить свою работу, т.к. иначе его фигура не будет сходить с экранов. Якобы он выполняет свою работу, а другие получают гораздо меньше «обязательного» эфирного времени. Это и есть коррупция: он использует положение губернатора, чтобы иметь больше эфира, больше скрытой рекламы, больше возможностей высказаться и т.д. Еще нагляднее, когда он не участвует в дебатах. Тогда конкуренты лишаются возможности прямой дискуссии и наглядного сравнения.

Такой же пример с государственным и муниципальным заказом. Все знают, что именно это благодатная почва для наживы. «Распил» и «отмыв». Отсутствует нормальная конкуренция за эти заказы. Нынешняя система очень сложна, непонятна, все сделано для того, чтобы уполномоченное лицо могло влиять на результаты этих конкурсов и побеждали те, кто и должен - зять, брат или просто друг. Говорить о замещении должностей, когда вакансии распределяются по степени близости к начальству, смысла нет, все живут в этом каждый день. Вместе с равноправием идет прозрачность и открытость деятельности. Без прозрачности не может быть равноправия, именно она дает понимание реальной ситуации. Чем больше секретности, тем больше злоупотреблений.

Вторая составляющая гармонизации интересов власти и народа - подконтрольность. Собственно для реализации подконтрольности и существуют выборы. Как уже говорилось, сами по себе процедуры выборов и голосования ничего не значат. Подконтрольность будет реализовываться посредством выборов только тогда, когда есть равноправие субъектов, когда есть открытость и гласность их деятельности.

Можно сказать еще о самих правилах и законах. Они должны быть обращены лицом к людям, в них не должно быть места для произвола власти, тех норм, которые позволяют злоупотреблять ею. Конечно, это уже следствие открытой и подконтрольной власти. Только так появляются законы, защищающие человека. Это всегда результат равноправия, это и есть его выражение в законе.

Все это ведет к очень простому явлению, о котором шла речь - конкуренции. Точнее, перенаправлении борьбы за власть из русла подковерных интриг и закулисных заговоров к конкуренции за поддержку народа. Реальную поддержку, осознанную. А значит и гораздо более эффективную, продуктивную. Именно такая поддержка и создает единение народа. Оно создается только так, но никак не навязываемыми идеями, пусть даже самыми правильными. В такой системе наверх поднимаются те, чьи интересы напрямую связаны с интересами народа. Это его личные интересы, в этом и есть гармонизация.

Идеала достичь невозможно. Всегда будет оставаться некое поле злоупотреблений. Вот это поле и есть одно из направлений роста и изменения общественно-экономической ситуации. Неизвестно, отомрет ли государство и политическая власть вместе с ним, но следующий этап развития, как всегда, задействует людей в управлении еще больше. А значит, снизится коррупция.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.