Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и значение принципов правосудия, их классификация.






Принцип правосудия - это основное положение, закрепленное в законе, определяющая сущность организации, деятельность суда. Принципы правосудия обязательно должны быть закреплены в законе.

В соответствии со ст.15 КПРФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать К РФ и законы. В этой ст. К закреплен обще-правовой принцип законности. Применительно в сфере правосудия следует выделять содержание этого принципа:

1)законность самой процедуры, рассмотрения дела судебного заседания

2)законность решения, принимающего в ходе рассмотрения дела в суде, а также законность окончательно закона по делу.

Значения принципов правосудия состоит в том, что они выступают важной гарантией установлении истины по делу, защиты прав личности в сфере правосудия и обеспечения законности правосудия.

Все принципы правосудия находятся в определенной системе взаимодействуют между собой, дополняя друг друга. Нарушение одного принципа правосудия неизбежно повлечет за собой нарушение другого принципа правосудия.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и в том, что оно, будучи ведущим и ответственным направлением (функцией) правоохранитель­ной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по зако­ну этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фик­сирует вполне определенно. Ст. 4 Закона о судоустройстве говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях граж­данских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Данное положение означает, что правосудие — это разбиратель­ство двух категорий дел: гражданских и уголовных.

 

Классификация:

Все принципы правосудия с точки зрения их содержания могут быть классифицированы на 2 группы:

1) судоустройственный принцип правосудия- речь идет о тех принципах правосудия, содержание которых преобладают моменты, связанные с организацией суда (например, право на судебную защиту).

2) судопроизводственный принцип правосудия- речь идет о тех принципах правосудия, содержание которых преобладают моменты процессуального характера, т.е. речь идет о деятельности суда(например, состязательность и равноправие сторон в судебном заседании, гласность судебного заседания и др.)

7.Осуществление правосудия только судом:

В соответствии со ст.118 К РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная система РФ установлена К РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

В соответствии со ст.4 «Закон о судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с К РФ и настоящими ФКЗ. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим законом не допускается.

Сущность этого принципа правосудия состоит в том, что не один государственный орган, не одно должностное лицо, ни один гражданин не вправе брать на себя функции по осуществлению правосудия. Такое право предоставляется только одному особому государственному органу-суду.

Значение этого принципа правосудия состоит в том, что он обеспечивает законность правосудия и соблюдения прав личности в сфере правосудия. Данный принцип правосудия может реально действовать только если в законе будет приведен исчерпывающий перечень судов.

В настоящее время такой перечень содержится в законе о судебной системе РФ.

8.Состязательность и равноправие сторон в судебном заседании:

Состязательность сторон характеризуется разделением процессуальных функций сторон и отделением от них функции суда по разрешению дела.

В соответствии со ст.123 «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Значения принципа этого правосудия состоит в том, что:

1)он содействует установления истины по делу.

2)обеспечивает соблюдения прав личности в уголовном процессе

Необходимость предпосылки состязательного построения судебного процесса служит разделение в судебном заседании 3 функций:

1) функция обвинения (прокурор, потерпевший, адвокат-представитель потерпевшего, гражданский истец и др.)

2) функция защиты (подсудимый, адвокат подсудимого, гражданский ответчик и др.)

3) функция разрешения дела (суд, судья). Судья создает условия для сторон в судебном процессе. Объем прав и обязанностей 2 сторон должен быть одинаков.

9.Презумпция невиновности и обеспечение обвиняемому право на защиту:

В соответствии со ст.11 «Всеобщей декларации прав и свобод человека» каждый человек, обвиняемый в нарушении имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются ВСЕ возможности для защиты.

В соответствии со ст.6 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» каждый обвиняемый в совершении уголовных преступлений- невиновен, пока его виновность не будет доказана законным порядком.

В соответствии со ст.49 К РФ каждый обвиняемый в совершении преступлений считается невиновным, пока его виновность не будет доказана предусмотренным федеральным законном порядке и установлена вступившем в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою вину! Неустранимые сомнения виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Из презумпции невиновности в необходимостью следует вывод о том, что обвиняемому должно быть обеспечено право на защиту.

Права обвиняемого на защиту включают в себя:

1)право использовать собственные правомочия для защиты своих интересов(приносить жалобы, ходатайствовать и т.д.)

2)право иметь адвоката- защитника(ст.48 К РФ)

10.Право на судебную защиту:

В соответствии со ст.8 «Всеобщая декларация прав человека» каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами, в случае нарушения его прав.

В соответствии со ст.10 «Всеобщая декларация прав человека», каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявляемых ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливым, независимым и беспристрастным судом.

В соответствии со ст.6 «Европейской о правах человека и основных свобод», каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела, в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.

В соответствии со ст.46 К РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Последние годы право на судебную защиту получило значительное развитие. Возможности обращаться в суд увеличились.

В соответствии со ст.46 К РФ решении и действия(или бездействия) органов государственной власти, органов местного управления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.47 К РФ никто не может быть лишен права на рассмотрения его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно относится законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случае, предусмотренным с федеральным законом.

В соответствии со ст.46 К РФ каждый в праве в соответствии с международным договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутри государственные средства правовой защиты(Европейский суд по правам человека).

11.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом:

В соответствии со ст.19 К РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина и человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущества и служебного положения, религии, убеждений и т.д. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В соответствии со ст.7 «Закона о судебной системе РФ» все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, участвующим в процессе сторонами по признанию их половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущества и служебного положения и др. оснований

Равенство всех перед законом означает, что независимо от всех различий, применительно к конкретной жизненной ситуации для всех действует единые законы. Исключений должно быть как можно меньше, а если они есть, эти исключения должны быть объективно обоснованы и регламентированы в законе(например, особый порядок привлечении и ответственности судей).

Равенство всех перед судом означает:

1)процедура рассмотрения дела в судебном заседании(как правило, единая);

2)объем прав и обязанностей у участников судебного разбирательства в одинаковом процессуальном положении является одинаковым.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и приме­нение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, одинаковы, независимо от того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на иной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не гражданскими, а военными судами. Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преиму­щества либо привилегии.

 

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское за­конодательство устанавливало особый режим привлечения к уголов­ной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задер­жание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и де­путатов законодательных (представительных) органов.

Например, в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказа­но следующее:

" 1. Члены Совета федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

2. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопаснос­ти других лиц.

3. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой федерального Собрания".

Дополнительные гарантии— средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как по­казывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в прин­ципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

12.Независимость судей и подчинение их только закону:

Сущность данного правосудия состоит в том, сто профессиональные судьи и граждане, участвующие в рассмотрении дел(арбитражные заседатели, присяжные) рассматривая конкретные судебные дела, руководствуются требованиям закона, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также собрания доказательств, а также собрания доказательств по делу. Незаконное воздействие на судей с целью нанесения определенного решения не допускается.

В настоящее время принцип независимости регламентирован ст.10 «Всеобщей декларацией прав и свобод человека» и ст.6 Европейской конвенции «О правах и свободах человека».

В соответствии со ст.120 К РФ судьи независимы и подчиняются только К РФ и закону. Судьи, присяжные и арбитражные, участвующие в осуществлении правосудия независимы и подчиняются только К РФ и закону.

В РФ не могут издаваться законы и другие нормативно-правовые акты, отменяющие или умоляющие судов и независимость судей.

В действующем законодательстве предусматривается система гарантии, направленная на обеспечение независимости судей. Некоторые из гарантий закреплены в К РФ:

В соответствии со ст.121 «Судьи несменяемы». Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены, не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным законом.

В соответствии со ст.122 К РФ «Судьи неприкосновенны». Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяющем федеральным законом.

В соответствии со ст.124 К РФ финансирование судов производится из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом.

Определенная система, гарантирующая независимость судей регламентирована ст.9 «Закона о статусе судей РФ»:

1)процедура рассмотрения дел в судебном заседании включает в себя механизмы, которые направлены на обеспечение независимости судей. Например, институт, тайны совещательной комнаты.

2)наличие и административной и уголовной ответственности за незаконное воздействие на судей.

3)несменяемость судьи

4)исчерпывающий перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.

5)неприкосновенность судьи

6)наличие органов судейского сообщества

7)надлежащее материальное обеспечение судей.

В ст. 9 этого Закона установлено, в частности, что независимость судей обеспечивается:

§ предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

§ установленным порядком приостановления или прекращения полномочий судьи;

§ правом судьи на отставку;

§ неприкосновенностью судьи;

§ системой органов судейского сообщества;

§ предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

13.Язык судопроизводства:

Сущность этого принципа правосудия состоит в том, что язык судопроизводства и делопроизводства в суде должны быть такими, чтобы их понимали все участники судебного разбирательства, а также лица, присутствующие в зале судебного заседания(публика).

Значение этого принципа правосудия в том, что он:

1)содействует установления истины по делу

2)обеспечивает соблюдения прав личности в судебном процессе

В соответствии со ст.26 К РФ каждый имеет право на пользование родным языком, а также на свободный выбор языка общения.

 

В соответствии со ст.10 «Закона о судебной системе РФ» судопроизводство и делопроизводство в Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем арбитражном суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке. (Конституционный, Арбитражный, военный, Верховный).

 

Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики на территории которой находится суд.(Верховный суд республики, районный, городской, конституционный, суды субъектов РФ).

На территории республики проживают люд и, для которых родной язык не русский. Тогда дело возможно будет рассматриваться на другом языке.

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей в других судах субъектов РФ(конституционные или уставные) ведутся на русском языке, либо на государственном языке республике, на территории которой находится суд.

Не федеральные суды: областной, краевой, московский и др.

Могут быть ситуации, когда лица, участвующие в деле не владеют языком судопроизводства. Таким лицам обеспечивается право выступать и давать показания на родном языке или на любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

14.Открытое разбирательство дел в судах:

Сущность данного принципа правосудия состоит в том, что любое лицо, достигшее определенного возраста (16 лет) имеет право присутствовать в зале судебного заседания при рассмотрении конкретного дела.

 

Значения этого принципа правосудия:

1)он обеспечивает законность судебного процесса

2)содействует соблюдению прав личности в судебном процессе

3)дает возможность оказать положительно-воспитательное воздействие как на участников судебного разбирательства, так и на лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

В соответствии со ст.123 К РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случае, предусмотренном федеральным законом. Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в соответствующих статьях «Процессуального кодекса».

Могут существовать такие обстоятельства, при которых необходимо провести закрытое судебное заседание. Перечень таких ситуаций является исчерпывающим и обязательно должен быть закреплен в законе.

Например, применительно к уголовным делам закрытое судебное заседание может быть проведено в случаях, когда:

1)разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны.

2)в случае, когда рассматриваемое уголовное дело о преступлениях, совершенными лицами не достигших 16 лет.

3)рассматривает уголовные дела по преступлению против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также другие преступления, где могут быть разглашены сведения об интимных сторонах жизни участников судебного разбирательства, либо сведения, унижающие их честь и достоинства.

4)требуют этого интересы, обеспечивающие безопасность участников судебного разбирательства, их близких и не близких родственников и близких лиц.

В закрытом судебном разбирательстве процедура рассматривания дела такая же, как в открытом судебном заседании.

Решение по делу провозглашается публично, но та часть, содержащая государственную тайну, она опуститься.

Выездное судебное заседание - суд принимает решение рассмотрения дела не в зале судебного заседания, а в другом месте. Например, на месте совершения преступления. Их нужно проводить только по делам, имеющих не большое и не долгое разбирательство.

15.Участие граждан в осуществлении правосудия:

Федеральный закон от 30 мая 2001 года «Об арбитражных заседателях, арбитражных судов, субъектах РФ».

Федеральный закон от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях, федеральных судов общей юрисдикции в РФ»

В настоящее время в действующем доказательстве предусматривается 2 формы участия граждан в осуществлении правосудия:

1)присяжные заседатели

2)арбитражные заседатели

Институт народных заседаний отменен.

В соответствии со ст.32 К РФ граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.

В соответствии со ст.1 «Закона о судебной системе РФ» судебная власть РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых установленным законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей.

В соответствии со ст.8 «Закона о судебной системе» граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия устанавливается федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Присяжные заседатели и суд присяжных- это особая форма уголовных дел в судах, которые существовали. Самостоятельного закона о суде присяжных нет.

Суд присяжных –это такая форма осуществления правосудия, при которой в состав суда входят: судья профессионал, который решает вопросы права(руководит судебным процессом, квалифицирует преступные деления, определяет меру уголовного наказания), а также коллегия присяжных заседателей из 12 человек, которая решает вопросы факта(дает ответ на основной вопрос уголовного дела «виновен или не виновен»).

В соответствии со ст.47 К РФ обвиняемый в совершении преступлении имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 123 К РФ в случае, предусмотренном федеральным законом судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Впервые суд присяжных в России был введен в 1864 году в связи с судебной реформой. Просуществовал суд присяжных до 1917 года. Вновь суд присяжных был введен в современной России в 1993 году. Сначала (с 1 ноября) в 5 субъектах РФ, а с 1 января 1994 года еще в 4 субъектах РФ(Ставропольский, Красноярский край, Алтайский, Саратовская обл., Московская, Ростовская, Ивановская, Ульяновская и Рязанская.)

Главной особенностью введения суда присяжных состоит в том, что он вводится не на всей территории РФ. Это был правовой эксперимент, объясняли его, ссылаясь на 2 основные причины:

1)большие трудности с финансированием;

2)желание проверить на практике эффективность действия правовых норм, регламентирующих суд присяжных, а далее, если это будет необходимо, уточнить содержание этих норм.

В юридической науке такое решение этого вопроса и раньше и сегодня подвергается серьезной критике. Главный аргумент в том, что такое введения суда присяжных нарушает конституционную законность, а именно, равенство всех перед законом и судом.

На ряду с этим, в других субъектах РФ появляется ситуация, когда человек совершил преступление, его дело расследовано и должно быть рассмотрено в коллегии присяжных судей ему отказывают.

Доводы против суда присяжных:

1)Суд присяжных может привести к правовому нигилизму, т.е. к ситуации, когда коллегия присяжных заседателей принимает решение, закону не соответствующую. Например, дело Веры Засулич(она выстрелила в генерала С-П и тяжело ранила его. Коллегия присяжных заседателей оправдала ее.)

2)Рассмотрения дела с участием коллегии присяжных заседателей снижали активность судьи профессионала в судебном процессе.

3)Если дело рассматривалось с участием коллегии присяжных заседателей, иногда бывает непросто обеспечить их независимость и защиту.

4)В большинстве зарубежных государств Европы суда присяжных нет. 1981 год в Италии была большая конференция и приняли решение на ней, что не нужен суд присяжных в Зарубежном государстве.

Доводы за суд присяжных:

1)суд присяжных в большей степени гарантирует установление истины по уголовному делу.

2)суд присяжных создает лучшие условия для того, чтобы судебный процесс был максимально состязательным.

3)суд присяжных в большей степени обеспечивает независимость суда.

Присяжные заседатели могут быть:

1)граждане РФ

2)включенные в списки кандидаты в присяжные заседатели

3)призванном в установлении УПК РФ порядке к участию рассмотрения судом уголовного дела.

Присяжные заседатели и кандидаты в присяжные заседатели не могут быть лица: (ч.2 ст.3 «Закон о присяжных заседателях», перечень категорий таких лиц является исчерпывающим.)

1)не достигшим к моменту составления списков возраста 25 лет

2)имеющим непогашенную или не снятую судимость

3)признание судом недееспособным или ограниченным судом в дееспособности

4)состоящем на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах, в связи с лечением с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, хроническими или затяжными психическими расстройствами.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ в качестве присяжных заседателей не допускается так же лица(ч.3 ст.3 «Закона о присяжных заседателей», перечень категории таких лиц является исчерпывающим.):

1)подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления

2)не владеющих языком судопроизводства

3)имеющих физические или психические недостатки, препятствующие участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Составляется 2 списка: общий и запасной (только тех граждан, которые проживают в районе суда-в запасной список включат.)

Граждане исключаются из списков в случаях:

1)выявление обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3 «Закон о присяжных заседателях»

2)подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению или обязанности присяжного заседания, если он является:

-лицом, не владеющим языком судопроизводства;

- лицом, не способным исполнять обязательства присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтверждающее это мед. Справкой.

-лицом, достигшим возрастом 65 лет;

-лицом, занимающим государственную в органах местного самоуправлении;

-военнослужащим;

-сотрудникам государственной и негосударственной правоохранительной деятельности;

-священнослужителям.

Как появляются списки?

В каждом субъекте РФ уголовные дела рассматриваются областным судом, окружным(флотским) военные суды, мировые судьи и т.д. Список составляется раз в 4 года.

Председатель соответствующего суда за 3 месяца до истечения срока составляет список с участием коллег присяжных заседателей, то кол-во заседателей, которые могут потребоваться на 4 года. Запасной список не должен превышать ¼ от основного списка.

Это направление отправляется в правительство. Там должностные лица цифру общего списка разбрасывают по муниципальным образовательным учреждениям, учитывая сколько постоянно проживает лиц по отношению к району.

Как появляется список?

В каждом районе берут список избирателей по последним выборам и с помощью компьютерной программы производят случайную выборку по последним выборам. С этим списком работают.(с 18 лет человек имеет право голосовать).

Этот список проверяют(людей в нем), публикуют в местной прессе. Те, кто при наличии определенных причин не могут принять эту должность, должны написать письмо и их исключают.

Далее отправляю в управление(в суд). Ежегодно эти списки перепроверяются.

Правовой статус присяжных заседателей:

За ними сохраняется гарантия трудовых прав(не могут уволить с работы, перевести на другую должность и т.д.). Их размещают, обеспечивают вознаграждением. Пока они участвуют в рассмотрении дела на них в полном объеме обеспечивается независимость судей. З/п им платиться так же.

Арбитражные заседатели:

Арбитражные заседатели арбитражных судов субъектов РФ являются:

1)граждане РФ

2)наделен в порядке, установленном законом «Об арбитражных заседателях» полномочиями по осуществлению правосудия

3)при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ

4)в 1 инстанции под ведомственным им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражный заседатель привлекается к рассмотрению дел по ходатайству стороны. Состояние арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей состоит из судьи и 2 арбитражных заседателей.

Судья является председательствующим в судебном заседании. А.з. принимает участие в рассмотрении дела и принимает решение на ровне с профессионалами судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Главное отличие а.з. от профессионального судьи в том, что присяжный заседатель только наблюдает за происходящим и только дают ответ»виновен- невиновен». А.з.- имеет такие же обязанности как и у профессионального судьи. Решение принимают втроем. Если 2 а.з. принимают одно решение, а профессионал судья другое, то принимается решения 2 а.з.

Арбитражным заседателем могут быть:

1)граждане РФ

2)достигшие 25 лет

3)но не старше 70 лет

4)с безупречной репутацией

5)имеющие высшее профессиональной образование

6)стаж работы в экономической сфере, финансовой, юридической, управленческой, предпринимательской деятельности не менее 5 лет.

Арбитражным заседателем не могут быть:

1)лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость

2)лица, совершившие поступок, умоляющий авторитет судебной власти

3)лица, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности

4)лица, занимающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы РФ, а также лица, занимающие муниципальную должность.

5)судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, органы внутренних дел, ФСБ, наркоконтроль и др. сотрудники правоохранительных органов.

6)лица, состоящие на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах.

Процедура и порядок появления:

Списки а.з. формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложения о кандидатуре а.з., направляя в указанные суды торгово-промышленные палатами, объединенные предприятия, иные общественные профессиональные объединения.

Списки а.з. представляются арбитражным судом субъектов РФ высший арбитражный суд РФ и утвержденный пленумом высшего арбитражного суда РФ. А.з осуществляют свои полномочия в течении 2 лет.

16.Судебная власть и ее роль в обществе:

Разделе́ ние власте́ й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Законода́ тельная власть — власть в области законодательства.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой[1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Функции исполнительной власти

1)подзаконодательное регулирование;

2)осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

3)административное правоприменение;

4)осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

5)административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

6)охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

7)информационное обеспечение органов государственной власти.

1. Судебная власть - это особая власть, её правовая природа такова, что она в различных правовых системах призвана осуществлять одну и ту же функцию - правосудия, защиты прав и свобод человека и гражданина, функцию контроля за тем, чтобы государство было ограничено правом в своих властных проявлениях.

2. Судебная власть не только самостоятельна, но и независима от других ветвей государственной власти, а также от общественной власти и от местного самоуправления как форм публичной власти народа в Российской Федерации.

Цель ее деятельности - формирование и развитие в государственной системе такого института, который был бы способен защитить общество, каждого человека от неправомерных действий государства и ограничить само государство как властную машину в его деятельности правом. При этом такой механизм должен, как мы понимаем, прежде всего, состоять частью этого самого государства, и, не нарушая принципа суверенного развития государственности, иметь возможность реализовывать основной принцип правового государства - ограничение государственной власти правом.

3. Никто не вправе выполнять функции судебной власти вместо нее, вершить правосудие. Судебную власть осуществляет система государственных органов, структура которой установлена, прежде всего, Конституцией Российской Федерации как актом высшей юридической силы, а также Федеральным конституционным законом " О судебной системе Российской Федерации" 19. Данные нормы закреплены в части 1 и 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации, которые гласят, что " правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" и " судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается". Разумеется, есть вопросы, примыкающие к правосудию, которые решаются парламентом, его палатами (например, амнистия), главой государства (помилование). Однако такие вопросы не являются правосудием. Ни парламент, ни глава государства, ни другие органы не ставят под сомнение акт правосудия, не оценивают его, а исходят из принципа неприкосновенности судебного решения.

4. Судебная власть создана для выполнения задач правосудия. Она не может принимать законов, указов и т.д., нормотворчество - не ее предназначение. Судебная власть не вправе также выполнять и функции исполнительной власти. Оценивая юридические акты, судебная власть не исследует причин их целесообразности и обоснованности их принятия, это не ее задача, она воспринимает документ таким, каким он представлен суду для оценки.

5. Также следует отметить еще одно проявление назначения судебной власти - она занимает особое место в системе сдержек и противовесов в отношениях между властями в государстве

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно происходить без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом.

ЕЕ соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоящий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей, из одного или нескольких судей и 6 - 9 - 12 - 24 присяжных заседателей. Обычно в странах тоталитарного социализма в процессе участвуют один судья и два народных заседателя, которые имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основаниях большинством голосов. Присяжные участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого (решают вопросы не права, а факта). Меру же наказания определяет судья.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами - юридическими и физическими лицами, - в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Ее реализация - приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску - представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию и т.д.

Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление - наличие рассматриваемых ниже высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы.

В отличие от законодательной и исполнительной власти, которая теснейшим образом связана с политикой, при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или каким-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятия конкретного решения. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных органов, в том числе конституционных судов.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, т.к. только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей. Судебная власть не имеет силовых механизмов, ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц, сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в странах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

Функции судебной власти:

1)Правосудие.

2)Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

3)Толкование правовых норм.

4)Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

5)Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

Высшие федеральные суды:

6) Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);

7) Верховный Суд Российской Федерации;

8) Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;

9) Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»).

Судебная власть в РФ:

1)осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;

2)самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;

3)осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Единство судебной системы:

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

1)установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;

2)соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3)применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4)признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5)законодательного закрепления единства статуса судей;

6)финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

17.Понятия, принципы построения и структура судебной системы РФ:

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов:

1)Закона о судоустройстве;

2)Закона об арбитражных судах;

3)Закона о военных судах;

4)Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений названных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вывода:

1)правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”;

2)суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации;

3)всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

-Конституционный Суд РФ;

-Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

-Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

1) гарнизонных военных судов;

2)окружных (флотских) военных судов;

Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.

 

 

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов РФ:

1)конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

2)мировых судей.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

“Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

1)установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2)соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3)применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4)признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5)законодательного закрепления единства статуса судей;

6)финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

1)высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

2)другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

3)суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.

18.Основные идеи Концепции судебной реформы 1991 года:

Концепция судебной реформы 1991 года остается актуальным документом. Это признал и Президент РФ В. Путин на V Всероссийском съезде судей: " Необходимо ускорение судебной реформы. Более того, мы должны наконец ее завершить.

Вниманию народных депутатов РСФСР предлагаются конкретные идеи по решению задач судебной реформы. Перечень намечаемых мероприятий, возможно, будет изменен, дополнен по мере продвижения реформы, но критерием правильности предпринимаемых шагов должно остаться изложенное выше видение проблем российской юстиции.

Необходимо подчеркнуть, что предложения о реформировании прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных органов продиктованы исключительно интересами судебной реформы. Эта позиция не позволяет претендовать на всеобъемлющий характер высказываемых предложений. Концепция избегает также излишней детализации при описании судоустройства и юридического процесса в пореформенных органах, ограничиваясь только действительно важными и новыми положениями.

Во-первых, напомнить общественности, что же, собственно говоря, планировалось в сфере защиты и восстановления прав и законных интересов граждан. Но напомнить в новой форме. Сама Концепция - довольно объемный документ, содержащий к тому же много объяснений, почему требуются те или иные изменения. Поэтому мы вычленили все более или менее конкретные задачи.

Во-вторых, провести инвентаризацию реализованного и нереализованного в сфере юстиции; выяснить, насколько велик объем нереализованных положений; объяснить, почему были предприняты отступления от Концепции, почему остались невыполненными какие-то ее положения и стоит ли некоторые из них отстаивать в дальнейшем.

В-третьих, облегчить возможность оценки нынешних и будущих законодательных инициатив в сфере организации и функционирования судебной власти.

Поскольку выше даны достаточные пояснения относительно причин кризисных явлений в системе юстиции и стоящих перед нею проблем, предложения формулируются кратко, без повторения уже приводившихся обоснований.

19.Судебная инстанция, звено судебной системы, их виды:

Звено судебной системы - суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

1)основное звено (районные суды);

2)среднее звено (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов);

3)высшее звено (Верховный Суд РФ).

Подобным образом организованы и военные суды:

1)основное звено (гарнизонные военные суды);

2)среднее звено (окружные (флотские) военные суды);

3)высшее звено (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

С 4 июля 2003 г. подсистема арбитражных судов стала четырехзвенной:

1)основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);

2)первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);

3)второе промежуточное звено (федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));

4)высшее звено (Высший Арбитражный Суд РФ).

Судебная инстанция - суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

 

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

функция апелляционной инстанции возложена законами от 7 августа 2000 г. на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В системе арбитражных судов такую функцию выполняют арбитражные апелляционные суды. Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбирательство) представляет собою полное или частичное повторное рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу.

В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций могут выступать все суды, кроме районных и гарнизонных военных судов, а точнее — судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ. На эти инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости не вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой инстанции гражданских дел, а также большинства иных судебных решений. Они же проверяют не вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов.

Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела, завершающимся постановлением нового приговора или решения по гражданскому делу. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

Широкое признание получил термин “ надзорная инстанция ”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

1)президиумы судов среднего звена;

2)Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум;

3)в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных инстанциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанциях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции.

21.Федеральная судебная система: общая характеристика:

Районный суд-основное звено федеральных судов общей юрисдикции.

22.Конституционный суд РФ:

Конституцио́ нный суд РФ -судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента.

Конституционный суд РСФСР впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей.

Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель

Хохрякова, Ольга Сергеевна — заместитель председателя.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Не является подчиненным и подведомственным Конституционному Суду РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства и является судебным органом конституционного контроля.

Деятельность, Полномочия, порядок образования Конституционного Суда РФ определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом " О Конституционном суде Российской Федерации".

23.Федеральные суды общей юрисдикции:

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально- экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

24.Верховный суд РФ:

Верховный Суд Российской Федерации:

1)является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

2)осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуаль






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.