Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация как общение






Рассмотренные нами модели коммуникации в большей мере раскрывают внешние факторы, влияющие на коммуникацию. Однако на процесс коммуникации оказывают влияние и внутренние факторы. Следует отметить, что коммуникация, или общение, — это тоже деятельность со своей целью, предметом и средствами (рис. 7).

Общение как взаимодействие двух людей может осуществляться на трех уровнях: когнитивном (познавательном), эмоциональном и поведенческом. Оно может иметь инструментальную направленность: на выполнение социально значимой задачи, на дело, а также личностную направленность — на удовлетворение личных потребностей.

В процессе общения можно решать следующие задачи (иногда они выступают как цели общения):

Глава 3. Коммуникация как деятельность

1) социальную: засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения, создать хорошие отношения и т. д.;

2) информативную: обменяться информацией, фактическими сведениями; выяснить факты, обстановку; сообщить факты, планы;

3) экспрессивную: выразить чувства, мнения; высказать обиду, недовольство;

4) побудительную: заставить что-то предпринять, сделать; потребовать; попросить о чем-то: изменить мнение, сделать, дать и т. д.

Общение включает два процесса: передачу и получение информации.

Взаимодействие между людьми может осуществляться на формальном и неформальном уровнях, то есть с разной степенью психологической близости. Общение может проходить в позитивном или негативном эмоциональном тоне. Все перечисленное и определяет умение общаться, которому, как и любой деятельности, нужно обучаться.

Рис. 7. Компоненты диадного взаимодействия

Раздел 2. Теоретико-методологические основы...

Таким образом, в умение общаться включаются умения:

□ поставить цель беседы;

П определить предмет обсуждения;

О владеть средствами общения: вербальными, эмоциональными, поведенческими;

О понимать собеседника по вербальным, эмоциональным и поведенческим проявлениям;

П сохранять направленность на решение задачи;

□ конструктивно вести деловую беседу;

О удовлетворять личностные потребности в процессе общения;

□ быть спонтанным, естественным, непринужденным;

□ придерживаться социальной роли;

□ вести доверительную, откровенную беседу;

□ регулировать психологическую дистанцию;

□ передавать, сообщать информацию;

□ получать, выяснять информацию; О снижать напряженность в беседе;

П устанавливать благоприятную, доброжелательную атмосферу; П терпеть, выносить негативное отношение собеседника; П определять уровень общения: деловой, личностный, формальный, доверительный;

□ перестраиваться в зависимости от ситуации;

П побуждать что-то сделать: заставить, потребовать, попросить и др.

Практически все перечисленные компоненты умения общаться рассматриваются в следующей главе при описании деловой беседы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.