Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинга






Глава 2.1. Основные методы социально-психологического тренинга

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник,

используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов

тренинга. К таким базовым методам традиционно относят:

1. групповую дискуссию;

2. игровые методы;

3. психогимнастические упражнения.

Кроме того, выделяют релаксационные аутотренинговые и медитативные

упражнения.

Существуют еще ряд методов СПТ, которые относят к вспомогательным или

дополнительным методам. Среди них выделяют такие как проективный рисунок,

танцевальные упражнения, песенные упражнения, элементы аутотренинга и

медитативные упражнения, творческая визуализация.

Остановимся на характеристике каждого метода.

2.1.1. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы

Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.

Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал, что ребенок

благодаря механизму дискуссии отходит от эгоцентрического мышления и учится

становиться на точку зрения других, старших или младших детей.

Далее К. Левин внес свой вклад в разработку проблемы дискуссии. Его работы

сыграли важную роль в разработке идеи влияния групповых обсуждений на принятие

творческих и управленческих решений в группе. Было отмечено, что групповая дискуссия

повышает мотивации и эго-вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Был проведен социально-психологический эксперимент.

Исследователи поставили задачу изменить отношение домохозяек к новым,

пищевым продуктам.

1-ой группе — была прочитана убедительная лекция по данному вопросу. В

результате только 3% женщин впоследствии попытались прибегнуть к советам эксперта.

2-ой группе — была ______________организована дискуссия на тему преимущества использования

тех же продуктов. В результате 32% женщин стали использовать раннее игнорируемые

продукты.

Причины данного эффекта:

• в ходе дискуссии формируется более определенное мнение,

• дискуссия дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности

участников.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге — это совместное обсуждение

какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно

спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки

участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно

по разным основаниям.

По структурированности:

1. структурированные дискуссии — в них задается тема для обсуждения, а иногда и

четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по

принципу " мозговой атаки").

2. неструктурированные дискуссии — в них ведущий пассивен, темы выбираются

самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать

дискуссии:

1. тематические — обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы

вопросы и проблемы;

2. биографические — ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности

личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены

на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на

его поведение, предлагают обратную связь.

3. интеракционные — материалом которых служат структура и содержание

взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализутся

принцип «здесь и теперь».

4. дискуссии, ориентированные на задачу — материалом служит содержание

отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-

либо задачу.

Преимущества групповой дискуссии.

1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные

позиции участников группы.

2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставленным

проблемам и вопросам.

3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения.

Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий.

1. обучение участников анализу реальных ситуации;

2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками;

3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второстепенного;

4. учит преодолевать приверженность старым образцам;

5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы;

6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь

быть застигнутым врасплох.

Основные стратегии ведения дискуссии.

1. свободное ведение дискуссии.

2. программированное ведение.

3. компромиссная форма.

Свободное ведение дискуссии.

Основные характеристики:

• внешне непозволительная пассивность со стороны ведущего, минимальное

вмешательство и отдельные реплики;

• ведущий не ставит задачи, не формулирует вопросы, в конце всё это делает

сама группа;

• участники постепенно сами подходят к тому, что «спасти» их может лишь

активность самой группы, что положиться можно только на самих себя;

• сложна в реализации;

• доступна высококвалифицированному специалисту.

Пример: роджерианские группы.

Программированное ведение групповой дискуссии.

Характеристики:

• наличие у ведущего четкого плана, по которому группе предлагаются темы для

обсуждения и способы их проработки;

• плюсы — похоже на традиционное обучение, что облегчает работу;

• минусы — осложняет работу тем, что сковывает активность участников,

порождает желание во всем положиться на ведущего группы.

Компромиссная форма ведения дискуссии.

Сочетает элементы программированности с отступлением в сторону свободной

стратегии. Некоторые проблемы и задачи могут быть заданы ведущим, другие возникают

непреднамеренно в ходе групповой работы и выдвигаются самими участниками.

Основные фазы процедуры дискуссии:

1. фаза ориентировки;

2. фаза оценки;

3. завершающая фаза.

Каждой фазе соответствуют определенные шаги:

1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);

2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);

3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);

4. подведение итогов дискуссии — сопоставление полученных результатов с целями.

Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а

так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента

участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»).

Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому,

что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной

интерпретации или единственного решения — почти всегда возможны альтернативы.

Психологические эффекты дискуссии:

1. сиюминутный результат в ходе обсуждения;

2. результат в течение групповых занятий;

3. отсроченный результат — лишь спустя более или менее продолжительный

промежуток времени.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из

практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных

ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях

тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным

методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализ).

2.1.2. Игра как метод групповой психологической работы

Не меньшее значение в социально-психологическом тренинге имеют игровые

методы. Игра считается одним из наиболее эффективных методов модификации личности.

В игре реализуется принцип активности: человек усваивает 10% — из того, что слышит,

50% — что видит, 70% — что проговаривает, 90% — что делает сам. В игре

задействованы когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы личности, так как

метод основан на понимании личности обучаемого, как мыслящего, чувствующего и

активного действующего участника событий приближающихся к реальным событиям.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко

проявляется в гештальт-терапии и психодраме.

Игра представляет собой широкий набор образовательных и тренинговых техник,

цель которых снабдить человека упрощенной репродукцией реального или воображаемого

мира (моделирование).

Идею обращения к игре как отражению проблем реального мира можно

обнаружить ещё в 3 тысячелетии до н.э., в китайской игре «Вей-Хай», а также в более

поздних играх, например, шахматы — которые представляют собой прообраз военных

игр.

Важнейший структурный элемент в игре — это моделирование. Моделирование —

замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием

объектами, замещающими реальный объект. Данный элемент присущ исключительно

играм взрослых. Аналогом его в детской игре является ролевое использование предметов.

В зависимости от сферы, которая подвергается моделированию, игры делятся на: 1)

социально-экономические, 2)производственные, 3) управленческие, 4) политические, 5)

социально-культурные и т.д.

По типу процессов (времени проведения, степени заданности ролей, формам

выработки решения участниками группы, системам оценивания походу игры) все игры

можно подразделить на два основных типа игровых методов:

1. Операционные игры.

2. Ролевые игры.

К операционным играм относят:

1. организационно-деятельностные (ОДИ)

2. деловые (ДИ)

3. учебные или дидактические игры.

Общие характеристики операционных игр:

1. имеют сценарий;

2. преследуют задачу столкнуть обучаемого индивида с действительностью;

3. в них заложен алгоритм «правильности и неправильности» принимаемого решения,

т.е. участник ______________группы видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие

события;

4. минусы операционных игр:

• делается акцент на инструментальное обучение, при этом межличностный

аспект формализован по сравнению с реальностью;

• игровая иммитационная модель упрощает действительность.

Организационно-деятельностные игры — моделирование в её процессе

предполагает размышление о деятельности, однако, реальное проигрывание и

манипулирование с моделью отсутствует.

Организационно-деятельностные игры делятся на:

• проектировочные игры — решаются различные проблемы организации,

связанные с созданием или реформирование существующих организационных

структур;

• проблемно-ориентировочные игры — в ходе них осуществляется постановка и

поиск решения проблем, найденное решение проверяется в деятельности

игроков здесь же на игре и проигрываются оптимальные решения;

• исследовательские игры — направлены на вскрытие закономерностей в

экономических, социальных, общественных науках.

Деловые игры — определяются как метод иммитации (подражания, изображения)

принятия управленческих решений в различных ситуациях (путем разыгрывания по

заданным или выработанным самими участниками игры правилам). Их часто называют

иммитационными, управленческими играми. Основной сферой приложения деловых игр

является принятие управленческих решений в социально-экономических ситуациях. На

основе модели социально-экономической системы имитируется процесс деятельности

руководящих работников и специалистов предприятий по выработке управленческих

решений.

Игровая деятельность задается через имитацию функционирования социальных

институтов и поведения игроков как представителей тех или иных организаций.

Роль ведущего в операционных играх активна. Он является организатором, следит

за реализацией плана игры, часто является источником конфликтной ситуации. Ведущий

является элементом игрового комплекса наравне с игровыми группами и экспертами.

Следующий вид игровых методов — это ролевые игры. Они являются основным

игровым методом, используемым в СПТ.

Сферой моделирования ролевых игр является не только социально-экономические

и производственные, но социально-культурные системы.

Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые

представляются уместным или реализуются в данном социальном контексте. В обществе

личность функционирует через свои роли. Роли связаны с определенным социальным

контекстом. Так дома мы, мать, отец, дочь, в магазине — покупатели и продавцы, на

работе — студенты и преподаватели и т.д. В зависимости от того, кто мы в данном

социальном окружении, мы ведем себя тем или иным способом. Роли могут быть:

профессиональные; или отражать социальное положение; определятся условиями, в

которых находится человек (клиентами, отдыхающими, болельщиками, членами прихода)

и т.д. В связи с той или иной ролью изменяется и поведение индивида.

В процессе социализации люди принимают на себя определенные роли и начинают

вести себя в соответствии с её требованиями. Процесс принятия роли является

естественным и непрерывным. Роли отдельного человека меняются в течение всего

жизненного цикла, фактически и в течение дня. Поведение человека — это набор, ролей,

которые он играет.

Ролевые игры, используемые в СПТ — это особый метод моделирования, который

фокусирует внимание на процессе межличностного взаимодействия. Ролевая игра —

метод суть, которого состоит в разыгрывании ролей.

Простейшая форма ролевой игры.

Её идея состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной

ситуации либо себя, либо другое лицо. Далее игроков просят вести себя соответственно

тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате участники групп узнают нечто

об этом человеке и ситуации. Таким образом, каждый игрок выступает как часть

социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут

опробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое

поведение группы.

Другие формы ролевой игры.

Воображаемое лицо

Реальное лицо

Игрок

Сам играющий

Простая, один к одному — сложная

Знакомая — новая

Данная в деталях — очерченная в общем






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.