Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития теории и практики групповой работы.






Первый этап — становление групповых форм работы в рамках практической

медицины.

Тяготение к объединению в различные группы было свойственно людям на

протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества

люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Но только в

последние два столетия группы стали использовать для решения задач целенаправленного

воздействия на личность. И это стало предметом научно-психологического исследования.

Антон Месмер (1734-1815) австрийский врач одним из первых предпринял

попытки лечения больных с психическими и соматическими расстройствами, посредством

объединения их в группы. Он приобрел международную известность благодаря своему

умению излечивать от самых разных соматических и психических болезней. Месмер

считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических

флюидов, которые исходят от звезд. Он собирал группу пациентов вокруг деревянного

чана с водой, после чего в развевающейся мантии и с волшебным жезлом в руках

эффектно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана

специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каждого из них своим

жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональной атмосферы

происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать якобы под

влиянием наводимых Месмером «чар». В результате состояние некоторых больных

улучшалось. Теория " животного магнетизма" Месмера стала первой попыткой дать

научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения.

Вместе с тем, до XIX — XX века поведение людей в группах, законы

функционирования групп, способность групп оказывать целебное воздействие

систематически не изучались. Так как практическая психология формировалась

посредством научных изысканий врачей практиков, то, следовательно, и первые опыты по

проведению групповой работы связаны с их деятельностью. Джозеф Пратт

американский фтизиатр — собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе

оказывает психотерапевтический эффект. К началу 30-х годов Пратт пришел к

убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного

человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих

особых соматических нарушений.

Феномен группы занимал и Зигмунда Фрейда. Но главным образом в связи с его

интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с

сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не

питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал адаптировать методы

индивидуальной терапии для работы с группами. Он придавал большое значение

социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных

целей. Именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и

помогает их модифицировать. Адлер проводил сеансы групповой работы с пациентами.

Он организовал также детские терапевтические группы, в которых применялись методы

общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.

Первыми психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были

Л.Уэндер и П.Шильдер. Другой известный в научных кругах приверженец психоанализа

Т.Барроу предложил в 1925 году термин «групповой анализ». Он пришел к убеждению,

что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к

которым они принадлежат.

Второй этап развития групповых форм психологической работы связан со

становлением социальной психологии в самостоятельное направление психологической

науки и развитием групповых форм работы в рамках социальной психологии.

В 1908 году социальная психология выделяется в самостоятельную отрасль

психологической науки. Социальная психология стала подробно изучать вопросы

образования групп, их структуры, законы функционирования малых групп, процессам

межличностного взаимодействия в группах, т.е. стала формироваться теоретическая

основа групповых форм психологической работы. И в 30- годы в различных сферах

практики уже достаточно широко использовались групповые методы работы. Групповая

работа нашла своё применение в медицине, в педагогике, в студенческих группах.

Третий этап развития групповых форм психологической работы — это

становление групповой психологической работы в отдельное направление в практической

психологии.

Зарождение непосредственно тренинговых групп, как форм групповой

психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. В 1933 эмигрировал в

США из Германии. Он работал над проблемами групповой динамики и социального

действия. В то время в медицине, педагогике, управлении стали широко применяться

групповые методы. В ходе этой практической работы имели место феномены группового

взаимодействия, которые не имели под собой научного объяснения. И К.Левин начинает

заниматься исследованием различных аспектов группового взаимодействия. Изучая

феномены группового взаимодействия, он вводит понятие групповой ________________динамики как одного

из основных процессов жизнедеятельности группы. При исследовании данного феномена

в лабораторных занятиях, возникают первые тренинговые группы (Т-группы). В основе их

создания лежали следующие идеи:

1. большинство людей живет и работает в группах;

2. чаще всего человек не отдает себе отчета в том, каким образом он участвует в группе,

каким его видят другие члены той или иной социальной группы;

3. большинство людей не осознает, каковы реакции, чувства и мысли, которые вызывает

их поведение у других людей.

На основе своих исследований и наблюдений К. Левин приходит к выводу:

• большинство эффективных изменений в поведении и установках людей

происходит не в индивидуальном, а в групповом контексте;

• чтобы обнаружить свои установки, изменить их и выработать новые формы

поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие.

По мнению Левина такие возможности как раз и предоставляются в тренинговой

группе при межличностном взаимодействии.

В 1947 году К. Левин создает Национальную лабораторию тренинга в городе Бетел,

штат Мэн. С этого времени групповая психологическая работа с людьми получает

широкое распространение, основываясь уже на новых теоретических и практических

разработках. Т-группы использовались для решения самых разнообразных задач, но

наибольшую популярность приобрели группы, ориентированные на межличностные

аспекты поведения. Т-группы стали предшественницами большинства видов групповой

психологической работы с людьми, объединенными в настоящее время под общим

название социально-психологический тренинг.

Само понятие социально-психологический тренинг для обозначения групповых

форм психологической работы ввел Манфред Форверг. В 70-е годы ХX века, работая в

Лейпцигском университете, М. Форверг разработал метод групповой работы, названный

им социально-психологический тренинг. Целью метода ставилось формирование

эффективных коммуникативных навыков посредством обучения в тренинге.

Тренинговыми средствами выступали ролевые игры с элементами драматизации.

Практическим применением методов М.Форверга стала социально-психологическая

подготовка руководителей промышленного производства Германии. Активное участие в

этой работе принимала Траудль Альберг, жена Форверга. Программа Форверга была в

первую очередь предназначена для подготовки специалистов в области управления,

направлена на обучение, прежде всего, кооперативному поведению.

Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние

двадцать лет (особенно активно в 90-е годы ХХ века). Почти все отечественные школы

тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами

формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются

модификациями зарубежных моделей. Справедливости ради отметим, что в последнее

время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие

учить собственных западных учителей.

1.1.2. Общее определение социально-психологического тренинга

В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с

людьми чаще всего используют термин «социально-психологический тренинг» (СПТ).

В литературе встречаются различные определения СПТ.

Емельянов Ю.Н. определяет СПТ как группу методов развития способностей к

обучению и овладению любым сложным видом деятельности.

В работах Петровской Л.А. социально-психологический тренинг определяется как

форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом

контексте «в самом широком смысле под СПТ обычно понимают своеобразные формы

обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции.

Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм

тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса:

1. ориентированные на развитие специальных умений;

2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение

адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом».

Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растянников П. В. «СПТ — область практической

психологии, ориентированной на использование активных методов групповой

психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность

в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими

людьми». В состав компетентности включают всю совокупность знаний и умений,

обеспечивающих эффективное протекание общения.

Итак, на основании названных определений обозначим, что первая основная цель

СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социально-

психологического тренинга, как считает Захаров В. П., является овладение социально-

психологическими знаниями непосредственно в активной форме. С его точки зрения,

спецификой работы тренинговых групп является:

• осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждого

участника;

• развитие умений и навыков общения;

• сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил

взаимодействия.

Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:

Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева):

1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;

2. приобретения умений и навыков общения;

3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного

общения;

4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;

5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения складывающиеся

между людьми;

6. коррекция и развитие системы отношений личности.

Таким образом, первый аспект СПТ, который мы выделяем — это направленность

на развитие компетентности в общении. Остановимся подробнее на данном аспекте.

По определению Ломова сущность общения определяется «…как специфическая

форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов».

Общение следует отличать от коммуникации. Коммуникация заключается, прежде

всего, в приеме и передаче информации, которую получатель должен принять, понять,

усвоить и поступить в соответствии с ней. В этом варианте оба партнера являются

средством по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают

объектом сообщения для другого.

В процессе общения партнеры выступают как субъекты и являются

равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Общение характеризуется

восприятием уникальности партнера, переживанием его ценностей, предоставлением

свободы. Отсутствие таких определяющих факторов ведет к превращению общения в

какой-то вид межличностных связей. В общении нет отправителя и получателя сообщений

— есть собеседники, соучастники общего дела. В отличие от однонаправленных

процессов, например, коммуникаций (где количество информации уменьшается в ходе её

движения от отправителя к получателю) в общении информация циркулирует между

партнерами. Информация не убывает, так как оба партнера активны, а увеличивается,

обогащается, расширяется. Основной спецификой общения является то, что в общении

раскрывается субъективный мир одного человека для другого. Общение это «средство

презентации своего психологического «Я» другому человеку».

Таким образом, общение, в отличие от других межличностных контактов, можно

определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в

результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

Развернув понятие общения, необходимо остановится на понятии компетентности

в общении.

В составе компетентности выделяю следующие компоненты:

• когнитивный (познавательный) — ориентированность, психологические знания

и перцептивные способности;

• поведенческий — умения и навыки;

• эмоциональный — социальные установки, опыт, система отношений личности.

Познавательный компонент компетентности в общении — способность,

формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения

психологических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свои

воздействия на этого человека.

Развитие познавательного компонента в ходе тренинга можно рассматривать как

углубленное самопознание и познание партнеров в общение, а также получение знаний,

касающихся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций.

Поведенческий компонент включает в себя владение вербальными и

невербальными средствами социального поведения и заключается в умении эффективно

использовать разнообразные средства общения.

Эмоциональный компонент включает:

• эмоциональный опыт общения — благодаря опыту у человека формируются

внутренние установки в общении, психологические позиции. Чем более богат и

разнообразен опыт общения человека, чем белее он дифференцирован в

зависимости от различных форм общения, тем более адекватно будет и

восприятие, и поведение человека в общении.

• позитивное самоотношение и самопринятие. Самопринятие заключается в

принятии себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств.

Основой развития самопринятия является опыт эмоционально позитивного

общения, т.е. принятие себя возможно только через опыт принятия себя

другими.

• настрой на партнера по общению, проявляющийся в направленности на

партнера, своеобразной психологической «повернутости» к нему.

Таким образом, в СПТ, имеющим одной из главных целей развитие

компетентности в общении, ставятся задачи развития каждого из 3-х её составляющих,

т.е. когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов компетентности в

общении.

Таким образом, СПТ может способствовать решению широкого круга задач,

прежде всего, связанных с общением — направленность на коррекцию и развитие

системы отношений личности (компетентность в общении).

Но необходимо подчеркнуть и второй аспект, который всегда присутствует в

тренинговых группах — направленность непосредственно на работу с личностью

Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в

процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным

системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое

воздействие группы на личность. Под психологическим воздействием Ковалев А. Г.

понимает воздействие одного индивида на психику другого индивида (группы), которое в

своей произвольной форме исходит из определенного мотива и преследует цель

изменения и укрепления взглядов, мнений, отношений, установок и других

психологических явлений. Воздействие может осуществляться в двух системах

отношений: «субъект-объектной» и «субъект-субъектной». В первой системе отношений

субъекту отводится роль манипулятора, объекту — роль манипулируемого (тренинги

поведения). В субъект-субъектной системе устанавливается равенство психологических

позиций (личностно-ориентированные тренинги).

Вторая основная цель тренинговых групп, направленная на развитие личности и

личностный рост, связана с психологическим воздействием, осуществляемым как раз во

второй системе отношений. Она связана с гуманистическим направлением в психологии,

основанном на вере в конструктивное начало человеческой природы. К. Роджерсу

принадлежит основная роль в разработке практики воздействия на принципах

«гуманистической психологии». Он выдвинул идею «модели роста», по его мнению,

человек обладает собственной активностью, идущей изнутри, стремлением к росту,

прогрессу, к реализации собственного потенциала.

Именно данный подход перекликается со второй целью тренинговых групп,

которая подразумевает работу с личностью участников и включает в себя изменение ее в

плане личностного роста, а именно:

1. работа с «Я» как совокупностью представлений о самом себе,

2. все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей.

Таким образом, соединив две большие цели, которые ставятся в тренинговых

группах, дадим общее определение СПТ.

Социально-психологический тренинг — это область практической психологии,

ориентированная на использование активных методов различных видов групповой

психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного

роста.

Необходимо отметить, что в тренинге могут выполняться как обе, обозначенные в

определении СПТ цели, так и каждая в отдельности. Отсюда, рассматривая СПТ как

формы активной групповой психологической работы, мы подходим к разделению понятий

СПТ в узком смысле и широком смысле.

СПТ в узком смысле — это групповые формы психологической работы с целью

повышения компетентности в общении.

СПТ в широком смысле — это групповые формы психологической работы с целью

повышения компетентности в общении и развития личностного потенциала (личностного

роста).

1.1.3. Основные типы и виды СПТ

В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно

можно подразделить на два типа:

1. Инструментально-ориентированные тренинги.

2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого

члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов

группы.

Конечно, в обоих типах групп решаются параллельно и цели из другого типа групп.

Но решение их является не основным, просто идет сопутствующий процесс, которые

обрамляет основное содержание тренинга. Так в личностном тренинге будут решаться, в

том числе, и задачи повышения компетентности в общении. А в коммуникативном

тренинге идут процессы, затрагивающие «Я» участников группы и являющиеся

предпосылками для развития личности.

Остановимся 6 ойu1086 отдельно на характеристике каждого типа тренинга.

К инструментально-ориентированным тренингам относится непосредственно

социально-психологический тренинг поведения. Он основывается на бихевиоральном

направлении в теории личности, когда индивид рассматривается с точки зрения

различных моделей его поведения, и возможности определенными стимулами и методами

изменять его поведения и формировать новое. Психологическое воздействие в данных

группах осуществляется в «субъект-объектной» системе отношений. В ней субъекту

отводится роль манипулятора, объекту — роль манипулируемого. Такая система

отношений непосредственно связана с бихевиоризмом — такой парадигмой групповой

психотерапии, когда психика и человек в целом рассматриваются как пассивный объект

воздействия внешних условий. Сущность бихевиористических программ заключается в

идее управления человеком через систему стимулов, посредством которых можно вызвать

желаемую реакцию.

Цель данного группового подхода — овладеть эффективными моделями

поведения. При достижении цели СПТ поведения происходит некая деятельность

непосредственно в процессе обучения, и приобретаются определенные навыки и умения

как результат обучения.

СПТ поведения = деятельность (в процессе обучения) + навыки (в результате

обучения).

Целью СПТ поведения не может быть личность.

Известно, что из условий, которые оказывают влияние на поведение человека,

наиболее сильное влияние имеют установки. Таким образом, целью тренинга можно

также определить модификацию установок.

В СПТ поведения главная цельизменение установок и как следствие этого

последующее изменение поведения. С тоски зрения цели тренинга важно не само

поведение, а тренируемые модификации поведения, возможности его изменения через

модификацию установок.

К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды

тренинга:

• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения,

например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается

не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);

• тренинг для руководителей — направлен на организационное поведение;

• тренинг-программа аргументированного поведения;

• тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением;

• тренинг стратегии решения конфликта;

• тренинг для управляющих;

• тренинг делового общения;

• тренинг для эффективного руководителя;

• тренинг уверенности в себе;

• тренинг социальных навыков и т.д.

По большому счету СПТ поведения является своеобразной формой обучения

новым знаниям, умениям, навыкам.

СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм.

1. СПТ способствует не только быстрому приобретению знаний, прежде всего,

формируется способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё

поведение в сложной новой обстановке.

2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.

3. В очень короткий срок можно получить опыт поведения в ситуациях типичных для

профессиональной деятельности.

4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность

личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.

5. В тренинге быстрее идет формирование мотивационной сферы личности, её

адекватное отношение к действительности, быстрее достигается эмоциональная

стабильность.

6. СПТ создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный

тонус.

7. Приобретаются знания в области педагогики и психологии.

Второй тип тренингов мы обозначили как личностно- ориентированные тренинги.

К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста

или, так называемые психокоррекционные группы. Основные задачи этих групп —

взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, её развитие и

раскрытие. Психологическое воздействие осуществляется здесь в «субъект-субъектной»

системе отношений, в которой устанавливается равенство психологических позиций.

Основным процессам в данных группах является личностный рост — активный

процесс открытия и развития самого себя через соприкосновение с внешним миром.

Существуют различные типы групп личностного роста. Множество групповых

форм психологической коррекции обусловлено существованием в психологии различных

теорий личности. Известно, что в современной психологии нет единой картины человека,

существуют различные концепции природы личности. В результате человек, как единая

психологическая реальность, оказывается как бы поделенным между различными

психологическими направлениями, в ведении и компетенции которых находятся разные

виды этой реальности. Поведение — у бихевиористов, ментальные образования — у

когнитивистов, общечеловеческие ценности — у гуманистов, бессознательное — у

психоаналитиков, бытие — у экзистенциалистов и т.д. Таким образом, в зависимости от

того какой представляется модель человека в разных психологических направлениях, по-

разному представляются и виды групп личностного роста.

Приведем примеры групп личностного роста:

1. группы-встреч;

2. гештальт-группы;

3. психодраматические группы;

4. психодинамические группы;

5. экзистенциальные группы;

6. группы арт-терапии;

7. группы танцевальной терапии и т.д.

1.1.4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы

Как любой метод практической психологии социально-психологический тренинг

имеет свои преимущества и недостатки.

К. Рудестам указывает на следующие преимущества групповой работы:

1. В группе возмещается потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим

человеком.

2. Опыт, приобретенный в специально организованных группах, помогает решению

проблем, возникающих при межличностном взаимодействии.

3. В условиях группы возможно получение обратной связи.

4. В тренинговой группе возможно получение поддержки от людей, имеющих общие

проблемы и переживание с конкретными участниками группы.

5. Индивид может обучиться новым умениям и навыкам в поддерживающей и

контролируемой обстановке.

6. В группе становятся очевидными такие скрытые факторы как давление партнеров,

конформизм, социальное влияние, распределение ролей.

7. Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать, установившуюся

эмоциональную связь при оценке собственных переживаний, чувств и поведения.

8. Группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, формирование

«Я» концепции индивида.

9. Экономическая выгода — один ведущий-психолог работает с группой индивидов.

Недостатки группового метода психологической работы.

1. Группа, особенно личностного роста (психокоррекционная), способствует созданию

уникального, необычного стиля общения, который не соответствует стилю общения,

принятому в повседневной социальной жизни. Переход участников к обычной жизни

может быть болезненным. Возникает некоторая дезадаптация на какой-то период

времени. Участник ждет от людей его окружающих тех реакций, того поведения, стиля

общения, той атмосферы, которые присутствовали в группе. Данное состояние

дезадаптации может породить различные поведенческие и эмоциональные реакции

индивида. От выражения крайней нетерпимости к окружающим в отношении их

поведения до растерянности, замкнутости, ухода в себя.

2. Трудность реализации в обычных социальных условиях тех ценностей, которые

формируются в группах, могут привести к следующему явлению. Человек становится

своего рода «наркоманом» групп. У него развивается потребность участия в

различного рода группах. Потому что именно там он находит ту атмосферу, тот стиль

общения и взаимоотношений, чувство безопасности и комфорта, которые он не может

найти в реальной жизни. Зачастую '20сжелание и стремление участвовать постоянно во

все новых группах (психокоррекционных), обусловлено поиском все более сильных и

значимых переживаний. Это ведет к своего рода уходу от реальной жизни, реальных

психологических проблем. Для избежания данного явления необходимо научиться

переносить опыт, полученный в группе в реальную жизнь.

3. В группе может происходить формирование новых ценностей, установок, взглядов,

убеждений. При возвращении в обычную жизнь у участника может возникнуть

разочарование вследствие того, что близкие люди:

• не видят произошедших в нем изменений;

• не разделяют его новую систему ценностей;

• сами никаким образом не изменились.

Для предотвращения данного эффекта участникам необходимо осознавать, что

изменения обусловлены именно групповой работой, в которой не участвовало их

ближайшее окружение и вследствие этого снижать уровень своих ожиданий по

отношению к ним.

1. Возможны психологические ожоги в группе. Группа может вызвать изменение

личности в любом направлении, что увеличивает вероятность возникновения

психологических травм. Снижение последствий психологических травм зависит от

профессионализма и мастерства ведущего.

2. У некоторых участников может возникнуть вера в полную приложимость групповых

методов к повседневной жизни. Применение внутригруппового поведения в реальной

жизни без учета обстановки, может привести к неадекватному восприятию индивида

окружающими, породить чувство уязвимости у индивида (в случае самораскрытия).

Давая характеристику группам личностного роста, мы указывали на часто

используемый в отношении их термин «психокоррекционные группы». В то же время

считаем необходимым, провести различение между психокоррекционными группами и

психотерапевтическими группами. Часто в литературе данные понятия используются как

тождественные. В нашем курсе мы различаем данные понятия. Предметом нашего

изучения являются психокоррекционные группы или группы личностного роста.

Проведем сравнение групп личностного роста и психотерапевтических групп по ряду

критериев.

Критерии Группы личностного

роста

Психотерапевтические

группы

Объект здоровая личность невротическая личность

Цель ускорение

психологического

развития и

самореализации

исправление

симтоматического для

невротика поведения

Задачи актуализироваться в

обществе, стремиться к

радостной и

наполненной жизни

адаптация в обществе

Материал для работы настоящий опыт «здесь

и теперь»

прошлый опыт

Лидер группы модель

самораскрывающейся

личности

анонимный человек «белый

экран»

Ориентация на чувства, физические

и соматические

ощущения

на интеллект

Продолжительность кратковременная долговременная

Глава 1.2. Групповая динамика

1.2.1. Понятие групповой динамики

Создание и развитие учения о групповой динамике связано с именем Курта Левина.

Предпосылки развития данного учения появились в 30-е годы ХХ столетия. В то время на

практике уже широко использовались различные виды групповой работы в педагогике, в

социальной работе, отчасти в медицине. В результате данной работы, стали очевидны,

имеющие место определенные тенденции в развитии групп, в структуре групп, выявилось

наличие определенных закономерностей их функционирования. Таким образом, в ходе

групповой работы имели место феномены, которые не могли объяснить, существовавшие

в то время в психологии и педагогике теории. К. Левин, работая в области социальной

психологии, уделял особое внимание вопросам функционирования и развития малых

групп. В частности он занимался вопросами группового взаимодействия. И в 1939 году он

публикует статью «Эксперименты в социальном пространстве», где он впервые

употребляет термин «групповая динамика», дает ему определение, раскрывает основные

характеристики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.