Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль как финансовый результат работы энергокомпании, ее формирование






В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных результатов предпринимательской деятельности. Это основной внутренний источник финансовых средств для текущего и перспективного развития предприятия, важнейшая предпосылка увеличения его рыночной стоимости, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности, один из главных стимулов расширения бизнеса. Вместе с тем, за счет налоговых отчислений из прибыли предприятие участвует в формировании источников удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования предприятия в рыночных условиях. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, возможности его банкротства.

Получение максимально возможной прибыли в условиях сложившейся рыночной конъюнктуры и наличных ресурсов является признаком успешности предприятия и создает возможности:

· обеспечения собственникам предприятия необходимого уровня доходов на инвестированный капитал;

· формирования источников инвестиций в развитие бизнеса;

· роста рыночной стоимости предприятия;

· мотивации персонала за счет участия в распределении прибыли и др.

В общем виде прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными (операционными) затратами, осуществляемыми в процессе предпринимательской деятельности. При определении финансовых результатов деятельности предприятий и организаций используются различные показатели прибыли:

· валовая прибыль, определяемая как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акцизов) и расходами на производство. Это «производственная» прибыль, которая отражает доходность производственных расходов;

· прибыль от продаж как разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами — она отражает эффективность не только производственной, но и сбытовой и управленческой деятельности;

· прибыль до налогообложения, которая представляет собой финансовый результат, учитывающий проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и сальдо прочих доходов и расходов. Это прибыль, которая реально заработана предприятием по всем видам деятельности – и производственной, и коммерческой, и непрофильной, и финансовой;

· чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. В дальнейшем чистая прибыль может быть направлена на формирование резервного капитала, в фонды, созданные в соответствии с решениями акционеров, а также на выплату дивидендов. Оставшаяся после распределения акционерами прибыль считается нераспределенной.

Алгоритм формирования перечисленных показателей прибыли представлен на рис. 10.5.1.

Nbsp; Рис. 10.5.1. Алгоритм формирования прибыли: структурно-логическая модель

Порядок распределения и использования чистой прибыли подробно будет рассмотрен в параграфе 10.5.5.

 

В общем виде абсолютный размер прибыли зависит от изменения физического объема реализации продукции, уровня цен, уровня операционных затрат на единицу продукции и постоянных расходов. Именно по этой причине компании борются за увеличение объемов продаж и снижение издержек. При этом наибольшего успеха добиваются те из них, кому удается опередить конкурентов в выпуске на рынок новых товаров (услуг) с повышенными потребительскими качествами, что обеспечивает им высокие объемы продаж и цены, а, соответственно, и прибыли. Таким образом, рыночные законы создают постоянные стимулы для разработки и производства новых полезных видов товаров и услуг.

В некоторых отраслях такие возможности ограничены. Как известно, энергокомпании не могут получать сверхприбыли за счет выдачи на рынок новых видов продукции, поэтому в энергетике решающим фактором рыночного успеха является минимизация издержек (а также расширение спектра и качества сопутствующих услуг). Так, низкий уровень затрат на единицу продукции (1кВтч), при обеспечении ее качества, позволяет генерирующей компании продавать электроэнергию по более низким, чем у конкурентов, ценам и тем самым решить задачу сбыта (поскольку вся ее продукция будет принята равновесным рынком), получив в результате максимальный объем прибыли. В конечном итоге в выигрыше оказываются потребители электроэнергии.

Важную роль в максимизации прибыли предприятия играет структура производимой и реализуемой продукции. Влияние структурных сдвигов на прибыль может быть положительным или негативным в зависимости от увеличения или уменьшения доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Таким образом, рынок дает его участникам стоимостные сигналы к увеличению производства высокорентабельной продукции, способствует перетоку ресурсов в нужном направлении и удовлетворению спроса потребителей, выполняя тем самым свою саморегулирующую функцию.

В электроэнергетике имеется своя специфика. Так, например, в связи с особенностями регулирования тарифов на тепловую энергию на протяжении ряда лет ее производство было низкорентабельным в энергокомпаниях холдинга ОАО РАО " ЕЭС России", а в некоторые периоды даже убыточным. Однако руководство ОАО РАО " ЕЭС России", понимая социальную ответственность энергетиков перед обществом, принимало все возможные меры к сохранению теплового бизнеса и добивалось повышения его рентабельности за счет внедрения в дочерних компаниях программ управления издержками, снижения потерь, работы с регулирующими органами и др. Следует также отметить, что технологические особенности комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на ТЭЦ не позволяют территориальным генерирующим компаниям снижать продажи тепловой энергии, даже при условии низкой рентабельности продаж тепла.

Объем реализации продукции, а следовательно и прибыль, напрямую зависит от ценового фактора, т.е. от изменения уровня цен на товары и услуги предприятия. В краткосрочном периоде при увеличении цен сумма прибыли возрастает, при уменьшении — снижается. В условиях свободного рынка цена определяется соотношением спроса и предложения, то есть факторов, напрямую не зависящих от конкретного продавца и покупателя, а являющихся результатом совместного поведения всех участников рынка. Именно так формируется ценовая конъюнктура на конкурентном рынке. Коммерческие предприятия обычно устанавливают цены на таком уровне и так изменяют их в зависимости от конъюнктуры рынка, чтобы обеспечить для себя достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).

Энергетические компании в зависимости от характера своей деятельности могут быть участниками свободного рыночного ценообразования (в тех условиях и пределах, которые законодательно устанавливаются государством) или находиться в сфере государственного регулирования тарифов на свою продукцию (услуги). В условиях государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, когда устанавливается предельный уровень тарифов для потребителей, энергокомпании ограничены в возможностях получения прибыли за счет ценовых факторов и должны добиваться финансовых результатов в основном посредством оптимизации затрат.

Таким образом, при анализе прибыли от реализации продукции и услуг в целом по предприятию обычно учитывают влияние объема реализации продукции, ее структуры, операционных расходов и уровня цен. Факторы, определяющие сумму прибыли, весьма многообразны. Их можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы делятся на две группы: рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности, повышение конкурентоспособности, организация рекламы новых видов продукции и услуг, развитие внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен), и административные (налогообложение, правовое регулирование деятельности организаций, государственное регулирование тарифов и цен).

Внутренние факторы можно сгруппировать по четырем направлениям:

· материально-технические (использование прогрессивных технологий и средств труда, модернизация и реконструкция материально-технической базы производства);

· организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решений);

· экономические (финансовое планирование, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

· социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация лечения и отдыха).

Количественную оценку влияния перечисленных факторов можно получить с использованием следующих параметров:

· отпускные цены на реализованную продукцию и услуги;

· объем реализованной продукции (услуг);

· структура реализованной продукции (услуг);

· экономия (потери) от снижения (повышения) операционных расходов и изменения их структуры;

· цены на материалы, тарифы на услуги внешних контрагентов;

· затраты на 1 руб. продукции.

Кроме того, на размер прибыли влияет эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли больше темпов прироста объема реализации. Как известно, рост прибыли происходит и за счет расширения объема производства. Чем выше доля постоянных, не зависящих от объема производства, расходов в общей сумме издержек, тем ощутимее эффект производственного рычага.

Для обозначения финансового рычага в экономической литературе часто применяют термин «леверидж». Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Он заключается в приращении рентабельности собственного капитала при увеличении использования заемных средств, несмотря на дополнительные издержки по их обслуживанию. Основным условием, определяющим положительное значение финансового рычага, является превышение доходности на весь вложенный капитал над средней ставкой процента по дополнительно привлеченным заемным средствам. В этом случае каждый рубль дополнительных заемных средств (капитала) будет приносить предприятию дополнительную прибыль и, соответственно, увеличивать рентабельность собственного капитала предприятия. Однако при этом возрастает степень финансового риска деятельности организации. Поэтому дополнительным условием для использования эффекта финансового рычага является соблюдение приемлемого размера плеча рычага – отношения заемного и собственного капитала. Плечо рычага у производственных предприятий в электроэнергетике, как правило, не должно превышать 1, то есть заемные средства не должны превышать собственные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.