Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов






АВТОНОМИЯ (гр. autonomia < autos - сам + nomos - закон) - самоуп­равление, независимость в управлении; собственная закономерность, оп-ределяемость какого-либо явления его внутренними законами.

АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas - власть, влияние) - требование беспрекословного подчинения власти, диктаторство.

АВТОРИТЕТ - уважение и общее признание влияния лица, основан­ное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении.

АГРЕССИВНОСТЬ - враждебность, стремление к нападению.

АДАПТАЦИЯ - (термин биологический) - система приспособительных механизмов организма, позволяющих ему приспособиться к условиям изменяющейся среды. Способность к приспособлению - фундаментальное свойство живой материи...

АДАПТИВНОСТЬ - способность к адаптации.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (лат. acceleratio - ускорение) - ускорение роста и по­лового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями, изучаемое в антропологии и других науках о человеке.

АЛЬТЕРНАТИВА (фр. alternative, лат. alter - один из двух) - необхо­димость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, на­правлений, нужных вариантов; каждая из исключающих друг друга воз­можностей.

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - увеличение, расширение, рас­пространение, усиление) - максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка в от­личие от форсированного, сверхраннего обучения. В основе теории амп­лификации лежат выводы А. В. Запорожца о том, что отдельные психи­ческие функции развиваются не самостоятельно и автономно, а во взаи­мосвязи, как свойства целостной личности ребенка. Они являются резуль­татом усвоения общественно-исторического опыта в процессе собствен­ной деятельности ребенка и его общения с окружающими. Психические новообразования, прежде всего, в познавательной и мотивационно-эмо-ционалыюй сферах, возникающие на каждом возрастном этапе детства, имеют непреходящее значение для всестороннего развития ребенка, вно­сят особый, незаменимый вклад в формирование личности. Оптимальные педагогические условия предполагают необходимость широкого развер­тывания и обогащения содержания специфических детских форм деятель­ности: игровой, практической, изобразительной, а также общения детей друг с другом и со взрослыми (по А. В. Запорожцу).

 

АНАЛИЗ (гр. analysis - разложение) - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные части.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ - основанный на применении анализа.

АНТРОПОМЕТРИЯ - совокупность методов и приемов оценки мор­фологических особенностей тела человека: измерение роста, веса, внешних форм тела, а также ряда функциональных показателей.

АНТРОПОСОФИЯ (гр. anthropos - человек + sophia - мудрость) - уче­ние о человеке, его самоусовершенствовании и развитии предполагаемых сверхчувственных способностей к духовному единению с природой. Заро­дилась внутри теософии. Цель - выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Р. Штсйпсру, основателю антропософии, его можно достигнуть при помощи воспитания, в частности обучения музы­ке, медитации, эвритмии.

АССИСТЕНТ (ВОСПИТАТЕЛЯ) - помощник при проведении педа­гогических мероприятий.

БАЗИС (гр. basis - основание) - 1) совокупность исторически определен­ных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки;

2) совокупность обществен­ных производственных отношений, являющихся основой образования.

БИЗНЕС - деятельность, занятие, торговля, коммерция, приносящая прибыль, выгоду; предпринимательская деятельность

БИЛИНГВИЗМ (лат. bi- дву(х) - дважды + lingua - язык) - двуязычие.

БИОСФЕРА - область распространения жизни на земном шаре, т.е. населенная организмами поверхность суши, воды рек, морей и океанов (гидросфера) и атмосфера.

БЮДЖЕТ - смета денежных доходов и расходов государства, пред­приятия или учреждения на определенный срок, утвержденная в законо­дательном порядке; учет, расчет чего-либо.

ВАРИАТИВНОСТЬ - разновидность, видоизменение чего-либо или от­дельных частей; возможность изменить, разнообразить, уклониться от ос­новного типа.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный, устный.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - взаимосвязь действий, взаимосвязь деятель-ностей и взаимосвязь функционально-ролевых и личностных позиций (по Л. Н. Перелыгиной).

ГАРАНТИИ (фр. garantie - ручательство) - условия, обеспечивающие успех чего-либо.

ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ - материальные и юридические сред­ства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономи­ческих и социально-политических прав человека.

ГЛАСНОСТЬ - специфическое общественное явление, свойственное демократическим формам взаимоотношений органов управления, государ­ственных и общественных организаций с гражданами на основе доступ­ной, публичной, свободно распространяемой в государстве социально-зна­чимой информации.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ-обеспечива­ет основу развития полноценной личности, преемственность при перехо­де к следующему возрастному этапу, гарантирует права ребенка на рав­ные возможности, обеспечивающие успешность его обучения в школе (из документа).

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Готовность к школе - необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

ГРАЖДАНИН - человек, который принадлежит к постоянному насе­лению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение такого лица (независимо от его местонахожде-ния) власти соответствующего государства и состоящая из комплекса вза­имных прав и обязанностей данного государства и лица.

ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, идей, в основе которых лежит убежденность о высоком призвании человека, ценности личности, ее пра­ве на свободу; человеколюбие.

ГУМАНИЗАЦИЯ - 1) процесс, происходящий в обществе, в основе которого лежит мировоззрение, проникнутое уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; 2) процессуальная производная от понятия «гуманизм», представляющего собой комплекс социально ценно­стных идей, которые утверждают отношение к человеку как к высшей цен­ности, признают его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление его сущностных физических и духовных сил.

ДЕКЛАРАЦИЯ - объявление, провозглашение основных принципов, программных положений; не имеет обязательной силы, это только реко­мендация. «Всеобщая декларация прав человека» содержит основные стан­дарты прав и свобод, рекомендуемые для реализация во всех странах; она утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г. «Декларация прав ребенка» принята меж­дународным сообществом в 1959 г.

ДЕМОКРАТИЯ - политический строй, при котором власть официаль­но принадлежит народу.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ процесс формирования правового государ­ства, построенного на принципах равенства и свободы.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ (в перенос, знач.) - смещение акцента с центра, с глав­ного; преодоление сосредоточения на собственных взглядах, точках зрения.

ДИЗАЙН - художественное проектирование эстетического облика про­мышленного изделия, оформление интерьера.

ДИСЦИПЛИНА - обязательное для всех членов какого-либо коллек­тива подчинение установленному порядку, правилам.

ДОСТОИНСТВО - уважение к себе, сознание своих прав, своей цен­ности.

ЗАКОН - обязательные для всех нормы (правила). Принимается госу­дарством, которое следит за его выполнением.

ЗАКОННОСТЬ - строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лица­ми, общественными организациями и гражданами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - единая и взаимосвязанная система норма­тивных актов государства.

ИДЕАЛ - возвышенная цель (стремление, образец для подражания).

ИНДИВИД - отдельный человек, обладающий своеобразными психо­физическими особенностями, устойчивостью духовных процессов и свойств, активностью и специфичностью в реализации таких свойств в ус­ловиях конкретной ситуации.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - 1) особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других; 2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ - преобразование, введение ново­го, обладающего иными свойствами, связанными с изменением смысло­вых ориентировок.

ИНТЕГРАЦИЯ - восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей; объединение в целое ранее разрозненных частей, эле­ментов.

ИНТЕРЕСЫ - отношение личности к явлению (событию, предмету) как к чему-то для нее ценному, привлекательному.

ИНФОРМАЦИЯ - 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ - насыщенность содержанием, информаци­ей; количество сведений, знаний.

ИСТОК (в перенос, знач.) - начало, первоисточник чего-нибудь.

КОДЕКС - 1) свод законов; 2) совокупность правил, убеждений.

КОДЕКС СЕМЕЙНЫЙ - свод законов о семье.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

КОМПЕТЕНЦИЯ - 1) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо ос­ведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - уровень развития необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции и позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

КОМПЕТЕНТНОСТЬРЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- совокупность умений, позволяющих ребенку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых и разнонаправленных социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

КОМПЛЕКСНЫЙ - соединенный с чем-либо, охватывающий группу предметов, явлений, процессов.

КОМФОРТНОСТЬ (СРЕДЫ) - совокупность бытовых удобств.

КОНВЕНЦИЯ - международное соглашение, как правило по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания. «Конвенция о пра­вах ребенка» принята международным сообществом в 1989 г.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ - имеющий общий центр, но разные радиусы.

КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов на те или иные явления; способ рас­смотрения каких-либо явлений; понимание чего-либо.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ - положения, объединенные об­щей концепцией.

КУЛЬТУРА - 1) совокупность достижений человечества в производ­ственной, общественной и духовной жизни; 2) высокий уровень чего-ни­будь, высокое развитие, умение.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ - сохранение прошлых ценностей в на­стоящем.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (поведения) - знания, навыки и умения стро­ить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами - регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший по­казатель воспитанности, такой уровень сформированных коммуникатив­ных черт характера и действий, который позволяет эффективно решать задачи взаимодействия с людьми.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - поступки и формы общения людей, ос­нованные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общения.

ЛАТЕНТНОЕ - скрытое, внешне не проявляющееся.

ЛИЧНОСТЬ - 1) человек как носитель каких-либо свойств; 2) устой­чивая система социально значимых черт, характеризующих индивидов, продукт общественного развития и включения человека в систему соци­альных отношений посредством активной предметной деятельности и об­щения.

МАГИСТРАТУРА - ступень высшего образования, по окончании ко­торой и после защиты магистерской диссертации присваивается ученая степень - магистр образования.

МЕНЕДЖЕР (англ. manager - управлять) - 1) наемный профессиональ­ный управляющий в производстве; 2) предприниматель в профессиональ­ном спорте, искусстве.

МЕЦЕНАТ - богатый покровитель наук и искусств (по имени римско­го богача, прославившегося широким покровительством поэтам и худож­никам).

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на природу и общество.

МОДЕЛЬ - 1) образец какого-либо изделия; 2) уменьшенное воспро­изведение или схема чего-либо.

МОДЕЛИРОВАНИЕ (НАГЛЯДНОЕ) - 1) деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; 2) создание в уме плана будущей игры, сказки, постройки, рисунка, т. е. планирование действий осуществляется в форме образов-представлений, содержащих не все детали действительно­сти, которую ребенок хочет отобразить, а лишь ее общее строение, соот­ношение частей (по О.М.Дьяченко).

МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ - потребность в достижении успехов, адекватная самооценка своей деятельности, соот­ветствие уровня притязаний реальным возможностям ребенка.

МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс отражения объектив­ной педагогической действительности в представлениях, суждениях, по­нятиях; способность рассуждать, оперируя педагогическими понятиями.

НАЦИЯ - исторически складывающийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, состоящую из связанных производственными отношениями больших социальных групп людей.

НОРМАТИВНЫЙ -устанавливающий норму, правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность.

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - уровень познания людьми общече­ловеческих, гуманных, демократических норм и принципов морали, под­чинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизнь.

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ориентиры в поведении социальных групп, индивида, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

Образовательный процесс - целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах предоставления дошкольной образовательной услуги.

Обучение -- процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - форма существования и распространение образовательных идей и технологий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - учреждение, осуществляю­щее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько об-разовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспита­ние обучающихся воспитанников.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - материальные и духовные образования, отражающие исторический опыт человечества и обеспечи­вающие жизнедеятельность его общества.

ОДАРЕННОСТЬ - высокий уровень развития способностей ребенка (см. Способность).

ОНТОГЕНЕЗ - индивидуальное развитие живого существа, охватыва­ющее все изменения, претерпеваемые организмом от стадии оплодотво­рения яйца до окончания индивидуальной жизни.

ОПОСРЕДОВАННОЕ (ОБУЧЕНИЕ) - обучение, осуществляемое не непосредственно, а через посредство кого-либо или чего-либо.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) - создана в 1945 г., представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

ОФИС (англ. office) - контора, канцелярия, служба, служебное поме­щение, место для работы.

ПАРАДИГМА (гр. paradigma - пример, образец) - 1) лингв, система форм одного и того же слова; 2) пример из истории, взятый для доказа­тельства, сравнения.

ПАРЦИАЛЬНЫЙ (лат. partialis - часть) - частичный, неполный, от­дельный.

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ - движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм насилия, за воспитание в духе ми­ролюбия, уважения, достоинства и прав других людей, бережного отно­шения к природе, всему живому, решение конфликтов без принуж­дения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - 1) процесс воспитания и обуче­ния подрастающего поколения с целью подготовки всесторонне развитых, культурных, образованных людей; 2) воспитание и обучение как процесс взаимодействия педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности последнего при веду­щей и направляющей роли воспитания (по Б.Т.Лихачеву); 3) осуществ­ляется на основе следующих параметров:

- взаимодействие функционально-ролевых и личностных позиций пе­дагога и ребенка, рассматриваемое через призму их субъектной представ­ленности;

- ориентация на социум или на личность;

- отношение к исходной точке развития ребенка по степени влияния на этот процесс прижизненно усвоенного опыта и возможности реализации свойств личности, заданных природой (по Л. Н.Перелыгиной).

ПЕЙС (англ. расе) - дословно одно из значений - шаг, темп.

ПЛАН - 1) чертеж изображений на плоскости; 2) взаимное располо­жение частей; 3) заранее намеченная система мероприятий, предусматри­вающая определенный порядок, последовательность, сроки выполнения; 4) предположение, предусматривающее ход развития чего-нибудь.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - 1) философская пози­ция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу форм познания; 2) одна из главных идей совре­менности, что общественно-политическая жизнь представляет собой со­стязание, конкуренцию множества социальных групп и партий.

ПОЗИЦИЯ - 1) расположение чего-нибудь, положение; 2) точка зре­ния, мнение в каком-либо вопросе.

ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-то объективно необходимом, внутрен­ний побудитель активности личности.

ПРАВИЛО - 1) постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь; 2) привычки, нормы поведения.

ПРАВО - установленные и охраняемые нормы и правила, регулирую­щие отношения людей в обществе.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - охраняемая, обеспечиваемая государством, уза­коненная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами.

ПРЕАМБУЛА - вводная, разъясняющая часть какого-либо междуна­родного документа, закона или иного правового акта.

ПРИНЦИП - 1) основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; 2) убеждение, взгляд на вещи.

ПРИОРИТЕТ - первенство, преимущественное право на что-либо.

ПРОГРАММА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) - 1) изложение содержания и цели образовательной, педагогической деятельности; 2) краткое изложе­ние содержания учебного предмета.

ПРОЕКТ - 1) замысел, план; 2) предварительный, предположительный текст какого-либо акта, документа.

РАЗВИТИЕ - процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Виды развития:

Физическое разбитие - изменения роста, веса, силы, пропорций тела человека

Психическое развитие - развитие процессов отражения действительности; ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, развитие сложных психических образований: погребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаии.

Социальное развитие - потенциальное вхождение человека в общество: в экономические, производственные, правовые, идеологические и другие отношения

РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ-упорядоченный, подчиненный опреде­ленным правилам, регулирующий порядок.

РЕЗУЛЬТАТ(отраженный) - итог; то, что получено в завершении какой-либо деятельности», завершение чего-либо.

РЕКРЕАЦИЯ (лат. recreatio - восстановление) - 1) в учебных заведе­ниях помещение, зал для отдыха; 2) перерыв между уроками, перемена.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ - обращенный к прошлому.

РЕФЕРАТ - 1) доклад, изложение сущности какого-либо вопроса; 2) краткое изложение содержания книги, статьи и др.

РЕФЕРАТИВНЫЙ - изложенный в краткой форме, отражающий ос­новное содержание чего-либо.

РЕФЛЕКСИЯ - размышление о своем психическом состоянии, склон­ность анализировать свои переживания.

РИТМ - 1) всякое равномерное чередование чего-нибудь; 2) равномер­ное чередование каких-нибудь элементов; 3) налаженный ход чего-нибудь, размеренность в протекании чего-нибудь.

САМОБЫТНОСТЬ - 1) своеобразие, непохожесть на других; 2) само­стоятельность в своем развитии; 3) выбор собственного пути.

САМОСОЗНАНИЕ - 1) понимание самого себя, своего значения, сво­ей роли в жизни, обществе; 2) осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов.

СЕНЗИТИВНЫЙ (СЕНСИТИВНЫЙ) (лат. sensus - чувство) - 1)чув-ствительный; 2) наиболее благоприятный этап для развития определен­ных функций, освоения каких-либо способов или видов деятельности.

СЕМЬЯ - социальный институт воспитания, в котором осуществляются преемственность поколений, социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения.

СИМВОЛ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.»

СПОСОБНОСТЬ - 1) природная одаренность, талантливость; 2) уме­ние и возможность производить какие-нибудь действия; 3) универсаль­ные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков имеют не­преходящее значение для всей человеческой жизни (по Л.А.Венгеру); 4) психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют и развиваются в деятельности. От них зависит успешность овладения разными видами де­ятельности и возможность достижения того или иного уровня успешно­сти в их осуществлении (по Л. А.Венгеру, О.М.Дьяченко).

СРЕДА (ОБОГАЩЕННАЯ) - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (по С.Л.Новоселовой).

СРЕДА (ПРЕДМЕТНАЯ) - система предметных сред, насыщенных иг­рами, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для органи­зации самостоятельной творческой деятельности детей (по С.Л.Новосе­ловой).

СРЕДА (РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНАЯ) - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержа­ние его духовного и физического развития (по С.Л.Новоселовой).

СТРУКТУРА - строение, устройство.

СУПЕРВАЙЗЕР (supervisor) - человек, осуществляющий надзор и на­блюдение, контролер.

СЦЕНАРИЙ - 1) литературное произведение с подробным описанием действия; 2) подробное описание содержания и методики (сценарий рабо­чего плана воспитателя; план-сценарий) педагогической работы воспита­теля (по Н.М.Крыловой).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(коммуникативные, регулятивные, познавательные) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толе­рантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле: умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в узком (собственно психологическом) смысле: совокупность спо­собов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

ТЕНДЕНЦИЯ - 1) стремление, склонность к чему-либо, сознательное намерение, заранее предусмотренный вывод; 2) направление, в котором совершается развитие какого-либо явления.

ТЕХНОЛОГИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - 1) совокупность способов и средств осуществления педагогических мероприятий, реализации форм пе­дагогической деятельности; 2) систематичное и последовательное вопло­щение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса; 3) проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике (2 и 3 по В. П. Беспалько). ТРАДИЦИЯ - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений;

2) обычай, установивщийся порядок в поведении, в быту.

ФИЛОГЕНЕЗ (гр. phyle - племя, род + genesis - происхождение)

1) историческое развитие органического мира, его типов, классов, отря­дов, семейств, родов и видов;

2) процесс развития всех органических форм в течение всего времени существования жизни на Земле.

ФОРМАЛИЗМ - соблюдение внешней формы в чем-нибудь в ущерб существу дела.

ФУНКЦИЯ - 1) явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления; 2) обязанность, круг деятельности, на­значение, роль.

ХАРАКТЕР - совокупность всех психических, духовных свойств че­ловека, обнаруживающихся в его поведении.

ХАРАКТЕРИСТИКА - описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-то или чего-нибудь.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ - разделяемые лич­ностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ - соответствие тем способам и формам об­щественного бытия, которые в наиболее полной мере воплощают идеи гу­манизма и демократизма.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира.

ЧЕРТЕЖ - изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости.

ЧУТКОСТЬ - нравственное требование, моральное качество челове­ка, характеризующее его отношение к окружающим; проявляется в заботе о людях, их нуждах и запросах.

ЭВРИТМИЯ - искусство телесных движений, сопровождающих речь и музыку.

ЭГОИСТ - тот, кто ставит свои интересы выше интересов других.

ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам дру­гих людей, общества.

ЭКОЛОГИЯ - 1) наука об общих закономерностях взаимодействия при­роды и общества; 2) специальная сфера деятельности общества, направ-ленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

ЭКОНОМИКА - 1) искусст­во управления домашним хозяйством;

2) исторически обусловленная со­вокупность производственных отношений; 3) организация, структура и со­стояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности;

4) научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

ЭКСПЕРТИЗА - 1) рассмотрение какого-нибудь вопроса эксперта­ми для дачи заключения; 2) заключение, основанное на мнении специа­листов.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ (ЗНАНИЯ) - полученные путем чувственного вос­приятия и опыта при изучении отдельных фактов, явлений.

ЭРГОНОМИКА (гр. ergon - труд + nomos - закон) - 1) отрасль знания, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий тру­да; 2) наука, изучающая функциональные потребности детей и взрослых с целью проектирования предметных сред, обеспечивающих функциональ­ный комфорт в различных видах деятельности (по С.Л.Новоселовой).

ЭТАЛОН - 1) точный образец установленной единицы измерения;

2) мерило, образец.

ЭТИКА - наука о нравственности.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образо­вания, науки, культуры) - межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи - содействовать укреплению мира и без­опасности, способствовать сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.