Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №5 «Разнообразие жанров в русской литературе XIX столетия. Н.В.Гоголь» (продолжение).
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 49.
|
|
| Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
| Урок обще-методо-логической направ-ленности
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно – коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, самодиагностики результатов обучения
| Как научиться навыкам сопоставительного анализа?
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: проверка выполнения домашнего задания; выразительное чтение отрывков с последующим его письменным рецензированием по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; групповая работа по тексту (составление лексических и историко-культурных комментариев); практическая работа в парах; определение роли выразительных средств языка; устная характеристика Хлестакова и средств создания его образа. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщенности художественного образа Хлестакова; участие в коллективном диалоге; групповое и индивидуальное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания
.
| Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных качеств личности и ответственного отношения к собственным поступкам.
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50.
|
|
| Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы, которое «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко).
| Урок рефлексии
| Здоровьесбережения, развития творческих способностей учащихся, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, коллективного проектирования, информационно – коммуникационные, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, «критического» мышления
| Как научиться анализировать текст повести?
| Чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне «Ревизора». Выделение этапов развития сюжета комедии. Составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к пьесе.
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): чтение и обсуждение статьи учебника «О новизне «Ревизора»; выделение этапов развития сюжета комедии.; составление сообщения о композиционных особенностях комедии. Анализ различных форм выражения авторской позиции; обсуждение иллюстраций к пьесе; участие в коллективном диалоге; подбор примеров, иллюстрирующих признаки эпического рода в повести; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, сопоставлять литературу с произведениями других искусств, планировать свое досуговое чтение.
| Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности.
Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 51.
|
|
| Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения.
| Урок развития речи
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов изучения темы, развития творческих способностей учащихся, педагогики сотрудничества, информационно-коммуникационные
| Как составить письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору учащихся). Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест).
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 52.
|
|
| Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, самодиагностики результатов обучения
| Как в повести раскрывается образ «маленького человека»?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): восприятие и выразительное чтение повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для повести первой половины XIX века тем, образов и приемов изображения человека. Устная характеристика героя и средств создания его образа; коллективная практическая работа (составление сравнительной характеристики героев с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи ученика-эксперта); работа в парах (различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении); лабораторная работа (анализ эпизодов по заданной теме урока по алгоритму выполнения задания); участие в коллективном диалоге; самостоятельное составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос; определение функции антитезы в сюжетно-композиционной организации повести; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; комментирование оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания, планировать свое досуговое чтение
| Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
| Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие компетентности в решении моральных проблем и формирование нравственных качеств личности
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 53.
|
|
| Петербург как символ вечного адского холода. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Роль фантастики в художественном произведении.
| Урок рефлексии
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, самодиагностики результатов обучения
| Каков алгоритм проведения анализа эпического произведения?
| Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом; работа в парах по диагностической карте типичных ошибок в домашней работе; устное рецензирование выразительного чтения при консультативной помощи учителя по алгоритму выполнения задания; лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих признаки драматического рода в комедии с последующей взаимопроверкой); выявление признаков реалистического и фантастического произведения. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия символ и фантастический реализм. Обсуждение иллюстраций и киноверсии повести.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
| Комментирование иллюстраций к произведению
| Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, коммуникативно-эстетических возможностей языка художественной литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; сопоставлять литературу с произведениями других искусств.
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач..
| Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы и творческой деятельности эстетического характера.
|
|
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 54.
| | | Роль фантастики в художественном произведении
| Урок «открытия» нового знания
| Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, самодиагностики результатов обучения
| Какова роль фантастики в произведениях Н.В.Гоголя?
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия комедия, сатира, юмор, фантастический реализм); самостоятельная работа (написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии повести); выразительное чтение отрывков с последующим его письменным рецензированием при консультативной помощи учителя; коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания; комментирование выставленных оценок
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
| Комментирование иллюстраций к произведению, сравнение художественного текста и киноверсий
| Научиться определять роль фантастики в произведении
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
| Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
| |
№ урока
| Дата проведения
| Тема урока
| Тип урока
| Технологии
| Решаемые проблемы
| Виды деятельности
(элементы содержания, контроль)
| План
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| 55.
|
|
| Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя
Письменный анализ (или сопоставительный анализ) эпизода лиро-эпического (драматического) произведения, письменный ответ на вопрос. Выполнение тестов.
| Урок развивающего контроля
| Здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, самодиагностики результатов обучения
| Как научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме?
| Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки: выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания: 1. Почему Гоголь считал, что для спасения России нужно в ней «высмеять все дурное»? 2. В чем социальная опасность хлестаковщины? 3. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества?
Письменный сопоставительный анализ фрагментов эпических (драматических) произведений. Выполнение тестов в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.
|
Взаимодействие искусств
| Планируемые результаты
| Комментарий учителя
| Предметные
| Метапредметные УУД
| Личностные УУД
|
|
|
|
|
|
| Развитие умения аргументировать свое мнение и создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать свое досуговое чтение.
| Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
| Формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания в процессе творческой деятельности; формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи
|
|
|