Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческое решение. Информационное сопровождение принятия управленческого решения






1)Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

· обоснованность;

· своевременность;

· комплексность подхода;

· законность;

· четкая формулировка задач;

· посильность исполнения;

· преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.

Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит три стадии. Рассмотрим их.

Первая стадия - уяснение проблемы - включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.

Вторая стадия - составление плана решения - включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия — выполнение решения — включает в себя доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов: определение цели управления; диагностика проблемы; сбор информации, как основной, так и дополнительной; определение критериев ограничений; подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; оценка вариантов решений; выбор окончательного варианта.

Принятие решения является главным звеном — это творческий этап.

Управленческое решение — это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совер-шенствованию организации управления предприятием.

Существует несколько взглядов на классификацию управленческих решений. Рассмотрим их.

Согласно одной из классификаций управленческие решения подразделяются на общие и частные.

Общие затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.).

Частные касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).

Кроме того, различают управленческие решения для воздействия на внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).

Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).

Также управленческие решения различаются по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок (авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.). Управленческие решения могут классифицироваться по уровням иерархии. Это зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии принимать решения.

Управленческие решения различаются по степени структурированности: слабоструктурированные (незапрограммированные) и высокоструктурированные (запрограммированные), т. е. являющиеся результатом реализации оп-ределенной последовательности действий или шагов. При этом число альтернатив ограниченно, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, с учетом нормативов, правил, стандартов и т.д.

Управленческие решения подразделяют также по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые).

По длительности действия различают управленческие решения стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические, оперативные (текущие).

Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми.

По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников.

По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.

 

2) В современных условиях усиления конкуренции на внутренних и внешних рынках управление предприятием должно основываться на внедрении новых методах управления и информационных технологиях, которые смогут обеспечить поддержку принятия управленческих решений на всех уровнях управления организацией.

В настоящее время предъявляются повышенные требования к обоснованности принятия и реализации управленческих решений. Современный этап развития экономических систем связан с поиском совершенных форм и методов управления, разработкой и выбором наиболее оптимальных управленческих решений, помогающих достигнуть поставленных целей и задач.

Обеспечение согласованности краткосрочных, долгосрочных целей, управление бизнес-процессами отдельных подразделений компании может обеспечить системный подход к процессу управления организацией.

Сущность такого подхода, может заключаться в создании комплексных систем управления и использовании методов и механизмов информационного сопровождения процесса принятия управленческих решений. Необходимость применения такого подхода обусловлено так же тем, что управленческие решения, связанные с важнейшими аспектами деятельности предприятия, такими как стратегический, финансовый, и другие принимаются в условиях рисков и неопределенности. Зачастую, риски при принятии управленческих решений связанны с отсутствием необходимого объема информации, наличием различных тенденций, элементами случайности и другими факторами. Высокое качество управления будет обеспечиваться учетом и систематизацией всех факторов, которые могут оказать влияние на принятие решений. Главным этапом принятия управленческих решений является оценка риска при принятии решений, анализ и прогнозирование возможных потерь в результате отклонения реальной ситуации от предполагаемой. Поэтому внедрение на предприятие систем поддержки принятия управленческих решений обеспечит необходимый уровень информационного обеспечения, что существенно повысит эффективность управленческой деятельности.

Существующие на сегодняшний день информационные системы поддержки принятия решений для предприятий облают такими функциями, как мониторинг ключевых параметров бизнеса, сбор и хранение необходимых данных с возможностью их анализа для последующего принятия управленческих решений. При принятии управленческих решений лицам, принимающим такие решения необходимо учитывать значительное количество различных по характеру и структуре показателей и критериев. Результатом будет являться выбранная альтернатива из множества возможных, такая в которой в максимальной степени будут учтены разнообразные факторы и критерии. В этом случае управленческое решение будет оптимизировано, то есть обеспечит максимальную степень достижения поставленной цели[1]. Повышению эффективности управленческих решений способствует использование таких систем поддержки принятия решений, в состав которых входят модули, выполняющие многовариантные сценарные и целевые расчеты на основе оптимизационных, имитационных и других моделей.

Для большинства решений, которые принимаются при управлении организацией можно выделить определенные этапы, на которых лицам принимающим решения необходима определенная информация, от количества и качества которой зависит качество принимаемого решения. Поскольку принятие управленческих решений - процесс, на который оказывают влияние такие факторы, как социальные установки, накопленный опыт, личностные ценности, и ответственность при принятии управленческих решений может быть достаточно велика, то действия руководителя должны опираться на рациональную и систематизированную основу. Для этого управляющий должен обладать знаниями о научных подходах к принятию решений, способах и методах повышения эффективности управленческого процесса, основных факторах, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.

Ретроспективный анализ используемых методов принятия управленческих решений свидетельствует о том, что ранее они были направлены в основном на получение прогноза развития, предсказание исхода каких-либо событий или действий. При этом сам процесс принятия решения и методика его выбора не привлекали внимания, причиной чего являлось отсутствие явной информации для прогноза, что сводило процесс принятия решения к «простому предположению будущих последствий неизбежного выбора»[2].

В настоящее время менеджер любого уровня вынужден работать в сложных условиях, связанных со значительным усложнением возможности организации и эффективного ведения бизнеса, динамично изменяющейся внешней средой, а также усложнением структуры экономических отношений.

Сегодня известны и используются несколько технологий установления основных факторов, влияющих на процесс принятия решений.

Метод " мозговой атаки" является одним из основных в организации и проведении экспертиз. Значительная роль при проведении " мозговой атаки" принадлежит руководителю, возглавляющему заседание экспертной комиссии. В реальной производственной деятельности это может быть совещание, созванное руководителем для обсуждения той или иной возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие с целью выработки и принятия управленческих решений.

Однако установление факторов, определяющих развитие ситуации, необязательно предполагает использование процедуры открытого обсуждения. В ряде случаев более целесообразным оказывается использование метода двухтурового анкетирования, при котором предполагается индивидуальная работа специалистов по установлению наиболее важных факторов.

Специалисты, производящие оценку мнения специалиста, также производят ранжирование представленных в анкете факторов. Результаты второго тура обрабатываются аналитической группой, формирующей на основании данных, представленных в анкетах, перечень факторов, по мнению специалистов определяющих развитие ситуации.

Современные требования, предъявляемые к системе управления, ориентируют руководителей на предупреждение проблем, что перемещает акцент с информации, характеризующей прошлые события на информацию, предсказывающую будущее развитие ситуаций, чтобы предусмотреть потенциальные последствия и выработать предупредительные или содействующие мероприятия. Речь идет о сопоставлении возможных будущих событий и принятии решений с учетом риска, вызванного влиянием фактора неопределенности реализации той или иной альтернативы.

Ориентация управляющих на решение возникших проблем или их предупреждение, соответственно, использование информации о прошлых событиях или информации, предсказывающей будущее развитие ситуации, принятые методы анализа информации находят отражение в построении системы управления на предприятии. Здесь под системой управления понимается механизм, позволяющий руководителю выполнять свои обязанности в виде реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля, механизм, обеспечивающий руководство необходимой информацией и позволяющий на ее основе принимать скоординированные и эффективные решения.

Управление предприятием, можно условно представить в виде нескольких этапов, на которых наличие или отсутствие определенной информации может существенно повлиять на результат принятых решений. Определяя роль информационного ресурса для каждого этапа можно сформулировать соответствующие требования к информационному обеспечению. На первом этапе происходит сбор первичной информации в соответствии с целями управления. Если это стратегические цели, то в информации отражаются макропоказатели экономического развития страны, региональные особенности, характеристики отрасли, данные о конкурирующих организациях[3]. Роль информационного ресурса в процессе стратегического управления заключается в возможности оценить и учесть те параметры, которые окажут влияние на деятельность организации в долгосрочном периоде. Краткосрочные цели при управлении компанией предполагают определение доступности финансирования деятельности, анализ деятельности компании и ее подразделений, определение резервов повышения эффективности. Информация должна содержать данные о финансовых потоках, возможностях кредитования, отражать ситуацию с поставками и сбытом. Роль информации заключается в своевременном прохождении данных между подразделениями, исключающем их потерю.

Второй этап предполагает анализ внешней среды. При достижении стратегических целей информация должна отражать изменения в законодательной среде, тенденции мировых рынков, ситуацию на рынке ценных бумаг. Роль информации заключается в возможности определить основные характеристики бизнеса, его ликвидность, продолжительность и отношения с партнерами. Оперативные цели определяют содержание информационных потоков для отслеживания цен на ресурсы, услуги, дополнительные возможности для покупателей. Используемая информация должна быть в первую очередь достоверной и своевременной.

Третий этап - это прогнозирование деятельности компании. Стратегические цели требуют знания о динамике курса валют, изменении налоговых ставок, динамике показателей отраслевого развития. Информация должна содержать данные о возможных изменениях и постоянно обновляться, чтобы предотвратить осложнения, вызванные этими изменениями. В краткосрочном периоде компания может стремиться к совершенствованию производимых товаров и услуг. Требуется информация о возможном изменении потребительского спроса, о тенденциях изменения параметров товаров конкурирующих фирм.

Четвертый этап - оценка состояния предприятия и его внутренних ресурсов. В долгосрочном периоде необходима информация, позволяющая оценить возможность привлечения долгосрочных источников финансирования, реализовать программы повышения квалификации персонала, создать собственную информационную систему, обеспечивающую принятие стратегических решений. В краткосрочном периоде предприятию необходимо обеспечить платежеспособность компании, оптимизировать состав и структуру оборотных активов. Роль информации сводится к своевременному обеспечению всех подразделений компании полными, оперативными данными, позволяющему подсистемам организационной структуры предприятия осуществлять процессы управления и контроля, таким образом, снизить вероятность стратегических и тактических ошибок.

Увеличение сложности и неопределенности управленческих ситуаций, вызванное возрастанием информационных потоков, приводит к необходимости включения в процесс принятия управленческих решений этапов по работе с информационным ресурсом предприятия. В случае, когда последствия принимаемого решения могут оказать воздействие на элементы как внутренней так и внешней среды, необходимо обрабатывать большие массивы информационных данных, что требует значительных временных затрат и одним из критериев качества принимаемых решений будет своевременность этих решений. В ситуации, когда показателем качества решений является обоснованность и экономичность, при возможности менеджмента оценивать и снижать степень негативных последствий принятия решений в условиях определенности можно прибегнуть к исключению определенной части информационного массива. Таким образом, можно заключить, что поиск оптимальных управленческих решений можно осуществлять при помощи корпоративного представления отдельных задач принятия управленческих решений по конкретным вопросам хозяйственной деятельности организации. В этом случае, формируется комплексный критерий таких решений на базе долгосрочных целей развития организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.