Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции и методы управления






Методологические основы менеджмента. Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации.Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.

Основные функции организации. сохранить и приумножить конкурентное преимущество) Природа и состав функций менеджмента. Функции менеджмента - определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деят-ти, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. При системном рассмотрении можно выделить три группы менеджмента, наиболее общее для всех видов организаций и любых условий функционирования:

1) общие функции менеджмента - отражают содержание основных стадий процесса управления деят-тью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент должен предусматривать осуществление следующих общих функций - формирование целей, планирование, организацию, контроль.

2) социально-психологические функций менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций - делегирование и мотивацию.

3) технологические функции - выделяют два основных вида деят-ти составляющих содержание технологии труда инженера любого уровня иерархии – решения и коммуникации. Все три группы взаимно дополняя друг друга создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деят-ть организации, специализировать органы управлениями труд отдельных менеджеров.

В упрощенном понимании, менеджмент- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент- функция, вид деят-ти по рук-ву людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое, из которых само по себе явл процессом, очень важны для успеха организации. Их наз управленческими функциями. Содержание управления раскрывается в его основных функциях: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – предполагает решение о том, какими должны быть цели организации. и что должны делать члены организации чтобы достичь этих целей, (стратегическое) - приставляет " собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. К планированию можно отнести четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение фондов, управленческие дефицитные таланты, технологический опыт. Адаптация к внешней среде - действия, направленные на улучшение отношений компании с ее окружением (выявить не только благоприятные возможности, но и опасности, быть готовым приспособиться к изменениям).

Внутренняя координация - деятельность, с целью выявления слабых и сильных сторон фирмы, с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний план, предназначенный для того, чтобы обеспечить, осуществление миссии организации и достижение ее целей. Исследования указывают на сильную положительную корреляцию между планированием и успехом организации. Планирование представляет собой процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.

Цель организации - обозначение миссии (смысла ее существования), цели вырабатываются для осуществления этой, миссии. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для принятия управленческих решений. Миссия служит в качестве: ориентира, на котором руководители основывают свои решения. Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребителей и их эффективного удовлетворения, рук-во фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем. Друкер - " существует только одно обоснованное определение цели - создание клиента".

Чтобы выбрать миссию, рук-во должно ответить на два вопроса - кто наши клиенты и какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить? Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированы во времени, долгосрочными и краткосрочными, достижимыми. Важное значение имеет связь между ценностями, которых придерживается высшее руководство и общефирменными целями. Ценности рук-ва проявляются в целях организации. Прибыль не является целью, а является внутренней проблемой фирмы. Цели могут быть краткосрочными (1 год), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочные.

После определения миссии и целей, рук-во должно оценить внешнюю среду. Анализ внешней среды позволяет выявить угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятия. Влияние оказывают: экономические, политические, рыночные, технологические, международные факторы, факторы конкуренции, социального поведения. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого рук-во оценивает изменения во внешней среде, изучает внешние возможности и опасности, могущие помочь в достижении целей организации или затруднить процесс их достижения. Рук-во должно определить внутренние сильные и слабые стороны организации, чтобы эффективно осуществлять планирование. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации. Только после оценки альтернатив и вариантов рук-во выбирает стратегию. При краткосрочном планировании должны вырабатываться планы, стратегии, которые называются тактикой.

После разрабатываются дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации, неправильного толкования этих планов - выработка политики (общее рук-во для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей). По мимо политики, рук-во вырабатывает процедуры (стандартные действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации- исключает необходимость заново изобретать колесо). Когда рук-во хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила. Правило точно определяет, что должно быть сделано в данной ситуации.

Одной из основных задач планирования является более эффективное распределение ресурсов. Чтобы решить вопрос, какие ресурсы имеются, рук-во использует бюджет. Бюджет представляет собой метол, распределения ресурсов, представленных в количественной форме. Бюджет, в отличие от правил и процедур, составляют все организации. Планирование в зависимости от направленности и характера задач организации бывает стратегическим, среднесрочным, тактическим или текущим.

Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период.

Цели долгосрочных планов реализуются через программы, годовые планы, планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Среднесрочные планы охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе распределение ресурсов, сведения о производстве, капиталовложениях и источниках финансирования. Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (полугодовых, квартальных, месячных). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами.

Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличие заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей. Оперативный план, выраженный в денежной форме, представляет собой финансовый план. Крупные и средние организации, как правило, планируют сверху вниз. Планирование осуществляется на высшем уровне и носит хар-р директивы для низовых уровней управления. Высшее звено определяет цели, основные направления и главные задачи развития организаций. На каждой более низкой ступени они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения. Определяются объемы по всем видам выпускаемой продукции. Организация - создать некую структуру. Это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей организации. Посредством организации соединяются люди и подразделения в один производственный организм.

Имеется два основных аспекта организационного процесса.

Одним явл деление организаций на подразделения соответственно целям и стратегиям. Вторым явл взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между, уровнями полномочий, явл делегирование. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность - обязательство выполнять задачи и отвечать за их выполнение. Полномочия -ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение задач. Линейные полномочия - те, которые передаются от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается рук-вом высшего звена. Рук-ли среднего и низового помогают ему, предоставляя необходимую информацию. Задача состоит в том, чтобы выбрать такую структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внешним и внутренним факторам.

Большинство организаций сегодня используют бюрократические структуры управления. Традиционной структурой бюрократии явл функциональная организация, при которой она разбивается на специализированные функциональные подразделения. Преимущества функциональной структуры состоит в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, в упорядоченной системе правил и стандартов, определяющих функционирование организации. Некоторые проблемы бюрократических структур могут быть решены при введении адаптивных структур - это проектная, матричная организация.

Крупные организации используют дивизионную структуру, ориентированную или на различные виды продукции, либо на различные регионы. Организация выступает как вид деятельности, которая направлена на разработку и утверждение схем и структур управления, должностных инструкций, положений, других нормативных документов. Она основывается на экономическом анализе положения дел, научном расчете, изучении поведения работника и управленческого процесса. Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она определяет порядок и условия функционирования предприятия.

Существует два пути реализации этой функции - через административно-организационное управление и через оперативное управление. Через адм-opг определяется структура, устанавливаются взаимосвязи, распределяются функции между подразделениями, делегируются полномочия и определяется ответственность между работниками аппарата управления. Оперативное управление закл в постоянном сравнении достигнутых результатов с показателями текущих планов. Организационную структуру составляют подразделения с их взаимосвязями, которые определяются целями предприятия, его подразделений и их функциями. Между структурными подразделениями, руководителями должно быть налажено сотрудничество. Это осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов и графиков, внесение в них коррективов, увязки работы между исполнителями.

3 Мотивация. Это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Cистематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать модели мотивации" сотрудника на" рабочем месте.

Различные теории разделяют на две категории – содержательные и процессуальные. Потребности - это осознанное чувство чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерить, об их существовании можно только судить по поведению людей, они служат мотивом к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Это то, что человек считает для себя ценным.

Рук-ли используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержанию работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек - Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Девида МакКлелланда.

Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности нижнего уровня, однако эта структура не является абсолютно жёсткой и строгой. Хотя теория человеческих потребностей Маслоу дала рук-лям полезное описание процесса мотивации, исследования подтвердили ее далеко не полностью. Полагая, что классификация потребностей Маслоу не полная, Мак Клелланд дополнил ее, введя понятие власти, успеха и принадлежности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках структуры Маслоу - потребность власти попадает между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку она дает возможности проявить и реализовать ее. Потребность успеха также нах посередине между потребностью в уважении и самовыражения. Потребность успеха удовлетворяется не статусом, а процессом доведения работы до успешного завершения.

В 50-х годах Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Он пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения), всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов - таких как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность.

Процессуальные. Они рассматривают мотивацию в другом плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяются не только ими. Поведение человека явл функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеются три основные процессуальные теории мотивации - теория ожиданий Врума, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношение этого вознаграждения к вознаграждению остальных людей, выполняющих аналогичную работу. Если работники считают, что им не доплачивают, они начинают работать хуже. До тех пор пока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будут работать менее интенсивно (отсюда - стремление скрыть зарплаты сотрудников).

Теория ожидания (теория Врума)основана на том, что наличие активной потребности не явл единственным необходимым условием мотивации чел-ка на достижение цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание в отношении затрат труда - результатов (чел-к рассчитывает на то, что их усилия приведут к желаемым результатам). Ожидание в отношении результатов - вознаграждений (ожидания определенного вознаграждения в ответ на достигнутый результат). Валентность (ценность поощрения или вознаграждения) - предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если валентность низка, т.е. ценность вознаграждения не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

Мотивация = (ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты)*(ожидание того, что результаты повлекут ожидаемое вознаграждение)*(ожидаемую, ценность (валентность)). Эксперименты свидетельствуют в пользу теории ожиданий. Модель Портера-Лоулера Они разработали комплексную теорию мотивации (вкл. теорию ожидaния и теорию справедливости). В их модели фигурируют семь основных переменных - затраченные работником усилия, ценность вознаграждения, способности и характер работника, оценка вероятности связи (усилие-вознаграждение), полученные результаты работы, вознаграждение, степень удовлетворения. Вывод - результативный труд ведет к удовлетворению.

Согласно модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознание им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В этой теории устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты (результативный труд ведет к удовлетворению - чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности), а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

В последнее время воплощается концепция партисипативного управления. Это система взглядов и практического опыта на заинтересованность работника не только непосредственно в своей работе, но и в том, как его работа сказывается на деят-ти всей организации.

Направления таковы - 1) работники в праве самостоятельно решать, каким способом лучше всего выполнить свою работу, 2) работникам предоставляется возможность участия в рационализаторской деят-ти, 3) Работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы, 4) работникам дается право контроля за количеством и качеством труда.

Это управление можно использовать, если 1) возрастает зрелость работников, что дает возможность децентрализации ответственности при принятии решения, 2) при создании механизма профессионального роста работников и руководителей низшего звена, 3) чтобы повысить активность предложений по нововведениям.

Особую роль в системе мотивации играют деньги. Деньги - наиболее очевидный способ, которым организация может вознаградить сотрудников. Заработная плата удовлетворяет многие потребности (физиологические, безопасности, защищенности и др.)

Контроль. Это процесс обеспечения достижения организацией" своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и неосознные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. А также контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения была наиболее эффективна. Контроль входит в обязанности рук-ля любого звена.

Объектами контроля явл любые организации. Внутри организации контролю подвергаются все происходящие процессы. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.

Предварительный контроль - осуществляется до фактического начала работы. Предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ. Он предупреждает нецелесообразность, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. При планировании, заключении договоров, этот вид контроля имеет наиболее высокую эффективность (устраняются диспропорции в финансировании).

Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса наз текущим контролем. Его объектом явл подчиненные сотрудники. Задачи - оперативное выявление и пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения производственных заданий. Он осуществляется на основе обратной связи.

Заключительный контроль осущ после того, как работа выполнена. Фактические результаты сравниваются с предусмотренными. Цель - установление правильности, экономической целесообразности проводимых работ и операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.

Функция планирования. Планирование деятельности в организации. Принципы планирования. Виды планов. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Административные функции управления. Функция организации. Реализация функции организации на разных уровнях управления. Функция координации. Контроль как функция управления. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Важнейшая стадия процесса управления - контроль, кот рассматривается одновременно и как функция управления.

Регулирование как и контроль охват все сферы деят-ти. Сущность этой функции закл. в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании режима работы при помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров, т.е, при принятие решений по ликвидации отклонений, выявленных на стадии контроля. Цели регулирования - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

На предприятии возникает необходимость концентрировать материальные, трудовые и финансовые ресурсы на особо важном участке. Отсюда возникает неравномерность в движении производства, т.е. отклонение от первоначально заданных условий. К отклонениям приводят перебои в снабжении нарушения трудовой дисциплины, нехватка средств и др. поэтому работники должны располагать эффективными средствами регулирования а регулирующие средства должны предусматриваться в планах. Назначение - I) фиксирование результата упр-ой деят-ти и ее оценка, 2)фиксирование результата деят-ти конкретных исполнителей и ее оценка, 3) фиксирование результатов и оценка реализованных мероприятий. Контроль – должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в опред момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта. Контроль выступает гл инструментом для выработки упр решений, обесп нормальное функционир фирм. Различают два вида контроля - финансовый и административный. Финансовый охватывает все сферы деятельности фирмы и осущ на основе стоимостных показателей, кот позв сравнивать плановые расходы с фактическими.

Он осущ спец подразделениями, такими как планово-фин-ое, бухгалтерия, экономисты. Примен компьютеров позв сформировать систему централиз контроля, обеспеч своевременный контроль результатов финанс деят-ти фирмы. Админ-ый - ведется на всех уровнях управления фирмой и призван оценивать деят-ть сотрудников. Осущ постоянно как спецподразделениями, так и рук-ми на всех уровнях.Определение степени достижения цели осущ при помощи контроля, который представляет собой процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хоз-ой деят-ти. Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно опред как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей. А также контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения была наиболее эффективна.

Контроль - одна из функций управления. Он имеет двоякий характер. С одной стороны - это элемент каждой функции управления, с другой - самостоятельная функция. С ее помощью выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деят-ть предприятия, чтобы избежать кризиса. Контроль позволяет фиксировать ошибки сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того как они возникнут на пути достижения цели. Контроль, Это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. А также контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения была наиболее эффективна.

Контроль входит в обязанности рук-ля любого звена. Объектами контроля явл любые организации. Внутри организации контролю подвергаются все происходящие процессы. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки. Контроль бывает предварительный, текущий и заключительный.

По форме все виды контроля схожи, т.к. имеют одну цель - способствовать тому, чтобы получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления. Предварительный контроль - осуществляется до фактического " начала работы. Он реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ. Он предупреждает нецелесообразность, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. При планировании, заключении договоров, этот вид контроля имеет наиболее высокую эффективность (устраняются диспропорции в финансировании). Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса наз текущим контролем. Его объектом явл подчиненные сотрудники.

Задачи - оперативное выявление и пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения производственных заданий. Он осуществляется на основе обратной связи. Заключительный контроль осущ после того, как работа выполнена. Фактические результаты сравниваются с предусмотренными. Цель - установление правильности, экономической целесообразности проводимых работ и операций, вскрытие недостатков и упущений в работе. Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях.

Процесс контроля. В процессе контроля есть три различимых этапа- выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных _ результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер. Первый этап процесса контроля - установка стандартов, т.е. конкретных целей, имеющие временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех ключевых областей, которые определяются при планировании. На втором этапе сравнения показателей функционирования с заданными стандартами опред масштаб допустимых отклонения только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет не экономичной. Следующий этап - измерение результатов - явл самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, рук-ль получает возможность определить, какие действия необходимо предпринять.

Такими действиями могут быть изменение стандартов, некоторых внутренних переменных системы.

Поведенческие основы контроля. Люди явл неотъемлемым элементом контроля. Поэтому при разработке процедуры контроля рук-ль должен принимать во внимание поведение людей. К сожалению, хотя большинство рук-лей знают хорошо о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто явл побочными результатами наглядности действия системы контроля. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут привести к выдаче неверной информации. Проблем можно избежать, задавая приемлемые осмысленные стандарты контроля, устанавливая двухстороннюю связь, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Характеристики эффективного контроля. Поведение людей не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Контроль явл эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, прост и экономичен.

Виды контроля. Этапы контроля. Внешний и внутренний контроль. Контроль и оперативное управление. Анализ функций управления. Методы осуществления управленческой деятельности. Организационные методы. Административные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы. Правовые методы управления. Факторы эффективности менеджмента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.