Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупный спрос и факторы, его определяющие






ЗАНЯТИЕ № 7

БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Совокупный спрос и факторы, его определяющие

Совокупный спрос — AD (aggregate demand) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги в течение года. Компонентами совокупного спроса выступают: 1) спрос домохозяйств, то есть потребительский спрос — С (consumption); 2) спрос фирм, то есть инвестиционный спрос — /(investment); 3) спрос со стороны государства, то есть государственные закупки товаров и услуг — G (government spending); 4) спрос иностранного сектора, то есть чистый экспорт — Хп (net export).

Поэтому формула совокупного спроса: АD = С + I + G + Хп похожа на формулу подсчета ВНП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВНП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, то есть величина совокупного спроса, зависит прежде всего от уровня цен. Это зависимость обратная. Чем выше общий уровень цен, тем меньше величина совокупного спроса, то есть тем меньше расходов намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен графически можно представить в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 7-1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

На графике по оси абсцисс откладывается реальный ВНП (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (например, в долларах, рублях и т.п.), то есть это стоимостный показатель, а по оси ординат — общий уровень цен (дефлятор ВНП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен 1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен 2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка B). Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроcа. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВНП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые остаются без изменения.

Рис. 7-1. Кривая совокупного спроса

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса, таким образом, также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВНП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1. Эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов — real money balances effect), или эффектом Пигу (в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М.Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя А.Маршалла, профессора А.Пигу, который ввел в научный оборот понятие “реальные денежные запасы”). Под реальным богатством или реальными денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивидуума (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р): real money balances = М / Р, то есть это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено как наличными деньгами (денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, то есть акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, то есть на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают величину потребления, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Этот эффект можно записать в виде следующей логической цепочки:

2. Эффектом процентной ставки (interest rate effect), или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет “цена” денег (цена кредита), то есть ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению величины инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

Кроме того, рост ставки процента сокращает и величину потребительских расходов. С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса. А с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

3. Эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта — net export effect), или эффектом Манделла—Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:

Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается — она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно:

· Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

· Уровень благосостояния (W — wealth). Чем выше уровень благосостояния, то есть величина богатства, тем больше потребительские расходы и совокупный спрос. Если благосостояние растет, то кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.

  • Уровень текущего дохода (Yd— disposal income). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).
  • Ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:

· ожидания изменения дохода в будущем ( - expected disposal income). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо);

  • ожидания изменения уровня цен( expected inflation). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая “инфляционная психология”), что также ведет к увеличению совокупного спроса.

· Налоги (Тх — taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.

  • Трансферты (Tr — transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (то есть при прочих равных условиях) — рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается.
  • Уровень задолженности домохозяйств (D— debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).
  • Ставка процента по потребительскому кредиту (R— interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.
  • Количество потребителей (N — number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

· Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

· Ожидания (Е — expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), то есть с тем, что Дж.М.Кейнс называл “предельная эффективность капитала”. Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор — “природное чутье” (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются.

  • Ставка процента (R— interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, то есть чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.
  • Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).
  • Величина дохода (Y — yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).
  • Налоги (Тх — taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.
  • Трансферты (Tr — transfers). Трансферты фирмам в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита стимулируют инвестиционный спрос.
  • Технологии ( technological progress). Появление новых, более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.
  • Избыточные производственные мощности (Nexcess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.
  • Величина запаса капитала фирм (K0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

· Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг, как уже отмечалось, является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, парламентом, конгрессом и т.п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, то есть выступает параметром управления: G=G. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение — сокращает.

· Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

· Величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Yworld ). Рост ВНП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

  • Величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Уdomestic). Если ВНП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, к снижению чистого экспорта и сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.
  • Обменный курс национальной денежной единицы (е — exchange rate). Обменный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны, то есть это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 немецкие марки). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 немецкие марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов стерлингов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов стерлингов для покупки такого же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.
    Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (то есть изменения уровня цен в стране), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.

Функция чистого экспорта имеет вид:

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы. Дело в том, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена, или уравнением Фишера — в честь известного американского экономиста И.Фишера, который предложил математическую формулу для вывода, следовавшего из количественной теории денег, появившейся еще в XVIII веке и развиваемой в работах Юма, а позже Рикардо, Сэя, Маршалла и т.д.): MV = PY, где М— масса (количество) денег в обращении; V— скорость обращения денег (величина, которая показывает то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица); Р— уровень цен в экономике (дефлятор ВНП); Y— реальный ВНП.

Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВНП и уровнем цен: Y = (MV) / Р. Это означает, что ценовые факторы (изменение уровня цен) влияют на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.

Из этого же уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

· Величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, то есть цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы, поэтому тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос.

  • Скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, то совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса. В действительности скорость обращения денег достаточно стабильна. Она может меняться либо в результате серьезных изменений в технологии банковского дела (так, скорость обращения денег резко возросла с появлением банкоматов), либо в связи с регулирующими мерами государства (например, “замораживание” денег на банковских счетах ведет к снижению скорости обращения денег).





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.