Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дроссели и регуляторы расхода






С.Ю. Плешков, А.В. Хаит, В.Ю. Энгель

 

Конструкции и типовые схемы аппаратуры гидропривода

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Екатеринбург

УрФУ

УДК 62-82(075.8)

ББК 34.447я73

К65

 

 

Рецензенты:

кафедра сельскохозяйственных машин Уральской государственной сельскохозяйственной академии (зав. кафедрой канд. техн. наук, профессор А.Н. Зеленин)

канд. техн. наук, проф. В.М. Таугер (Уральский государственный университет путей сообщения)

 

Научный редактор: доц., канд. техн. наук А.В. Некрасов

 

К65 Конструкции и типовые схемы аппаратуры гидропривода: учебно-методическое пособие / С.Ю. Плешков, А.И. Хаит, В.Ю. Энгель. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. -34 с.

 

 

Учебно-методическое пособие содержит справочный материал по дисциплине «Гидравлика и гидропневмопривод», практические задания к выполнению лабораторной работы № 40. Рекомендовано для студентов, обучающихся по специальностям: направление 150800 – Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника; специальность 150802 - Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика; направление 270880 – Строительство, профиль – Гидропневмоситемы в строительстве и промышленности; направление 151900.62 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; специальность 151901 – Технология машиностроения; направление 190100 – Наземные транспортные технологические комплексы; специальность 190105 - Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование

 

Библиогр.: 5 назв. Табл. 3. Рис. 23.

УДК 62-82(075.8)

ББК 34.447я73

 

© УрФУ, 2011

© Плешков С.Ю., Хаит А.В., Энгель В.Ю., 2011

Цель работы: изучение конструкций направляющих дроссельных аппаратов, клапанов и гидрораспределителей гидропривода и гидроавтоматики, ознакомление с принципом действия этих аппаратов, развитие навыков чтения и составления принципиальных схем гидропривода с применением направляющей дроссельной гидроаппаратуры.

 

Дроссели и регуляторы расхода

Линейными называются дроссели, в которых потери давления пропорциональны расходу жидкости и определяются потерями давления по длине. Изменяя длину канала, по которому движется жидкость, можно изменять потери давления и расход через дроссель. Примером линейного дросселя служит гидроаппарат с дроссельным каналом (рис. 1).

Рис. 1. Линейный дроссель:
1 - корпус; 2 - винт

 

В этом дросселе жидкость движется по винтовой прямоугольной канавке, длину которой можно изменять поворотом винта. Площадь живого сечения и длину канала устанавливают из условия получения в дросселе требуемого перепада давлений и исключения засоряемости канала механическими примесями, содержащимися в рабочей жидкости. В таких дросселях рост перепада давления происходит за счёт увеличения длины канала. При этом сечение канала выполняется постоянным и достаточно большим, чтобы исключить его засорение. Ввиду того что гидравлическое сопротивление определяется вязкостью жидкости, такие дроссели применяются только при постоянной температуре рабочей жидкости в процессе работы гидрпопривода.

Нелинейные дроссели характеризуются тем, что режим движения жидкости через них турбулентный, а перепад давлений практически пропорционален квадрату расхода жидкости, поэтому такие дроссели часто называют квадратичными. В них потери давления определяются деформацией потока жидкости и вихреобразованиями, вызванными местными сопротивлениями. Изменение перепада давления, а следовательно, и изменение расхода жидкости через такие дроссели достигается изменением или площади проходного сечения, или числа местных сопротивлений.

В регулируемых (рис. 2, а, б, в, г; рис. 3) и нерегулируемых (рис. 2, д, е) нелинейных дросселях длина пути движения жидкости сведена к минимуму, благодаря чему потери давления и расход практически не зависят от вязкости жидкости и изменяются только при изменении площади рабочего проходного сечения.

Рис. 2. Принципиальные схемы нелинейных

дросселей:

а - игольчатого;

б - комбинированного;

в - пробкового щелевого;

г - пробкового эксцентричного; д - пакетного;

е - пластинчатого;

ж - условное обозначение регулируемого дросселя; 1 - корпус; 2 - игла;

3 - диафрагма; 4 - пробка;

5 - пластина;

6 – втулка

 

 

Максимальную площадь устанавливают из условия пропуска заданного расхода жидкости через полностью открытый дроссель, минимальную - из условия исключения засоряемости рабочего окна.

В пластинчатых дросселях (рис. 2, е) сопротивление зависит от диаметра отверстия, которое можно уменьшить лишь до определенного предела (dmin > 0, 5 мм), ограничиваемого засоряемостью во время работы такого дросселя.

а б   Рис. 3. Схемы дросселей регулируемых: а – игольчатого; б – пробкового щелевого  
Для получения большого сопротивления применяют пакетные дроссели с рядом последовательно соединённых пластин (рис. 2, д). В таких дросселях расстояние между пластинами l должно быть не менее (3…5) d, а толщина пластин δ не более (0, 4…0, 5) d. Суммарное сопротивление пакетного дросселя регулируется подбором пластин, а перепад давления определяется по формуле

, (1)

где γ – удельный вес жидкости; ζ – коэффициент местного сопротивления отверстия; n – число пластин; ν – средняя скорость потока жидкости в проходном отверстии пластины.

К нелинейным относятся также комбинированные дроссели, в которых потери давления по длине и местные потери соизмеримы между собой по величине и в равной мере оказывают влияние на расход жидкости через дроссель (рис. 2, б). Для определения расхода жидкости через такой дроссель используется формула

, (2)

где ω – площадь проходного сечения дросселя; Δ Р – перепад давлений у дросселя; μ – коэффициент расхода, зависящий от конструкции дросселя, числа Рейнольдса, формы и размеров отверстия; ρ - плотность рабочей жидкости.

Важной характеристикой дросселей является их равномерная и устойчивая работа при малых расходах, которая возможна при уменьшении площади ω до определенного предела, ниже которого расход становится нестабильным.

Это объясняется облитерацией [1] – заращиванием проходного отверстия. Чтобы добиться малого расхода в ответственных гидросистемах, применяют специальные конструкции дросселей, в которых рабочему органу (игле, пробке, диафрагме и т.д.) сообщаются непрерывные вращательные и осциллирующие движения[2].

На рис. 4 приведена схема регулируемого дросселя с обратным клапаном типа МК фирмы «Rexroth».

Рис. 4. Схема регулируемого дросселя с обратным клапаном типа МК фирмы «Rexroth»:

1 – корпус; 2 – затвор конусный; 3 – пружина;

4 – втулка опорная;

5 – кольцо стопорное;

6 – втулка регулирующая;

7 – кольцо стопорное;

8 - уплотнение

 

В корпусе 1 выполнена цилиндрическая расточка и соосные с ней каналы для входа (А) и выхода (В) рабочей жидкости. В расточке корпуса 1 размещен конусный затвор 2, имеющий пазы для прохода жидкости и поджатый пружиной 3 к острокромочному седлу, выполненному в корпусе 1. Пружина 3 опирается с одной стороны на втулку 4, перемещение которой ограничено стопорным кольцом 5, а с другой стороны - на внутреннюю поверхность конусного затвора 2. На внешней поверхности корпуса нарезана резьба, по которой двигается регулирующая втулка 6, в ней выполнена расточка специальной формы, образующая с корпусом 1 и выполненными в нем боковыми сверлениями кольцевую дросселирующую щель. Перемещение регулирующей втулки 6 ограничено с одной стороны длиной нарезанного участка резьбы, а с другой - стопорным кольцом 7. Герметичность соединения подвижной регулирующей втулки 6 с корпусом 1 обеспечивается уплотнениями 8.

При подаче рабочей жидкости под давлением в канал А конусный затвор 2 прижимается к седлу, выполненному в корпусе 1, усилием пружины 3 и дополнительным усилием от действия давления рабочей жидкости на внутреннюю поверхность конусного затвора 2. При этом рабочая жидкость через боковые расточки в корпусе 1 поступает в кольцевую дросселирующую щель, образованную корпусом 1 и регулирующей втулкой 6. За счет создаваемого при этом перепада давления регулируется расход потока рабочей жидкости при ее движении в направлении А-В. Вращением регулирующей втулки 6 обеспечивается ее продольное перемещение по резьбе, нарезанной на внешней поверхности корпуса 1, за счет которого изменяется площадь проходного сечения дросселирующей щели, а тем самым и величина расхода рабочей жидкости в направлении А-В. Рабочая жидкость, подаваемая под давлением в канал В, преодолевая усилие пружины 3, отжимает конусный затвор 2 обратного клапана от седла, выполненного в корпусе 1, и проходит в канал А. При этом часть рабочей жидкости проходит через дросселирующую щель, очищая ее от возможных загрязнений.

Недостатком дросселей является неравномерность расхода, вызванная изменением перепада давлений у них, что, в свою очередь, зависит от величины нагрузки на исполнительном органе гидропривода. Это видно из формулы (2). Если рукояткой дросселя установлен определенный расход, т.е. конкретный размер щели дросселя, то все множители в формуле (2), кроме Δ Р, можно считать постоянными. Тогда расход будет зависеть только от Q=f(Δ Р).

Для частичного или полного устранения неравномерности расхода применяют регуляторы расхода, в которых перепад давлений в дросселе Δ P во время его работы поддерживается примерно постоянным.

Конструктивно этот аппарат состоит из последовательно включенных дросселя 1 (рис. 5) и подпружиненного редукционного клапана 2. Расход жидкости через регулятор устанавливается дросселем 1, а постоянство перепада давления на дросселе - редукционным клапаном 2.

 

Рис. 5. Схема регулятора расхода: а, б – схема и принцип действия; в - условное обозначение; 1 – дроссель; 2 – редукционный клапан; 3 - пружина

 

 

Увеличение давления Р1 на входе перед дросселем вызывает смещение вверх редукционного клапана. Проходное сечение между клапаном и корпусом уменьшается, что приводит к повышению давления Р2, вследствие чего перепад давлений на дросселе остаётся постоянным. Благодаря постоянству перепада давлений на дросселе расход жидкости через регулятор и скорость движения выходного звена гидродвигателя не изменяются при изменении нагрузки на исполнительный орган.

Макет регулятора расхода марки Г55-21, работающего по описанной выше схеме, имеется в лаборатории кафедры гидравлики.

При работе гидропривода вследствие изменения коэффициента расхода μ, вызванного колебаниями температуры рабочей жидкости, расход через регулятор все же изменяется. Для серийных конструкций регуляторов это изменение составляет 10…12%.

Задание №1. Определить площадь проходного сечения подводящего канала дросселя и его диаметр. Исходные данные взять из табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные для определения параметров дросселя

Перепад давления на дросселе ∆ Р, МПа Максимальный расход дросселя Q, л/мин Скорость течения жидкости ν, м/с Коэффициент расхода μ Плотность рабочей жидкости ρ, кг/м3
    3, 5 4, 5 5, 5 0, 6 0, 7 0, 62 0, 64 0, 75 0, 8  

 

П р и м е р р е ш е н и я з а д а ч и (к заданию №1).

Определить площадь проходного сечения подводящего канала дросселя и его диаметр при следующих исходных данных ∆ Р=20МПа, Q=20 л/мин, скорость потока в подводящем канале ν =4м/с, μ =0, 61, ρ =900 кг/м3.

Решение. Воспользуемся формулой (2):

см2.

Диаметр подводящего канала найдем из формулы Q=ω др·ν:

м. Принимаем d=10 мм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.