Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов






Специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий

цель работы психолога по профориентированию учащихся рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подростку, исходя из их индивидуальных качеств.

Основная задача профориентации помочь учащемуся определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить, а для этого необходимо применение группы методов профконсультирования:

Важнейшим направлением работы является помощь учащимся в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно в психологическом смысле.[5]

Задачи психолога состоят в том, что бы исследовав индивидуальные особенности человека, помочь ему построить оптимальную мотивационную и содержательную насыщенность своего труда, подобрать средства регуляции мотивов трудовой деятельности; решение трудовых задач должно сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями, учить вступать в деловые отношения на основе паритета. Формирование мотив профессиональной деятельности предполагает, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения успеха, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении. При оптимальной мотивации происходит:

- сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего человек находит предмет деятельности;

- принятие человеком профессии, нахождение личного смысла в деятельности;

В результате формирования профессиональной мотивации, образуется целостное поведение работника.[12]

Формирование целей профессиональной деятельности:

1) Осознание образа результата.

2) Выполнение производственной задачи в определенных условиях.

Формирование представлений о программе деятельности:

1) Формирование представлений о структуре деятельности.

2) Формирование представлений о способах деятельности.

3) Формирование представлений о программе деятельности.

При формировании профессиональных качеств, происходит перестройка имеющихся качеств личности в соответствии с особенностями профессии, появляются и развиваются новые качества и способности, возникает индивидуальный стиль деятельности. Как уже было сказано, профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности.[65] Профессии это явления общественные возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях, когда организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать.[76]

Понятие профессия включает в себя ограниченный, вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки, выполняемой за определенное вознаграждение, а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.[79]

Диагностические методы по определению профессиональных наклонностей:

- беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

- открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

- опросники профессиональной мотивации;

- опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов);

- личностные опросники;

- проективные личностные тесты;

- методы наблюдения как одного из основных научно-практических методов работы психолога;

- сбор косвенной информации о клиенте: от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

- психофизиологические обследования;

- «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (по типу F-теста японского профессора Фукуямы);

-исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности;

- использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается сама готовность осваивать новые профессиональные действия;

- методы и приемы совместного рассмотрения результатов психодиагностического обследования;

- методы активизации самопознания клиента: формирование готовности оценивать других людей по определенным критериям, формирование готовности к самооценке, готовности оценивать различные ситуации самоопределения.

Методы морально-эмоциональной поддержки:

- группы общения, используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия;

- тренинги общения, позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах;

- сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.) иногда позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

- профориентационные и профконсультационные активизирующие методы с элементами психотренинга;

- личное обаяние профконсультанта;

- различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

- «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий;

- приемы формирования у клиента готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, а также приемы совместной работы по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения, обсуждение и проигрывание подобных ситуаций, игровая «помощь» другим людям;

- приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.

Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:

- построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

- построение системы различных вариантов действий клиента, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

- использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации);

- приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;

- приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов, а в идеале — формирование у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.[76]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.