Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первоначальное накопление и приватизация в России

В начале проведения реформ, Россия столкнулась с проблемой отсутствия в стране крупных капиталов. В конце 80-х — начале 90-х годов в собственности российского государства находилось более 80 % предприятий и организаций. Среди них были гиганты АвтоВАЗ, Камаз, Уралтяжмаш и др., стоимость которых измерялась миллиардами долларов. Вместе с тем десятилетия уравнительного распределения доходов при социализме практически полностью исключили существование крупных личных состояний, а значит и возможность прямого выкупа государственных предприятий частными лицами.

Таким образом, проблема первоначального накопления капитала в новейшей истории России выступила в необычной форме: она состояла не в трудности аккумуляции стартового капитала для создания предприятий (созданы заводы и фабрики были еще при социализме), а в его нехватке для их выкупа в частную собственность. Следовало создать условия для приобретения прав собственности частными лицами, причем теми, кто мог бы извлечь из них большую пользу и способен лучше управлять предприятиями. Поэтому в нашей стране стало жизненно важным проведение процедуры приватизации в виде продажи или безвозмездной передачи государственных предприятий коллективам или частным лицам, что и было (не без крупных изъянов) осуществлено в ходе приватизации.

Приватизация в современной России выполнила главную задачу периода первоначального накопления капитала — перевела основные предприятия в частную собственность и, тем самым, создала предпосылки для рыночного функционирования фактора капитал. Уже к 1997 г. 87% всех предприятий страны были частными, то есть доля частного сектора вышла на тот уровень, который существует в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

Вместе с тем в ходе приватизации был резко нарушен баланс перераспределительного и сберегательного механизмов накопления капитала. Дело в том, что на всех этапах приватизации (кроме, возможно, денежных аукционов последнего времени) для владельцев крупных капиталов существовала возможность скупки государственной собственности за бесценок. Например, ваучеры, равно как и приобретенные на них акции предприятий мелкому владельцу в большинстве случаев не приносили никаких доходов. Многие владельцы ваучеров поэтому были готовы продать их крайне дешево. Массовая скупка ваучеров в этих условиях была легким путем к овладению лучшими предприятиями.

Напротив, сберегательный механизм первоначального накопления не получил в новой России широкого распространения (за исключением некоторых предприятий мелкого бизнеса). Случаи постепенного накопления сумм для участия в приватизации за счет производственной деятельности, базирующейся на упорном труде и экономном потреблении предпринимателей, представляют собой редкие исключения.

Еще более опасным для экономики является то, что приоритет сбережения над потреблением не стал господствующей формой хозяйственного поведения всей предпринимательской элиты.

Недостатки процесса приватизации не замедлили сказаться на ходе и качестве проведения реформ в экономике России, став важным фактором торможения хозяйственного развития страны.


 

25. Характеристика рынка оборотного капитала.

Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. В этом состоит его отличие от фактора земля, объединяющего разнообразные ресурсы, созданные природой.

Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. Обувь, пища, личные автомобили и прочие предметы потребления, хотя и созданы людьми, но в производстве не используются и капиталом не являются.

Целью производства, в котором используется капитал, является прибыль.

Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства, поскольку именно он придает современным экономикам многие из их основных черт (см. тему 2):

Þ их индустриальный (технологический) характер,

Þ специализацию и кооперирование общественного производства,

Þ наличие крупного производства и, соответственно, крупных предприятий в экономике.

Отличительной особенностью капитала является его способность воспроизводить себя в расширяющихся масштабах.

К оборотному капиталу (или оборотным активам, как его еще называют) относится сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты то, из чего изготавливается продукция. Особенностью оборотного капитала является его изменчивость. Оборотный капитал однократно используется в производстве и быстро меняет свою первоначальную форму, превращаясь, например, из сырья в готовую продукцию, а затем в деньги. После продажи произведенных товаров оборотный капитал полностью возвращается предпринимателю и снова может быть использован в производстве.

Рынок оборотного капитала является типичным рынком ресурсов. В связи с этим и в принципах его организации, и в механизмах установления на нем равновесия имеется много общего с аналогичными процессами на уже рассмотренном нами рынке трудовых ресурсов.

Так, объем спроса на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию и зависит от размеров последнего. При этом максимизация прибыли достигается в точке равенства предельного денежного продукта и предельных издержек соответствующего материального ресурса. Другими словами, при оптимизации фирмой спроса на оборотный капитал действует правило MRP = MRC.

Точно также на рынке оборотного капитала могут сложиться различные структуры. Соответственно, для материальных ресурсов, входящих в состав оборотного капитала, типичны уже описанные для каждого из этих типов рынка кривые спроса и предложения.

Совершенная конкуренция (в чистом виде или с элементами монополистической конкуренции) наблюдается на рынках тех материальных ресурсов, где и поставщики, и покупатели многочисленны. Ситуацию такого рода можно наблюдать на рынках универсальных, простых комплектующих изделий (резиновых прокладок, металлоизделий, электрической арматуры и пр.).

Достаточно часто встречаются монопсония и олигопсония. Например, многие предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию выступают по отношению к колхозам и фермерам в роли монопсониста. Особенно, если других перерабатывающих предприятий по близости нет. Рыночное всевластие таких монопсонистов–переработчиков служит важной причиной тяжелого положения отечественных сельскохозяйственных предприятий. Последние именно в силу монопсонической структуры рынка вынуждены мириться с навязываемыми им закупочными ценами.

Особого комментария заслуживает монополистический (олигополистический) тип рынка. Если на рынке труда соответствующее этому типу одностороннее господство профсоюза на рынке можно считать исключением, то на рынках материальных ресурсов такое положение весьма распространено. Газпром, РАО «ЕЭС России», Транснефть, МПС и другие гигантские предприятия являются именно поставщиками ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Монополисты имеют возможность навязывать своим потребителям завышенные цены на поставляемые ресурсы.

Наконец, встречается и взаимная монополия (олигополия). При типичном для России высоком уровне монополизации ситуация, когда поставщиком тех или иных материальных ресурсов выступает один, а покупателем — другой монополист, отнюдь не является редкостью.


 

26. Сущность и основные приемы дисконтирования.

Метод сравнения разновременных денежных потоков путем их приведения к текущему временному периоду называется дисконтированием.

Сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, позволяет метод дисконтирования. Дисконтирование делает возможным сравнение денежных потоков, получаемых в разное время, путем приведения их к одному временному периоду. Для обеспечения сопоставимости текущих и будущих доходов нужно скорректировать будущие поступления. В общем виде формула расчета будущего дохода будет: TRn = PDV * (1+i)n, где TRn - совокупный доход n–го года, PDV - текущая стоимость, n - число лет, i - процентная ставка.

^ Текущая дисконтированная стоимость (формула)

PDVn = TRn/(1+i)n, где TRn – совокупный доход n-ого года; i – процентная ставка; n – число лет.

Эта формула позволяет определить текущую стоимость будущего дохода на рынке основного капитала.

^ Чистая дисконтированная стоимость инвестиционного проекта NPV (формула)

NDV = PDVпроекта - I, где PDVn - текущая дисконтированная стоимость и I – инвестиции.

Эта формула позволяет определить реальную выгоду от осуществляемого проекта.

^ Текущая дисконтированная стоимость фиксированного дохода в бесконечном периоде (формула)

PVDбесконечного проекта = TRconst/i, где TRconst – фиксированный доход, i – процентная ставка.

Эта формула позволяет определить PVD для проектов, когда доход постоянен по величине и выплачивается неограниченное число лет.


 

27. Применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.

Текущая дисконтированная стоимость (формула)

PDVn = TRn/(1+i)n,

где TRn – совокупный доход n-ого года; i – процентная ставка; n – число лет. Эта формула позволяет определить текущую стоимость будущего дохода на рынке основного капитала.

Чистая дисконтированная стоимость инвестиционного проекта NPV (формула)

NDV = PDVпроекта - I,

где PDVn - текущая дисконтированная стоимость и I – инвестиции. Эта формула позволяет определить реальную выгоду от осуществляемого проекта.

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКОНТИРОВАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ. 1)Замена вышедшего из строя оборудования 2)Инвестиции в снижении издержек (уменьшение издержек путем экономии электроэнергии теплоснабжения и т.д.) Для этого требуются инвестиции(Скажем, на оснащении цеха герметичными окнами). - в рез-те каждый год мы платили аж на 15% меньше чем могли бы без инвестиций - выгоду мы смогли определить именно за счет дисконтирования 3)Инвестиции в расширении производства(когда фирма стремится расширить мощности по выпуску уже производимого. 4)Инвестиции на выпуск нового товара(неизвестна ставка и будущий доход и не ясно сколько мы потратим на разработку новых товаров).Метод дисконтирования позволяет нам понять приемлем ли проект или нет(NPV> 0) и показывает уместны ли инвестиции или нет.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ. Любая собственность приносит доход (Tr-TC) но требует известных нам постоянных издержек. Вместе с тем собственность можно продать и затем безрисково вложить сумму в банк под проценты. Сумма, которую мы получили в рез-те продажи и есть инвестиции в данном случае. Опять же применим метод дисконтирования, чтобы узнать будущую цену нашей недвижимости (при NPV> 0 мы можем без рисков продать недвижимость и получить доход больше чем могли бы получить раньше).

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКОНТ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. Больше всего это характерно для рынка ценных бумаг при этом общий доход ценной бумаги TR, при этом общий доход от ценной бумаги(TR) будет состоять из двух компонентов: выплачиваемых по ней регулярных платежей и ожидаемого роста курса ценной бумаги. Наиболее масштабное применение методов дисконтирования для данного случая может служить так называемая капитализация(те расчетная величина стоимости всех акций фирмы)Чем больше уровень капитализации фирмы - тем больше приток инвесторов заинтересованных в приобретении ценных бумаг. Формула остается той же для данного метода NPV=TR/i)-I где i-cтавка а I-кол-во инвестиций.


 

28. Вторичные критерии оценки проекта (внутренняя норма рентабельности - IRR, срок окупаемости – PP).

Используя такие критерии как внутренняя норма рентабельности и срок окупаемости проекта могут помочь менеджеру при выборе лучшего проекта.Внутренняя норма рентабельности является 2ым по важности показателем эффективности инвестиционного проекта. А по частоте использования её можно назвать даже ведущим показателем. Она показывает в % уровень прибыльности вложенных в проект. Например выражение внутренняя норма рентабельности ровна 15% означает что инвестированные средства приносят 15% прибыли в год. В том случае когда у фирмы нет средств но существует возможность занять в долг внутренняя норма рентабельности это наибольший процент который может быть уплачен фирмой для мобилизации капиталовложения в проект.

Решение об инвестировании средств проект будет принято при условии если ВНС выше процентной ставки по кредиту.

2ой показатель срок окупаемости проекта – характеризует период времени необходимый для размещения инвестиций, вложенных в проект, за счет дохода полученного от его реализации. НА практике это наиболее ранний срок после наступления которого накопленная сумма текущих доходов начинает превышать сумму затрат на этот проект.

Показатель внутренней нормы доходности приемлем для сравнительной оценки не только в рамках рассматриваемых инвестиционных проектов, но и в более широком диапазоне (например, в сравнении с коэффициентом рентабельности операционных активов, коэффициентом рентабельности собственного капитала, уровнем доходности по альтернативным видам инвестирования – депозитным вкладам, приобретению государственных облигаций и т.п.). На каждом предприятии может быть установлен в качестве целевого норматива показатель «минимальная внутренняя норма доходности» и инвестиционные проекты с более низким его значением будут автоматически отклоняться как несоответствующие требованиям эффективности реального инвестирования.

 

Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) является инвестиционным показателем отражающим период возврата вложенных средств и характеризует финансовый риск.

Срок окупаемости инвестиционного проекта – это время необходимое, что бы первоначальные затраты капитала окупились.

Формула расчета срока окупаемости инвестиций

где: CF – денежные потоки, I0 – первоначальные инвестиции, n – количество периодов окупаемости инвестиций в проект.

Необходимо выполнение данного неравенства при n периодах поступления денежных средств. Помимо формулы в виде денежного потока есть разновидности формул для видов деятельности:

Срок окупаемости инвестиций (вариант №1 для всех предприятий) = Капитальные вложения / Прибыль;

Срок окупаемости инвестиций (вариант №2 для производства)= Капитальные вложения / Стоимость выпуска продукции – Себестоимость;

Срок окупаемости инвестиций (вариант №3 для торговли) = Капитальные вложения / Сумма торговых надбавок – сумма издержек обращения.

К недостаткам показателя срока окупаемости инвестиционного проекта относят:

не учет дисконтированной стоимости денег;

не определяет размер денежных потоков после точки окупаемости;

искажается при непостоянных денежных потоках.

Чем меньше срок окупаемости инвестиций, тем более привлекателен инвестиционный проект. Данный показатель является третьим после чистой текущей стоимости (NPV) и внутренней нормы доходности (IRR) по частоте использования для оценки эффективности инвестиционных проектов.

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period, DPP) – это временной период окупаемости первоначальных инвестиций (затрат) в инвестиционный проект в текущей стоимости.

Формула расчета дисконтированного срока окупаемости инвестиций

Где: r – ставка дисконтирования, I0 – первоначальные инвестиции, CF – денежный поток в период t, n – количество периодов окупаемости инвестиций в проект.

Необходимо выполнение данного неравенства при n периодах поступления денежных средств.

К недостаткам показателя дисконтированного срока окупаемости инвестиционного проекта относят:

не учет размера денежных потоков после точки безубыточности;

искажается при непостоянных денежных потоках с различным знаком.

Чем меньше дисконтированный срок окупаемости инвестиций, тем более привлекателен инвестиционный проект.

 

Внутренняя норма доходности инвестиции

Внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR) является наиболее сложным показателем оценки эффективности реальных инвестиционных проектов. Она характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость чистого денежного потока приводится к настоящей стоимости инвестиционных затрат. Внутреннюю норму доходности можно охарактеризовать и как дисконтную ставку, по которой чистая текущая стоимость в процессе дисконтирования будет приведена к нулю.

Расчет этого показателя осуществляется исходя из следующей формулы:

Показатель IRR измеряется в процентах и означает максимально допустимый уровень затрат по финансированию проекта, при достижении которого реализация проекта не приносит экономического эффекта, но и не дает убытка. Таким образом, смысл расчета внутренней нормы доходности при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую доходность проекта; следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

Проект принимается, если его IRR больше некоторой пороговой величины; поэтому при прочих равных условиях, как правило, большее значение IRR считается предпочтительным. В определенном смысле показатель IRR дает характеристику резерва безопасности в отношении анализируемого инвестиционного проекта. Смысл понятия «безопасность» заключается в том, что при достаточно высоком значении IRR можно быть относительно спокойным в отношении точности прогнозных оценок дохода.


 

29. Понятие инвестиций. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии.

Никакое производство невозможно без сооружений, зданий, оборудования и других компонентов основного капитала. Соответственно перед фирмой всегда стоит проблема из создания, то есть осуществления капиталовложений или инвестиций. Инвестированием называется расходование денежных средств в данный момент в расчете получить определённый доход в будущем. Инвестиции – вложения в основной капитал. Выделяют: валовые инвестиции – сумма амортизации и чистых инвестиций, чистые инвестиции – увеличение основного капитала.

Верное инвестиционное решение надолго предопределяет процветание фирмы, её преимущество над конкурентами.

Слово «проект» происходит от латинского projectus, что в переводе на русский означает – «брошенный вперед», т.е. замысел

Инвестиционный проект – разовая коммерческая задача, ограниченная по времени его осуществления и требующая последовательного уточнения деталей в ходе реализации.

Стадии проекта:

1.Инициация – выдвижение идеи, решается инвестировать ли в проект или отказаться от него.

2.Планирование:

Устанавливаются ключевые параметры проекта (главные цели);

Выделяются составные части проекта (основные задачи) – декомпозиция проекта;

Определяется необходимый для проекта объем ресурсов;

Определяются последовательность проведения работ и общая длительность проекта;

Устанавливается бюджет проекта.

3.Исполнение связано с постоянными отслеживанием продвижения продела =>

4.Контроль. Необходим для корректировки плана проекта.

5.Завершение.


 

30. Источники инвестиционных ресурсов фирмы (самофинансирование, кредиты, эмиссия ценных бумаг).

При поиске средств для финансирования инвестиций фирме имеет три возможных источника инвестиционных ресурсов:

1)самофинансирование – внутренний источник финансирования

2)кредиты – внешний источник финансирования;

3)эмиссия ценных бумаг – внешний источник финансирования.

Каждый из этих источников не бесплатен. И в основе цены привлечения средств всех перечисленных источников лежит общенациональная ставка процента, подвергнутая определенной корректировке.

Самофинансирование. Существует два основных источника финансирования инвестиций за счёт собственных средств: амортизационные отчисления и прибыль.

Собственные средства предприятий традиционно являются базовыми источниками инвестиционных ресурсов. Доля финансирования в нашей стране и других странах около 50-60% всех финансовых ресурсов.

Главное достоинство – отсутствие внешних издержек. Главный недостаток – в ограниченности имеющихся у фирмы средств. Бизнес-история полна примеров того, как опиравшиеся только на собственные ресурсы фирмы не могли обеспечить необходимые темпы роста и в итоге проигрывали конкурентам, несмотря на то, что первоначально лидировали.

Кредиты. Существуют англосаксонская и континентальная модели кредитования. В странах с англосаксонской моделью банковское кредитование обычно имеет ограниченное значение в обеспечении ресурсами инвестиционных потребностей, основные же средства поступают с рынка ценных бумаг. При континентальной модели, наоборот, важнейшим источником внешнего финансирования, как правило, являются банковские кредиты.

В формировании рос. банковской системы проявляются признаки континентальной модели.

Владение акциями промышленных предприятий позволяет банку осуществлять дополнительный контроль за целевым использованием кредита, финансовым положением и общим ведением дел заёмщиком. Но в целом по экономике схема внешнего финансирования инвестиций ещё не сформировалась. Нет тесной взаимосвязи между банками и производственными компаниями в области кредитования.

Причины:

1)Банк. система России отличается малыми масштабами;

2)Подавляющая часть банковских депозитов является краткосрочной;

3)Весьма велики риски кредитования бизнеса.

Эмиссия ценных бумаг. Вторая составная часть кредитно-финансового рынка ценных бумаг. В настоящее время рынок ценных бумаг завоёвывает позиции одного из наиболее перспективных инструментов привлечения компаниями финансовых средств для будущего развития. Вообще ценной бумагой называют финансовый документ, в котором зафиксированы определённые имущественные права его владельцев. Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации. Акция представляет собой ценную бумагу, которая свидетельствует о внесении определённой суммы в капитал акционерного общества и дающую право: 1) на долю имущества АО при его ликвидации; 2) на получение дохода, называемого дивидендом. В зависимости от набора предоставляемых владельцу прав выделяют простые и привилегированные акции. Привилегированные акции отличаются от простых тем, что предоставляют ряд преимуществ тем, кто ими обладает. Но привилегированные акции не дают их владельцам права голоса.

Но ЛЮБОЙ вид акций даёт владельцам право их свободной продажи, но не обязывает акционерное общество выкупать их. Облигация удостоверяет отношение займа между её владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить её владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока. В отличие от владельца акций собственник облигаций не является совладельцем капитала предприятия и не имеет права вмешиваться в его деятельность. Доход по облигации – процент.


 

31. Преодоление инвестиционного кризиса в России.

Инвестиционный кризис-ситуация на рынке капитала когда фирмам не выгодно осуществлять инвестиции(например сложившаяся рыночная процентная ставка делает инвестиционные ресурсы недоступными для большинства фирм.

Поэтому объем спроса на ивестиц ресурсы будет тем выше, чем больше число проектов будут удовлетворять критерию положительной чистой дисконтированной стоимости. Высокий процент делает инвестиционные ресурсы недоступными для большинства фирм. В результате страдает вся экономика. Высокая цена кредита в течение ряда лет негативно сказывалась на формировании инвестиционного процесса в нашей стране. Величина процентных ставок в 93-94 годах была 240% годовых в 95-96 снизили до 150%.В 97 году ставка упала до 30-40%.А в 98 году кредиты вообще стало негде брать тк банковская система окончательно рухнула. К 2010 году банковская ставка составляет 14%. Начавшийся подъем экономики в условиях высоких мировых цен на нефть позволяет финансировать бюджет, не прибегая к налогам и кредитным гос займам.

С 200-2003 год стоимость кредита 20%, т.е росла инфляция. Правда норма прибыли промышленного производства чуть ниже 12-16%.Впервые возможность оплатить кредиты стало возможным за счет доходов от инвестицй.


 

32. Инвестиционный проект и критерии его экономической обоснованности.

Проект - разовая (уникальная для данной фирмы) коммерческая задача, ограниченная по времени своего решения и требующая последовательного уточнения деталей в ходе реализации. Строительство завода строго ограничено во времени 2 крайними точками: моментом принятия решения о строительстве и моментом ввода в строй завода. Масштабное дело никогда не может быть во всех деталях просчитано заранее: изменятся цены стройматериалов, сдвиги в технологиях и тд. То есть проект придется уточнять. Стадии проекта: инициация, планирование (контроль), исполнение(контроль), завершение.Проект начинается с инициации, т.е. со стадии, на которой принимается принципиальное решение об осуществлении проекта, либо фирма отказывается от него. Далее стадия планирования проекта, в рамках которой: 1)устанавливаются ключевые параметры проекта(цели) 2)выделяются составные части проекта(задачи) 3)определяется необходимый для осуществления проекта объем ресурсов4)определяется последовательность проведения работ и общая длительность проекта5)устанавливается бюджет проекта. В соответствии с планом начинается исполнение проекта. Эта стадия требует постоянного прослеживания процесса продвижения к конечной цели. И поэтому связана прямым и обратным образом со стадией контроля. Установив отклонения, необходимо составить скорректированный план. Инвестиционный проект-бизнес-задача весьма широкого спектра.

Правила принятия инвестиционных решений:

1)инвестировать денежные средства в производство или ценные бумаги имеет смысл только, если можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;

2)инвестировать средства имеет смысл, только если, рентабельности инвестиции превышают темпы роста инфляции;

3)инвестировать имеет смысл только в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

Таким образом, решение об инвестировании в проект принимается, если он удовлетворяет следующим критериям:

- дешевизна проекта;

- минимизация риска инфляционных потерь;

- краткость срока окупаемости;

- стабильность или концентрация поступлений;

- высокая рентабельность как таковая и после дисконтирования;

- отсутствие более выгодных альтернатив.

На практике выбираются проекты не столько наиболее прибыльные и наименее рискованные, сколько лучше всего вписывающиеся в стратегию фирмы.

Стоит затронуть дисконтирование) мое мнение….

Критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно разделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:

1. основанные на дисконтированных оценках (" динамические" методы):

Чистая приведенная стоимость - NPV (Net Present Value);

Индекс рентабельности инвестиций - PI (Profitability Index);

Внутренняя норма прибыли - IRR (Internal Rate of Return);

Модифицированная внутренняя норма прибыли- MIRR (Modified Internal Rate of Return);

Дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPP (Discounted Payback Period).

2. основанные на учетных оценках (" статистические" методы):

Срок окупаемости инвестиций - PP (Payback Period);

Коэффициент эффективности инвестиций - ARR (Accounted Rate of Return).

Чистая приведенная стоимость.(NPV)

PDV=∑ (TRn-TCn)/(1+i)n

NPV=PDV-I

NPV=∑ =∑ (TRn-TCn)/(1+i)n-I

Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;

NPV < 0, то проект следует отвергнуть;

NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.


 

33. Бюджетирование капитала фирмой.

Бюджетирование капитала- двусторонний процесс, обе составляющие которого: инвестирование и привлечение средств для инвестирования должны находится в строгом соответствии.

На рынке капитала имеет место тесное переплетение рынка капитальных ресурсов и финансово-кредитных рынков.

В основе принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта финансовый выбор, где решающую роль играет соотношение между доходностью проекта и затратами, которые придется нести на привлечение необходимых денежных средств.

Главным ресурсом капиталовложений являются привлекаемые на определенных условиях деньги.

Источником капиталовложений.

Самофинансирование существует 2 основных источника финансирования инвестиций за счет собственных средств;

1.Амортиз. отчисления;

2.Прибылью

На долго собственных средств п/п приходится порядка 50-60% финансовых ресурсов.

Главным достоинством самофинансирования как источника капитала является отсутствие внешних издержек. Используя собственные средства (ресурсы) фирма не перед кем не несет финансовых обязательств, что существенно повышает степень свободы ее поведения.

Главный недостаток самофинансирования сост. в ограниченности имеющихся у фирмы средств. Это существенным образом сдерживает темпы роста и масштабы инвестиционной деятельности и заставляет прибегать к внешним источникам финансирования.

Применительно к России: многим фирмы, испытывая трудности (финансовыее) направляют часть аморт.фонда не по назначению, а на текущие нужды. Например на выплату заработной платы.

Внешние источники инвестиций.

Внешнее финансирования инвестиций деятельности осуществляют с помощью кредитно- финансового рынка (КФР). Его предназначения заключается в аккумуляции (накоплении и объединении) сбережение экономических агентов и использовании этих средств для создания нового капитала, т.е. в превращение бездейственных д/с в работающий капитал.

Механизм: КФР основан на двухполюсной модели.

Один полюс - субъекты, располагающие временно свободными д/с и желающие отложить часть доходов на будущее.

На другом полюсе- субъекты, испытывающие острую нехватку д/с для осуществления новых проектов, обновления технологий.

КФР как посредник между двумя полюсами, который организует целенаправленное движение д/с от лиц желающих сделать сбережения, к тем кто нуждается в заемных средствах.

КФР можно поделить на 2-е составляющие, в зависимости от способа передачи д/с от продавцов капитала к его потребителям:

1.Рынок банковских кредитов

2.Рынок ценных бумаг

Рынок банковских услуг.

Основной технологией взаимодействия является банковский кредит.

Отметить про понятие процента в узком смысле: - % это плата за предоставляющий кредит.

В широком смысле: % является доходом, который получается в результате использования фактора производства " Каитал"

Инвестиционное кредитование: Центр проблемой инвестиционного кредитования для фирмы является получение средств по приемлемым ставкам.

Уровень ставки % зависит от ряда факторов:

1. Срок предоставления кредита

2. Сумма предоставленного кредита

3. Уровень кредита риска, который определяется:

А) деловой репутацией заемщика, включает кредитную историю

Б) обеспечением кредита

4. Тип кредита (коммерческий или банковский)


 

34. Особенности инвестирования в человеческий капитал. Специфический и общий тренинг.

Человеческий капитал фирмы - совокупность занятых в фирме людей с их знаниями и опытом, умением координировать действия и желанием работать на благо компании. И поэтому с целью увеличения прибыли фирма инвестирует деньги в людей.

Особенности. Важно: ЧК довольно трудно дать стоимостную оценку.

Первая особенность: наемные работники не являются собственностью фирмы. То есть специалист, на обучение которого затрачены огромные деньги, вполне может сменить место работы, унеся с собой свои навыки и умения.

Вторая особенность: совокупность работников и связывающих их взаимоотношений является вместилищем знаний фирмы. Сама фирма как юридическое лицо ничем таким не обладает. Дееспособность фирмы определяется не отдельными людьми, а их организованной совокупностью.

Из-за первой особенности важным является различие инвестиций в специфический и общий тренинг. Выделение специфического и общего тренинга связано с тем, что новые знания и навыки, приобретаемы работником в ходе тренинга, могут либо иметь реальную рыночную стоимость за пределами фирмы (общий), либо нет (специфический).

^ Специфический тренинг. При прохождении специфического тренинга работник, повысивший свой образовательный уровень, не может его «продать» на свободном рынке (т.е. получить вне фирмы заработную плату, соответствующую приобретенной квалификации). Дело в том, что процесс повышения квалификации при специфическом тренинге настолько сильно привязан к потребностям конкретной фирмы, что за ее пределами либо вообще никому не нужен, либо представляет интерес лишь в отдельных своих частях.

Еще один вид специфического тренинга - краткосрочные специализированные программы обучения. Допустим, бухгалтера отправили на двухдневный семинар по проблемам налогообложение. Полученные знания общезначимы, но они настолько малы, что конкуренты вряд ли предложат ему более высокую зарплату после семинара.

Мотивация основных субъектов образовательного процесса при специфическом тренинге вполне адекватна целям учебы – работник стремится к образованию в надежде на будущее повышение зарплаты или карьерный рост, в то время как фирма оплачивает тренинг ради повышения эффективности использования фактора «труд».

Зарплата работника, прошедшего специфический тренинг, ниже предельного продукта труда MRPL, который он создает, что и делает соответствующие вложения в обучение выгодными для фирмы. Но она выше зарплаты выше рыночной зарплаты, которую может получить такой специалист за пределами W, что и обеспечивает его лояльность. То есть для специфического тренинга верно: MRPL> WSPEC> =W (рыночная величина зарплаты).

Концепция специфического тренинга имеет ряд практических последствия для политики занятости фирмы: возможность прохождения тренинговых программ должна предоставляться в первую очередь молодым сотрудникам; в тренинговые программы должны вовлекаться преимущественно работники, которые связали свою судьбу с фирмой *ах, как романтично*; при сокращении численности персонала, как правило, целесообразно руководствоваться принципом «первыми должны быть уволены те, кто был нанят позже всего».

^ Общий тренинг. Это образовательные программы, которые позволяют работнику получить квалификацию, имеющую ценность не только в рамках фирмы, но и за её пределами. Оплата таких образовательных услуг часто является для фирм не оправдывающим себя вложением в человеческий капитал или по крайней мере вложением, связанным с риском. Частичное решение этой проблемы возможно посредством контрактации, то есть заключения с обучающимся за счет фирмы работником особого соглашения, в котором оговариваются его обязанности перед ней.


 

35. Правило максимизации прибыли при инкрементальном анализе.

Инкрементальный анализ - это от анг. приращение, прирост. Суть: отслеживается не реакция показателей на единичное изменение объема производства, а их рост или сокращение в результате принятия того или иного управленческого решения. Например, предельные доходы и расходы авиакомпании должны рассчитываться на каждый дополнительно проданный билет. И пока на действующие рейсы есть свободные места, такой расчёт возможен. Но если нужно вводить новый рейс, то плавное увеличение числа пассажиров становится невозможным. Фирме нужно оценить последствия вывода на линию самолета вместимостью 150 мест либо отказаться сразу ото всех пассажиров, которые не смогут воспользоваться услугами фирмы, если она не введет дополнительный рейс. Инкрементальные издержки-это издержки, возникающие в результате принятия определенного управленческого решения. В инкрементальном анализе изучается реакция доходов и издержек не на плавные, непрерывные изменения объема производства, а на разовые крупные сдвиги. Поэтому правило максимизации прибыли подвергается существенной модификации. При инкрементальном анализе изменения происходят скачками, часто разнородны по своей сути (например, можно повысить прибыль, организовав новый рейс, можно-улучшив обслуживание и подняв цены), причем одно решение часто исключает другое. Максимизация прибыли.

1)Фирма должна рассматривать только те управленческие решения, которые приносят прибыль (условие IC < IR).

2)Далее в списке обдумываемых вариантов должны быть сохранены лишь наиболее выгодные из числа взаимоисключающих решений.

3)Все решения должны быть упорядочены по убыванию прибыльности. Последний шаг алгоритма будет различным:

-при неограниченных ресурсах фирма должна одобрить все не исключающие друг друга решения, которые приносят хоть какую-то прибыль (первыми будут приняты самые выгодные решения, последними - минимально прибыльные) IC примерно будет равно IR.

- при ограниченных ресурсах фирма должна одобрить все наиболее прибыльные из не исключающих друг друга решений, на реализацию которых имеется (или может быть привлечен) достаточный объем ресурсов => IC < IR. В реальности ресурсы почти всегда ограничены. Все решения претворить в жизнь заведомо на удастся. Применение инкрементального анализа:

а) Сделать или купить? Распространенная проблема, состоит в выборе между собственным производством определенных узлов или деталей и их покупкой на стороне.

б) Принять или отклонить? Эта проблема возникает при решении о принятии или отклонении значимого для данной фирмы заказа (особо крупного контракта, контракта с новым типом потребителей и т.д.)

Применение инкрементального анализа обсчитывает не только непосредственные, но и отдаленные последствия принимаемых управленческих решений.


 

36. Применение правила MR = MC в теории размещения.

Теория размещения, описывающая географические аспекты коммерческой деятельности – одно из важнейших направлений применения этого правила. Здесь расстояние является адекватной переменной.

Расстояние стоит денег. Если фирмы собираются обслуживать клиентов не только из близлежащей местности, им придется нести дополнительные расходы по транспортировке. Освоение новых мест помогает увеличить объем продаж. Необходимо выбирать оптимальный размер обслуживаемой территории. Чтобы определить максимальное расстояние, на которое выгодно перевозить продукцию, достаточно найти точку пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Фирмы, производящие товары со значительной транспортной составляющей в общей сумме издержек, тяготеют к превращению в локальных монополистов и олигополистов. Чем ниже транспортные издержки у производства, тем выше потенциальная вероятность существования конкурирующих фирм. Часты случаи, когда один и тот же производитель для части своих товаров выступает как локальный монополист, а в отношении другой части вовлечен в конкуренцию с далекими фирмами (пример – целлюлозно-бумажный комбинат). В мегаполисах обычно устанавливается более высокий уровень цен.

На графике изображена зависимость стоимостных показателей от расстояния, отделяющего производителя от рынка сбыта его продукции. Кривая MCtr отражает предельные издержки транспортировки единицы продукции на некоторое расстояние. При продаже товара прямо в точке производства транспортные издержки отсутствуют, в дальнейшем они растут пропорционально расстоянию.

 

Изготовление единицы продукции обойдется в одну и ту же сумму вне зависимости в каком городе мы производим. Поэтому на графике MCprod - константа(все равно в каком месте производить). Например пельмени которые произвели в Новгороде в Москве будут стоить дороже, так как цена в Москве будет включать производственные издержки и издержки на транспортировку. Суммируя оба вида предельных издержек, получим общую кривую предельных издержек фирмы:

MCtotal=MCtr+MCprod=MCtr+CONST

Можно отметить что чем дороже будет транспортировка товара тем круче вверх пойдет кривая MCtotal. Максимальное расстояние, на которое выгодно перевозить продукцию, обозначается пересечением кривой mr и mc (Do). D1 – мегаполис, так как цены в там намного выше, то там опять выгодно всё продавать.


 

37. Характеристика земли как фактора производства.

Наряду с трудом и капиталом к числу важнейших факторов производства относится и земля.

В экономической теории принято различать широкую и узкую трактовку фактора земля (схема 13.1.)

В узком смысле под землей понимаются собственно земельные угодья. В ряде отраслей, например, в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, но также в строительстве, а также в экономике городов (вспомним, скажем, о выгодном и невыгодном территориальном расположении магазинов) первостепенное значение имеют именно земельные площади, то есть земля в узком понимании.

В широком понимании этого слова, земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Так, в добывающей или рыбной промышленности, при строительстве гидроэлектростанций или хранилищ для ядерных отходов (их размещают в бывших соляных копях) земля ценна не столько площадью как таковой, сколько теми ресурсами которые с ней связаны (в наших примерах — наличием полезных ископаемых, гидроресурсов, идеально сухих помещений на большой глубине).

Велико значение природных ресурсов и в других отраслях экономики. Ведь любая отрасль использует их в качестве сырья, топлива и энергии, они же служат базой разнообразных полуфабрикатов, то есть рукотворных ресурсов. Все это вызывает необходимость детального изучения природных ресурсов и их рынка.

Естественным фундаментом природных ресурсов являются планетарные природные условия. К ним относятся внутреннее тепло планеты и солнечное излучение, географическое положение страны и рельеф местности, строение недр, климат и осадки. Природные условия создают возможность жизни и деятельности людей и по мере развития производительных сил превращаются в природные ресурсы. Например, открытие атомной энергии сделало экономическим ресурсом урановую руду.

Природные ресурсы — это совокупность природных условий, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей (реальные, возобновляемые, потенциальные, невозобновляемые).

 


 

38. Невозобновляемые природные ресурсы. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов.

Природные ресурсы — это совокупность природных условий, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и духовных ценностей (реальные, возобновляемые, потенциальные, невозобновляемые).

Возобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных усилий человека. В качестве примера можно привести солнечную энергию, круговорот воды в природе, поддержание растительностью уровня кислорода в атмосфере и аналогичные природные процессы. Действительно, произведя сегодня электроэнергию за счет преобразования потенциальной энергии падающей воды, гидроэлектростанция, назавтра вновь оказывается обеспеченной этим " сырьем". И так — без всяких усилий человека — дело может длиться неограниченно долго. В тоже время, скажем, плодородие почвы также может постоянно поддерживаться на высоком уровне, но это уже требует усилий человека, в частности внесения удобрений.

Невозобновляемые природные ресурсы — это ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно. Сюда в первую очередь относятся все полезные ископаемые. Однажды израсходованные запасы нефти, медной или железной руды никогда не возобновятся, поскольку образование их месторождений происходило при особых — ныне исчезнувших — геологических условиях и длилось многие миллионы лет. Более того каждая использованная человеком единица невозобновляемого ресурса сокращает остаточную величину его запасов.

Динамика стоимости невозобновляемых ресурсов во времени представляет собой многофакторный процесс и предсказуема лишь частично. При этом специфика этого вида природных ресурсов состоит в том, что в отличие от практически всех других ресурсов для их собственника одинаково эффективным может быть и использование, и неиспользование этих ресурсов в течение определенного времени.

Общие запасы таких ресурсов ограничены, и их владелец всегда сталкивается с непростой дилеммой: выйти с ними на рынок сегодня или отложить продажу. Немедленное использование невозобновляемых ресурсов позволит расширить текущее потребление и получить средства для инвестиций. В то же время консервация ресурсов оставляет продавцу шанс реализовать их в будущем с большой экономической выгодой, поскольку по мере истощения месторождений стоимость единицы ресурса будет возрастать. Другими словами, анализировать рынок невозобновляемых природных ресурсов необходимо с учетом фактора времени.


 

39. Дифференциальная земельная рента и ее виды.

Экономическая прибыль, получаемая на всех участках, по качеству земли превосходящих предельные, называется дифференциальной рентой. На нашем рисунке ее размеры показаны заштрихованным прямоугольником.

Дифференциальная рента I образуется не только в сельском хозяйстве, а везде, где в процессе производства используются естественные свойства земли и других природных ресурсов, отличающиеся по своим качественным характеристикам. Например, это происходит в добывающей промышленности и строительстве, энергетике и рыболовстве. Так, в отличие от фирм обрабатывающей промышленности отдельные рудники, шахты и т.п. имеют устойчиво пониженные издержки по сравнению с другими предприятиями своей отрасли. Это преимущество (и обусловленные им экономические прибыли) связано с природными причинами: условиями залегания полезных ископаемых и богатством месторождений.

Немаловажное значение имеет и местоположение шахт, скважин и рудников. Особенно же большое влияние на ренту местоположение оказывает в строительстве. Например, квартиры в центре города имеют более высокую стоимость и, соответственно, на землях, отводимых здесь под застройку, образуется дифференциальная рента.

Кроме естественного плодородия земли существует понятие экономического плодородия. Экономическое плодородие земли связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Степень интенсивности производства в хозяйствах разная. Последовательные дополнительные вложения средств реализуются с различной эффективностью. Хозяйства, эффективно использующие капитальные вложения и ведущие интенсивное производство, получают дополнительный доход, называемый дифференциальной рентой II.

Принципиальный механизм образования дифференциальной ренты II не отличается от механизма возникновения дифференциальной ренты I. Его можно проиллюстрировать тем же рис. 13.1б для лучшего участка. Отличаются только причины пониженного уровня издержек. Если для дифференциальной ренты I они связаны исключительно с природными факторами, то для дифференциальной ренты II — с сочетанием природных факторов и вложений капитала. Предприниматель вкладывает средства в улучшение свойств земли, а она с большей или меньшей отзывчивостью реагирует на эти усилия.

Как и дифференциальная рента I, дифференциальная рента II может существовать не только в сельском хозяйстве. Скажем, закачка особых растворов может повышать отдачу нефтеносных пластов и снижать издержки даже на трудных месторождениях нефти.

Дифференциальная рента I практически в полном объеме попадает к землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков (см. схему 13.5.). В дальнейшем некоторую ее часть землевладелец уплачивает в виде налога в бюджет.

Дифференциальная рента II является результатом производственных усилий арендатора и полностью присваивается им за вычетом подоходного налога. Во всяком случае, так обстоит дело до завершения срока арендного договора. После же его окончания дифференциальная рента II начинает полностью или частично присваиваться землевладельцем. Дело в том, что достигнутые с помощью усилий арендатора улучшения земли обычно становятся неотделимыми от нее. Скажем, проложенные внутри хозяйства дороги или мелиоративные сооружения арендатор, покидая участок, не может взять с собой. Это обстоятельство резко усиливает позиции землевладельца при перезаключении договора аренды на новый срок. Он вполне может поставить арендатора перед выбором: или плати теперь больше, или уходи. Причем в последнем случае землевладелец ничем не рискует. За улучшенную землю новый арендатор легко согласиться платить больше.

Описанная механика присвоения дифференциальной ренты II сильно сказывается на эффективности ведения сельскохозяйственного производства. В частности, появляется зависимость между сроками аренды и отношением арендаторов к земле. При коротких сроках аренды арендаторы не заинтересованы в улучшении качеств земли: после окончания арендного договора они от собственных усилий только пострадают. Чем лучше станет земля, тем резче поднимется арендная плата. При длинных сроках, напротив, смысл улучшать землю есть — все время, пока он действует, дифференциальную ренту II будет получать арендатор. Таким образом, только длинные сроки аренды способствуют рачительному отношению к земле.

Чистая рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы. Для него она выступает в качестве вознаграждения за обладание абсолютно ограниченным ресурсом. Разумеется, некоторая ее часть вносится в виде налогов в государственный бюджет.

Теперь можно уточнить понятия ренты и арендной платы, которые часто смешиваются не только в массовой, но и в профессиональной литературе.

Арендной платой называется вознаграждение за пользование землей, выплачиваемое арендатором землевладельцу. Или, иными словами, плата за уступку землевладельцем арендатору части из пучка прав собственности на землю. Экономической основой арендной платы является рента.


 

40. Объективные и субъективные причины трудностей в российском аграрном секторе.

К объективной причине можно отнести одну из главных причин – отсутствие частной собственности на землю.

Объективные причины обусловлены природным характером:

1)географическое положение России, создающее сложные природно-климатические условия;

2)земледельческие зоны расположены на нечерноземных почвах, т.е. на худших землях.

Субъективные причины:

- наследие от планово-административной системы управления;

- снижение спроса на аграрную продукцию в результате экономического кризиса;

- непродуманная внешнеэкономическая политика, позволившая импортерам проникнуть на рынок с\х продукции;

- не используются достижения НТП, не применяются интенсивные технологии, не внедряются научные системы землепользования и ведения хозяйства;

- низкий технический уровень аграрного производства;

- низкий профессиональный уровень работников с\х;

- низкое финансирование аграрного сектора.

 


 

41. Проанализируйте социально-экономические последствия введения свободной купли-продажи земли.

Проблема частной собственности на землю в России (здесь говорится о необходимости введения свободной купли-продажи земли)

В качестве базовой, главной проблемы, на которой выстраивается гигантское сооружение многочисленных сложностей и недочетов, трудностей и нестыковок, характерных для самого аграрного сектора, следует выделить отсутствие в России вплоть до самого последнего времени частной собственности на землю. Законы, реально легализирующие частную собственность на этот важнейший ресурс, вступили в силу только в 2002 2003 гг., и практики функционирования земельного рынка еще нет.

Раз нет частной собственности на землю, значит, нет ни рынка купли-продажи земли, ни рынка ее аренды. Нормальный рыночный механизм, при котором ограниченный ресурс достается тому субъекту экономики, который может его максимально эффективно использовать (а потому готов за него больше заплатить), пока остается блокированным. Попав в руки нерадивого владельца или даже вообще оставаясь заброшенной и неиспользуемой, земля не может перейти к более рачительному хозяину.

Не может быть в этих условиях и нормальных арендных отношений, в том числе и чистой ренты. А это означает, что мотивация производителей сельскохозяйственной продукции к бережному использованию земли сильно ослаблена. Мотивация же, основанная лишь на дифференциальной ренте, явно недостаточна. Отсюда  отсутствие у работающих на земле чувства хозяина и наличие хищнического, потребительского отношения к природе.

Тесная связь существует также между собственностью на землю и финансированием сельскохозяйственных предприятий, в котором они острейшим образом нуждаются для закупки техники, удобрений, кормов. Дело в том, что земля как недвижимое имущество традиционно считается одним из наиболее надежных видов залога, под который банки охотно выдают кредиты. У наших аграрных предприятий этого источника средств пока нет.

Наконец, частная собственность способна ограничить неприкрытое административное вмешательство центральных и местных властных структур в хозяйственные дела коллективных и фермерских хозяйств, ныне подчас граничащее с произволом.

Таким образом, с точки зрения экономической теории представляется абсурдным волевое исключение из системы рыночных отношений столь важной составной части, как частная собственность на фактор земля. Принятие нового Земельного кодекса РФ и других законов, вводящих реальное право частной собственности на землю, в этом смысле представляет собой абсолютно верное решение. Вместе с тем практическая реализация частной собственности на землю в современных российских условиях сопряжена с огромными рисками.


 

42. Что такое трансакционные издержки? Какова их структура и величина.

В ходе производственной деятельности фирма несет производственные и непроизводственные затраты. Последние включают в себя затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. Эти затраты получили название трансакционных издержек.

Для того, чтобы осуществить сделку, фирме необходимо:

- выбрать потенциальных партнеров, собрать о них сведения;

- убедить их в выгодности совершения сделки (это целый комплекс маркетинговых и рекламных услуг);

- провести переговоры, составить договор;

- обеспечить гарантии выполнения соглашения.

Трансакционные издержки составляют значительные суммы.

В США и странах Западной Европы на их покрытие уходит до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Подсчетов по России, к сожалению, не ведется. Но в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения они должны быть очень велики. Дорого обходится поиск необходимых ресурсов. Всегда существует вероятность обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности, недобросовестности контрагента.

Трансакционные издержки могут быть

Потребительскими и производственными

Постоянными и переменными (растут с увеличением числа трансаций)

Предшествующие сделке (ex ante) и возникающие в ходе сделки (ex post)

Связанные со специфическими активами или агентскими отношениями

Внутренние (управленческие), внешние (рыночные), политические (политического рынка)

Виды внешних трансакционных издержек:

1)издержки поиска информации

2)издержки убеждения партнера

3)издержки переговоров и принятия решений

4)издержки контроля и принуждения


 

43. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации.

Трансакционные издержки-издержки взаимодействия субъектов экономики. Они включают в себя все затраты, которые не пошли на выпуск продукции, но обеспечивают успешную реализацию этого процесса.

В теории трансакционных издержек особое место занимает затратность приобретения информации. Любая информация, которая требуется субъектам в процессе производства, обмена и потребления, достается ценой определенных усилий.

Когда мы выступаем в роли потребителя, нас интересуют наличие и степень проявления ценных свойств, заключенных в данном благе, а также информация о ценах на рынке данного товара и на рынке товаров-субститутов. Издержки поиска соответствующей информации будут измеряться в основном потраченным временем. Но фирма-производитель вполне может добровольно взять их и на себя, тем самым увеличив для нас привлекательность своего товара (этому соответствует информационная функция рекламы).

Наиболее ценная информация для производителей включает в себя данные о наличии и величине спроса, вкусах потребителей, современных технологиях, поведении конкурентов. Получение этой информации связано главным образом с оплатой труда сотрудников фирмы, а также вознаграждениями посредников, оплатой услуг консультантов и т.д.

Второй из проблем приобретения точной информации является то, что все фирмы определяют приоритет личного (корыстного) интереса. Современная экономическая теория называет оппортунизмом граничащую порой с коварством склонность людей к эгоистическому поведению в ущерб другим лицам и придает ей исключительно важное значение. Оппортунизм проявляется в сокрытии информации, ее преднамеренном искажении, обмане, отлынивании от выполнении работы, мошенничества и т.д.

Причем разгадать недобрые намерения партнеров довольно трудно. Мир устроен так, что информация распределена неравномерно, (то есть имеет место информационная асимметрия), и менеджер не может с легкостью получить все те данные, которыми пользуется его контрагент. Очень трудно, скажем, установить, на что реально будет потрачен кредит, выданный фирме на закупку новой некой партии товара. Подлинный ответ на это известен лишь самому должнику, но не банкиру.

В-третьих, аналитические возможности субъектов экономики не безграничны. Принято говорить, что люди и фирмы ограниченно рациональны. Это значит, что субъект выбирает не только объективно оптимальное для себя решение (действует абсолютно рационально), а только лучшее из тех, которые он смог найти (действует ограниченно рационально). Все потому, что менеджер тоже человек и не может мгновенно проанализировать все данные и принять оптимальное решение. Ограничена уровнем знаний, компетентностью, талантом, наконец, и глубина анализа. Даже если исчерпывающая информация кем-то отобрана и в нужный момент предоставлена, ее необходимо «переварить».

Неудивительно, что взаимодействие субъектов экономики в реальных условиях не обходится без издержек. И теория, и экономическая практика свидетельствуют о том, что часть своих доходов приходится тратить на поиск нужной информации и ее анализ, переговоры и убеждения партнера, разъяснение своей позиции и достижения компромисса, обеспечение безопасности и улаживание конфликтов, равно как приходится им расплачиваться и за ограниченность своей способности принимать верные решения.

С точки зрения субъекта экономики можно выделить 2 принципиальных варианта появления неполноты информации:

1)подбор исчерпывающей информации возможен, но не выгоден;

2)полную информацию получить невозможно.

В первом варианте главную сдерживающую роль на пути к полноте информации играют трансакционные затраты. Субъекты должны осуществить поиск необходимых данных для максимизации своей полезности. Данный процесс связан с растущими издержками, что не позволяет устранить недостаточность информации полностью (возникает эффект барьера трансакционных затрат). Во втором варианте устранение неполноты информации принципиально невозможно и субъекты приспосабливаются к возникающей неопределенности, воспринимая ее как неотъемлемое условие игры.

Оптимальный объём поиска (максимум прибыли) достигается в том случае, когда предельные информационные издержки равняются ожидаемой предельной выгоде от ее получения. Избыточный поиск сверх этого предела нерационален и должен быть прекращён.

Итогом такого функционирования рынков становятся:

1)издержки поиска не дают субъектам возможности каждый раз совершать сделку по оптимальной цене, => средняя цена отклоняется от той, которая могла бы установиться при полноте информации. Средний покупатель переплатит, потому что не опросил всех, а средний продавец недополучит за свой товар, так как не обнаружит лучшего покупателя.

2)Сохранится разброс цен, несмотря на то, что можно получить информацию.


 

44. Продукт как экономическая переменная.

 

Теория монополистической конкуренции сформировала у экономистов новое отношение к разнообразию продуктов на рынке. Стало очевидным, что подбор нужных качественных параметров производимых товаров столь же важная (а, может быть, и более важная) сторона деятельности фирмы, как и определение объемов выпуска и цены продукции. Не случайно, сам отец теории монополистической конкуренции Э. Чемберлин предложил рассматривать продукт как экономическую переменную.

В свете этой концепции следует дать узкое определение рынка применительно к конкретной фирме. Рынком продукции данной фирмы является величина спроса, который может быть удовлетворен ею при помощи всех доступных для данного предприятия ресурсов. Иными словами, предприниматель должен постоянно думать о том, какие продукты (или их разновидности) могут быть произведены его фирмой. И оптимизировать он должен не выпуск одного товара, а перебирать все известные ему возможности с целью максимизации прибыли в рамках всей палитры доступных для выпуска продуктов.

Таким образом, место описанной нами простой (однопродуктовой) модели оптимизации должна занять существенно более сложная. Речь уже не идет о выпуске заранее заданного товара из имеющихся ресурсов. Предприниматель (и менеджер как его агент) должен сначала изучить все множество продуктов, которые могут быть произведены из уже используемых в производстве ресурсов. Далее он должен обдумать, какие ресурсы пока не используются, но в принципе могут быть доступны для его фирмы. Потом ему надо изучить какие товары могут быть выпущены с привлечением этих новых ресурсов. Из всех потенциально возможных продуктов необходимо выбрать самый многообещающий. И только после окончание этого поиска приходит время описанной ранее процедуры выбора оптимальной цены и количества применительно к лучшему из потенциально достижимых для фирмы продуктов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Задания-подсказки для поиска лексических и грамматических явлений в тексте




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.