Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное значение монастырей






Несмотря на недостатки, монастыри имели очень большое значение в общественной жизни русского народа. Они, во-первых, были главными культурными очагами.

Почти во всех обителях обучались далеко не одни иноки. Кто хотел учиться, мог найти в монастыре и лучших учителей, и богатую библиотеку. В монастыри шли и князья для того, чтобы посоветоваться с благочестивыми старцами о своих важных княжеских делах, приходили туда и простые люди для утверждения в благочестии, научения грамоте.

Можно утверждать, что монастырское образование не ограничивалось простым обучением грамоте, и простая, хотя бы и широка начитанность не считалась синонимом учености. В монастырях, например, обучались греческому языку, и это обучение было поставлено на довольно широкой основе.

Во-вторых, монастыри имели огромное колонизационное значение. Придет инок в дикую пустыню, где в непроходимых лесных чащах никто еще не смел до того селиться, выкопает землянку или поселится в дупле старого дерева, и мало-помалу его жилище сделается почином большой монастырской колонии.

Своим трудом он первый победит девственную природу, а пустынные страхи — своей молитвой, и пустыня после этого привлечет к себе густое народонаселение, станет градом обитательным; многие города и селения так возникли. Монахи распахивали новые земли, осушали болота, расчищали леса, копали канавы и т.п. Правительство в таких случаях заселения пустых земель, что было очень важным для того времени, всячески поощряло расширение монастырских вотчин.

Затем монастыри вели, как видно из предыдущего, большую миссию просвещения русского Севера.

Нельзя не упомянуть и о благотворительности многих монастырей. Монастырские житницы в голодные годы кормили целые сотни людей. Кроме этого, при многих монастырях устраивались богадельни, в которых ежедневно питались иногда до 1000 нищих. Больницы, школы и приюты были почти при каждом монастыре.

Нужно сказать и о влиянии монастырей на хозяйственную жизнь страны. Монахи, трудившиеся среди инородцев, обучали последних ремеслу, хозяйству. Во время игуменства св. Филиппа в Соловецком монастыре улучшено было сообщение с материком (через улучшение судоходства), улучшены породы домашнего скота, устроены кирпичные заводы, изобретены водопроводные машины, севальня с 10 решетами, мехи для веяния ржи и т.п.

Скромные иноки воли нечеловеческую борьбу с дикой природой Севера и суевериями туземцев. Наконец, монастыри давали благотворные примеры христианской жизни русскому обществу, влияли на народную нравственность. Монастыри влекли в свои тихие обители десятки тысяч православного люда всех званий, всяких состоянии и всяких степеней образования, со всевозможными духовными нуждами, скорбями и болезнями. И всякий, помолившись в монастырском храме, или выслушав простое, кроткое, но сильное благодатью слово подвижника-старца, или просто побывав только среди монастырской обстановки, выходил из монастыря иным человеком, нравственно возрожденным, с решением вести истинно христианскую, благочестивую жизнь. Не напрасно св. Иоанн Златоуст сказал, что, побывав в храмине, где варится миро, нельзя выйти оттуда не облагоуханным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.