Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 3. Синтаксис в структурализме, генеративистике и функционализме






 

Знать определения терминов и их авторов:

непосредственно составляющие, трансформационный анализ, порождающая (генеративная) грамматика, актуальное членение предложения, семантические роли, тема и рема, топик и фокус.

 

Вопросы к семинару:

10. В чем причины кризиса дескриптивизма?

11. Какие результаты дает метод непосредственно составляющих и каковы его ограничения?

12. В чем коренное отличие трансформационного анализа от классической дескриптивной методики описания языкового материала?

13. Каковы основные идеи генеративной грамматики?

14. Н. Хомский и грамматика Пор-Рояля.

15. Школы в функционализме.

16. Чем принципиально отличается функционализм от подхода к языку в генеративной грамматике?

17. Какие методы исследования характерны для функционализма?

18. Как соотносятся современный функционализм и типология?

19. В чем сущность дискурсно ориентированного подхода к синтаксису?

20. Какие три аспекта обязательно учитываются в современном синтаксическом анализе? Какие единицы различаются и в каких терминах они описываются?

 

Темы рефератов (для самостоятельной подготовки):

21. Метод непосредственно составляющих.

22. Трансформационный анализ.

23. «Язык и мышление» Н. Хомского.

24. **Дистрибутивный метод в книге Ю.Д.Апресяна о русском глаголе.

25. **Трансформационный метод в книге Ю.Д.Апресяна о русском глаголе.

26. **Модель «Смысл – Текст» И.А. Мельчука.

27. Пражская школа: разработка актуального членения предложения.

28. Пражский функционализм и развитие его идей в Европе.

29. Функциональная грамматика в России.

30. Американский функционализм, основные идеи и направления.

31. **Падежная грамматика: семантические роли (ЛЭС, Филлмор).

32. **Референциально-ролевая грамматика Ван Валина и Фоли (НЗЛ 11, Фунд. направления…).

33. **«Синтаксис» Т. Гивона.

34. Проблемы усвоения языка в рамках генеративизма (Фунд. направления…)

 

Литература:

Алпатов 1998; Амирова 1999; Апресян 1966;

Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола. – М., 1967.

Ван Валин Р.Д., У. Фоли. Референциально-ролевая грамматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI. – М., 1982.

Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл ↔ текст». – М., 1974.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. – М., 1978. (актуальное членение предложения)

Современные зарубежные грамматические теории. – М., 1985.

Трансформационный метод в структурной лингвистике. – М., 1964.

Филлмор, Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10. – М., 1981.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сборник обзоров. – М.: МГУ, 1997.

Хомский, Н. Синтаксические структуры // Новое в лингвистике. Вып.2. – М., 1962.

Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1965.

Хомский, Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. – Благовещенск, 1999.

Givó n, T. Syntax: A Functional-Typological Introduction. – Vol. 1. 1984. Vol. 2, 1990. Amsterdam: Benjamins.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.