Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Известнейшие писатели из русских






В скором времени после принятия христианства на Руси были уже условия для рождения титанов христианской письменности. Эти богатыри письменного слова вскоре и родились из русских.

Крупная историческая заслуга русских авторов состоит в том, что они говорили о сложных предметах простым языком. Они избежали основного недостатка современной им византийской духовной литературы — изощрённой диалектики и цветистого “плетения словес”. Они в своих творениях подражали скорее древним отцам Церкви, руководствуясь скорое живым религиозным чувством, чем бездушной формой риторской речи греческой тогдашней литературы.

Первое место по времени между русскими произведениями занимает поучение новгородского епископа ЛУКИ ЖИДЯТЫ (XI в.) “Поучение к братии”, написанное простым, безыскусственным языком. Украшением догматической литературы этого периода является произведение митр. Иллариона (1015 г.) “О законе и благодати” (подробно это произведение озаглавлено: “О законе Моисеем данном, и о благодати и истине Иисус Христом бывших, и како закон отыде, благодать же и истина всю землю исполняй вера во вся языки простреся и до нашего языка русского, и похвала кагану нашему Владимиру, от него крещен быхом, и молитва к Богу от всея земли нашея”); “ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ” того же автора — краткое, точное и популярное изложение основных православных догматов.

Преп. ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ — оставил несколько поучений инокам и мирянам и два послания к князю Изяславу. В поучениях братии преп. Феодосии указывает на отрицательные стороны современной ему монашеской жизни. В посланиях к мирянам святый инок нисходит к человеческим слабостям, но требует изжития остатков язычества и господствующих пороков: пьянства, грабежей, нарушения постов. В посланиях к князю Изяславу решается вопрос о постах и исчисляются отступления латинян.

В ХII в. прославился своим талантом КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ. От него осталось три послания к инокам, 12 слов, 30 молитв и молебный канон. Кирилл Туровский — это знаменитый проповедник (русский Златоуст), религиозный поэт. В его словах не столько поучения, сколько восторженных размышлений о том или другом празднике, истории данного праздника. Проповедник прибегает часто к символам и аллегориям (см. “Ж.М.П.”, 1955, 4).

ИГУМЕН ДАНИИЛ (ХIII в.) написал “Хождение”, содержащее подробное описание Святой земли.

Дошло до нас несколько поучений безымянных авторов, содержащих, главным образом, обличения остатков язычества.

Особым видом зарождающейся церковно-исторической письменности в этот период были жития святых.

ИАКОВ МНИХ написал житие свв. Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Вскоре печерский инок НЕСТОР тоже составил повествование о свв. Борисе и Глебе и житие преп. Феодосия. Но преп. Нестор (1055-1114) увековечил свое имя как летописец — автор “Повести временных лот откуду ость, пошла Русская земля и кто в Киеве почал первое княжити, и откуду Русская земля стала есть”. Повесть Нестор начинает от Ноя.

После Нестора как жизнеописатель известен св. Симон Владимирский (ХШ в.). Он написал послание к Поликарпу, печерскому иноку, стремившемуся получить епископский сан. Симон увещевал его но искать высших чинов и не оставлять обители. Чтобы сильнее подействовать на Поликарпа, св. Симон описывает славу Печерской обители и представляет целые рассказы о святых подвижниках лавры, передает подробно историю основания Печорской обители. Поликарп продолжил труд СИМЕОНА, дополнив его одиннадцатью рассказами о печорских святых.

Послание и описания Симеона и Поликарпа, с прибавлением к ним известий об Антоние и Феодосие и других подвижников из летописи Нестора стали впоследствии называться “КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ ПАТЕРИКОМ”.

Были также и светские лица, которые писали труды религиозного содержания. К таким относится “Поучение детям” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА.

В своем “Поучении” Мономах призывает своих сыновей прекратить княжеские усобицы, не клясться без надобности, избегать пьянства, почитать старших себя и равных себе, жить в согласии. Писатель советует спать после обеда. Оканчивается “Поучение” молитвой.

В 1187 г. неизвестным авторам написано “Слово о полку Игоря”. Открыто оно в ХVIII в. Описывается там поход Игоря, новгородского князя, на половцев, его плен, сон, плач его супруги Ярославны и побег Игоря из плена.

Ã Ë À  À IV.
Õ Ð È Ñ Ò È À Í Ñ Ê À ß Æ È Ç Í Ü






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.