Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианство на Руси до СВ. Кн. Владимира






В конце IX в. складываются основы древнерусской государственности. Киев и Новгород почти одновременно делаются притягательными центрами для окрестных и даже для сравнительно отдаленных славянских племенных княжеств.

В этот период под властью новгородского кн. Олега, перенесшего потом свою резиденцию в Киев, объединяется основная масса славянских княжеств.

При Олеге подавляющее большинство/населения Руси и даже жителей столицы — Киева были язычниками, идолопоклонниками. Но наличие в Киеве христиан совершенно очевидно.

Как широко известно, Олег совершил большой, блистательно успешный набег на Царьград в 911 (912) г., в результате победы значительно усилились мирные торговые сношения Руси с Византией на очень выгодных для Киева условиях. Греки не только охотно показывали русским свои святыни, но и отвели для приезжающих русских хороший район города близ монастыря св. Маммы, братия и священнослужители которого деятельно вели христианскую проповедь.

Около 944 г. преемник Олега, кн. Игорь, повторил набег на Царьград. Несмотря на неудачу похода в военном отношении, Игорю удалось подписать с Византией выгодный для Киевской Руси мирный договор о торговле и очень выгодный (главным образом, — для греков) договор о взаимной военной помощи против общих врагов.

Изучение договора приводит к выводу, что в составе Игоревой дружины было немало христиан, а среди послов Игоря они занимают основное место. И в самом договоре о христианах говорится прежде, чем о язычниках.

Есть свидетельства о том, что в Киеве были уже христианские Церкви, среди которых выделяется Церковь св. Илии, именуемая “сборной” (скорое всего, в смысле соборной, в отличие от приходских).

После смерти Игоря в 945 г. великокняжение на двенадцать лет переходит к его вдове Ольге (см. “Ж.М.П.”, 1954, 7.), и первой женщине правительнице Руси, и к тому же мудрой правительнице. Умудренная немалым житейским опытом (она родилась около 890 года), Ольга провела ряд мероприятий, хозяйственно укрепивших Киевскую Русь и усиливших сплочение русско-славянских земель вокруг Киева как центра древней жизни.

Она сама принимает св. веру, и ее примеру следуют многие киевляне.

В 957 году, передав управление государством сыну своему Святославу, она предпринимает путешествие в Царьград в сопровождении большой свиты, причем ближайшим спутником княгини был священник Василий, вероятно, ее духовник и наставник ее в св. вере. Имп. Константином Багрянородным (Порфирогенитом) и патриархом она была встречена весьма торжественно и (судя по подробному описанию ее пребывания самим императором) уже как христианская правительница, соседка и союзница.

Исторически считают, что цель ее визита была не столько гражданско-государственная, сколько — религиозная. Современная византология сомневается в принятии ею св. Крещения в самом Константинополе.

Кн. Ольга причислена к лику святых (+969). Летописи и предания утверждают, что она усердно внедряла христианство. Однако при ней христиане даже в Киеве оставались меньшинством. Это можно объяснить только тем, что Ольга (во св. Крещении — Елена) была противницей какого бы то ни было давления в вопросах веры и поборницей исключительно идейного воздействия.

Язычником оставался и ее сын и преемник Святослав (957-972 гг.), прославленный в гражданской истории нашей страны как выдающийся полководец древней Руси. По своей натуре это был прежде всего и больше всего князь-воин с прямодушным и беззаветно храбрым характером.

Летописи свидетельствуют, что при нем многие дружинники принимали христианство. Святослав совершил знаменитый поход на Балканы, усмирив при этом волжских болгар, половцев, прошел Каспийское море и основал на берегу Черноус моря колонию Тмутаракань. Знаменитый поход Святослава на Балканы, помимо военных результатов, имел большое значение для дальнейших исторических судеб христианства на Руси. Народы придунайских стран не только были приобщены к христианству, но благодаря бессмертным трудам св. Кирилла и Мефодия и их продолжателей имели как книги св. Писания и богослужебного обихода на славянском языке, так и священнослужителей-соотечественников.

Русские дружинники имели возможность слушать богослужение и проповедь на понятном языке. С берегов Дуная христианское слово переносилось на берега самого Днепра. Известно, что в последующие десятилетия Киевская Русь различными способами полу чала от балканских славян и церковные книги, и священников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.