Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






деятельностный подход в трудах отечественных психологов.






Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности человека, но и дает понять, как исследование внешней деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики.

Потребность – это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение. Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Имеет место следующая последовательность: потребность – мотив – деятельность.

Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность – мотив – потребность.

Деятельность связана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность определяется нашим желанием, а действие – необходимостью, так как его результат поможет достичь своей потребности.

Операции, т. е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности. Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае затруднений они могут осознаваться.

- Теория деятельности или деятельностный подход -

школа советской психологии, основанная А.Н.

Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-

историческом подходе Л.С. Выготского.

 Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию

параллельно и независимо друг от друга. При этом они

опирались на труды Л.С. Выготского и на философскую

теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

 Базовый тезис теории формулируется следующим

образом: не сознание определяет деятельность, а

деятельность определяет сознание.

Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект

развивается.

 Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная

реальность, сознание встроено и неразрывно связано

с ним».

К 1930м гг ХХ века сложилось 2 наиболее проработанных варианта деятельностного подхода:

С. Л. Рубинштейн А. Н. Леонтьев
В настоящее время оба варианта развиваются как у нас в стране, так и зарубежом
Анализ деятельности позволил уточнить и сам предмет психологии
В то же время разрабатывалась концепция деятельности Выготского – о строении внешней и внутренней деятельности
В 20е-30е годы сформулировал ведущий принцип деятельностного подхода – «единство сознания и деятельности» Параллельно, Леонтьевым и др. членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности.
Различия между 2 вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 1940-50-е гг. и затрагивают в основном 2 круга проблем. 1. Это проблема предмета психологической науки
! Рубинштейн: «мы должны изучать не деятельность как таковую, а психику и только психику, но!! через исследование деятельности человека, т. к. именно в деятельности психическое и проявляется, разворачивается, совершенствуется.» Леонтьев считал иначе: «Деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее процессов деятельности» более того: она сама является формой предметной деятельности (по П. Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).
40-50е е г.г.Спор №2 – о соотношении собственно внешней практической деятельности и сознания
По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. (перед исполнением деятельности, имеется в виду) Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое.
Позднее: предпринимались попытки разрешить спор
  Леонтьев вывел понятие: «сознание-образ» (образ конечного результата деятельности еще до ее осуществления) и «сознание-процесс» (то, что происходит непосредственно в процессе предметной деятельности. Как сознание интериоризирует получаемый в процессе деятельности опыт).  
     

 

Суть деятельностного подхода:

Все сходились в том, что психику можно изучать только в процессе деятельности, в развитии. Деятельность и психика – два взаимосвязанных, взаимопроникающих феномена, один без другого существовать не может.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.