Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-историческая парадигма в психологии.






 

Культурно-историческая парадигма (теория) была разработана советским психологом Л.С.

Выготским, и получила дальнейшее развитие в трудах А.Н. Леонтьева. В основу ее были

положены идеи французской социологической школы: идея историзма и социальной

обусловленности психики. До этого в психологии существовала естественнонаучная

парадигма, отличия которой от парадигмы культурно-исторической показаны на Рис. 1.9:

огласно взглядам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, в качестве источника развития

высших психических функций ребенка выступает социальная среда. Отношение к среде

меняется с возрастом, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Развитие

ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов.

Движущая сила психического развития - обучение (при этом развитие и обучение - это

разные процессы). Обучение есть внутренне необходимый момент в процессе развития у

ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно

создает зону ближайшего развития, т.е. пробуждает и приводит в движение у ребенка

внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере

взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

Данная концепция по­явилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеаль­ный».

С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни каждого человека — «осуществить за­мысел божий» (христианский подход), выразить часть «объективного духа» (Ге­гель) и т. и.Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно опи­сать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И. П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые фи­зиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее че­ловеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как каче­ственно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и ис­кать совсем другие законы.

Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек об­ладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называе­мый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, ло­гическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части.

Первую часть можно назвать «Человек и природа»: при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой.(С появлением че­ловека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее.); Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий тру­да, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его соб­ственная психика». Первое положение за­ключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Вы­готский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.

Таким образом, Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от жи­вотного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпеча­ток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психиче­скими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологи­ческие. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психи­ческих функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны,

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.