Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов.




 

Организация и деятельность правоохранительных органов Российской Федерации регулируется множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы.
Как известно, в Российской Федерации, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (хотя роль юридической практики велика), также отсутствует обычай (правда, исключения имеются, например: председательствующий в суде всегда располагается между народными заседателями). Можно вести речь о нормативном договоре, однако его значение как источника права о суде и других правоохранительных органах ничтожна.
В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, можно представить следующим образом: 1)Конституция Российской Федерации;
2) федеральные законы; 3) указы Президента РФ; 4) постановления Правительства РФ; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
1) международные договоры России; 2) нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ; 3) нормативные акты органов местного самоуправления.
Прежде чем перейти к рассмотрению иерархии источников права о правоохранительных органах, необходимо коснуться вопроса о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования деятельности правоохранительных органов.
В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены: — установление системы федеральных органов судебной власти;
— судоустройство; — прокуратура; — формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы; — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.
Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: — защита прав и свобод человека и гражданина; — обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; — кадры судебных и правоохранительных органов; — адвокатура и нотариат.
Приведенные положения Конституции РФ свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов. Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства, в том числе законодательства в области правоохранительной деятельности, и обладает высшей юридической силой. О Конституции РФ как источнике права речь пойдет в следующем вопросе.
Федеральные законы могут быть конституционными и обычными. На данный момент приняты следующие федеральные конституционные законы, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов России: — «О Конституционном суде Российской Федерации»;
— «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; — «О судебной системе Российской Федерации»; — «О военных судах Российской Федерации».
Деятельность каждого правоохранительного органа Российской Федерации регламентируется одним или несколькими федеральными законами.
Так, организация и деятельность органов судебной власти, кроме вышеназванных конституционных законов, регулируются следующими федеральными законами: — «О мировых судьях в Российской Федерации»; — «О статусе судей в Российской Федерации»;
— «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.
Организация и деятельность иных правоохранительных органов регулируется следующими федеральными законами: — «О безопасности»; — «Об оперативно-розыскной деятельности»; — «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; — «О внешней разведке»;
— «О полиции»; — «О Прокуратуре Российской Федерации» и др.
Организация и деятельность органов по правовому обеспечению и правовой помощи, а также негосударственных организаций обеспечения правоохраны регулируются следующими федеральными законами:
— Основами законодательства Российской Федерации о нотариате; — «О частной детективной и охранной деятельности» и др.
Значительное место среди источников права занимают кодексы РФ:
— Арбитражный процессуальный кодекс РФ; — Гражданский кодекс РФ;
— Гражданский процессуальный кодекс РФ; — Кодекс РФ об административных правонарушениях; — Налоговый кодекс РФ;
— Таможенный кодекс РФ; — Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
— Уголовный кодекс РФ и др.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.