Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В связи с поступающими обращениями граждан о возможности составления сотрудниками полиции протоколов об административных правонарушениях по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) разъясняем следующее.

Согласно статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ " О полиции" полиция обязана предотвращать и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенныхзаконодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

В силу статей 23.26, 23.27, 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по статье 8.37 рассматриваются соответственноорганами, осуществляющие функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, органами, осуществляющие контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, органами, осуществляющие государственный экологический контроль.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных кодексом об административном правонарушении, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (части 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

Между тем помимо указанных органов, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по частям 1 и 2 статьи 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты и нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства).

Таким образом, сотрудники полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статье 8.37 КоАП РФ.

 

 

22.Оперативно-розыскная деятельность понятия, основания проведения, органы, ее осуществляющие, виды виды оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия – это проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности конкретные действия, исчерпывающий перечень которых определен Законом об оперативно-розыскной деятельности; представляют собой структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности и образуют собственно оперативно-розыскную деятельность.--- Перечень оперативно-розыскных мероприятий (может быть изменен или дополнен только федеральным законом).

  1. Опрос.Наведение справок.Сбор образцов для сравнительного исследования.Проверочная закупка.Исследование предметов и документов.Наблюдение.Отождествление личности.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.Прослушивание телефонных переговоров.Снятие информации с технических каналов связи.
  2. Оперативное внедрение.
  3. Контролируемая поставка.
  4. Оперативный эксперимент.

В зависимости от своего содержания и порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. в зависимости от отношения к конституционным правам граждан: а) ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (например, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);
    б) не ограничивающие конституционные права (иные оперативно-розыскные мероприятия);
  2. в зависимости от скрытности: а) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (например, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
  3. в зависимости от использования технических средств (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности): а) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (напр., исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
  4. в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил и средств: а) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (напр., контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
    б) оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (иные оперативно-розыскные мероприятия).

23.Предмет и система курса Правоохранительные органы Российской Федерации.

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по опреде­ленной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституци­онного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

 

24. Органы предварительного следствия и их задачи

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.-- Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.---- Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

25. Основные направления деятельности правоохранительных органов

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

 

 

26. Органы дознания и их задачи

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

– руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

– дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

 

27. Таможенные органы их полномочия

Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью ее внутренней и внешней политики.

Целями таможенной политики РФ являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России.

Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является ФТС России.

ФТС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

В структуру таможенных органов входят:

– ФТС России;

– региональные таможенные управления;

– таможни;

– таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются ФТС России. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, ФТС России.

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях ФТС России создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе ФТС России действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения профессионального и дополнительного образования.

ФТС России создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

политику;

– обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

– обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой ее суверенитета;

– защищают экономические интересы Российской Федерации;

– применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

– взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

– участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

– обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

– ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

– осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

– ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

– осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

– осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

– реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями:
1) принимать меры, предусмотренные Таможенным Кодексом РФ (далее ТК РФ), в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
2) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ;
3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с ТК РФ;
12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства Российской Федерации и контролировать выполнение указанных требований;
13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
- о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов;
- об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
- в иных случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные ТК РФ и иными федеральными законами

 

28.Правоохранительные органы. Понятия, основные черты и задачи

Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.
Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они, хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В этом, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества.
В законодательстве и Указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия " правоохранительные органы". От понятия " правоохранительные органы" необходимо отличать понятие " правоприменительные органы", являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о происшествиях. В соответствии и на основании п. 4 Приказа МВД РФ сообщение о происшествии, в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:
Сообщение о преступлениях.
Заявление о преступлении.
Явка с повинной.
4. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящем- ся преступлении, полученное из других источников. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмеши-ваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;
правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;
все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

 

 

29. Органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ

Начало формированию системы органов по контролю за оборотом наркотиков положил Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления», в редакции от 9 марта 2004 г.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, стал Федеральный закон РФ от 10 декабря 1997 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» с последующими изменениями и дополнениями.

Органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ являются:

– Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

– территориальные органы: региональные управления Федеральной службы РФ, главные управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по федеральным округам и управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по субъектам РФ.

Высшим звеном системы органов по контролю за оборотом наркотиков является Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (Федеральная служба РФ). Руководство деятельностью данной структуры осуществляет Президент РФ.

Основные задачи Федеральной службы РФ:

– осуществление в пределах своей компетенции мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

– выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством России к подследственности органов по контролю за оборотом наркотиков;

– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ на этом направлении;

– создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;

– осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов РФ в международных организациях по указанным направлениям.

Федеральная служба РФ в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции: обеспечивает исполнение законодательства РФ по вопросам своей компетенции; подготавливает и вносит Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по совершенствованию государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по противодействию их незаконному обороту; участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ по указанным направлениям; участвует в обобщении практики применения законодательства России о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ; осуществляет профилактическую деятельность по предупреждению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота этих средств; осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством и др.

Приведенный перечень функций Федеральной службы рФ не является исчерпывающим.

 

 

30.Функции и полномочия Министерства Юстиции РФ и его органов.

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России:

– координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

– обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;

– проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

– осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования;

– ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ;

– ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу;

– участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ;

– изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции;

– участвует в разработке реализации программ правовой информатизации;

– осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции;

– готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:
1) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
2) обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
4) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
5) участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации и подготовке Свода законов Российской Федерации;
6) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России;
7) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минюста России и реализацию возложенных на него функций;
8) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
9) проводит в установленном порядке правовую экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
10) принимает участие в подготовке проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также проектов поправок к ним;
11) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации по его поручению предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, а также проекты планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
12) обобщает практику подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, осуществляет методическое обеспечение их подготовки;
13) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и при необходимости дает правовые заключения о целесообразности разработки законопроектов;
14) осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
14.1) ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
15) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;
16) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
17) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
18) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
19) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
20) представляет по запросу Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека необходимую информацию в связи с поступившими в Европейский Суд по правам человека обращениями о нарушении Российской Федерацией положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и (или) протоколов к ней;

 

31.правовой статус кадров, органов, и учреждении прокуратуры.

Служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой. Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, условия и порядок их приема на службу установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В указанном Законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры. Устанавливается 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору (с пятого по одиннадцатый).

Работники органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают льготами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Им присваиваются воинские звания в порядке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.

Важное условие обеспечения независимости прокуроров и следователей при осуществлении ими своих полномочий – наделение их служебным иммунитетом: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования – исключительная компетенция органов прокуратуры.

Прокуроры и следователи имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.

Законом о прокуратуре установлен порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты.

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей, членов их семей и их имущества определяются Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.

 

 

32.Задачи адвакатуры и принцип ее организации

Адвокатура - это организованное особым способом добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания юридической помощи.
Адвокатура - некоммерческая организация, она не преследует цель -извлечение прибыли. Гонорары адвокатов - это не прибыль, а оплата их труда.
Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты не чиновники, а люди " свободной профессии". Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная полемика с государственным обвинением, выявление
ошибок следствия и суда1.
Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которой относятся:
- консультации и разъяснения, устные и письменные справки по
юридическим вопросам;
- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
- представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
- участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;
- участие в качестве представителя сторон в Конституционном Суде
Российской Федерации; *
- защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;
- иная незапрещенная помощь.
В формулировке задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. явно устарело. В частности, адвокатура не имеет задачей " содействие осуществлению правосудия", " укреплению законности" и т.п. (ст. 1 Положения). Задачи каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юриди-
ческой помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат - не " помощник суда", а " слуга" своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы помощником суда. Перед адвокатом нельзя ставить задачу укрепления законности вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента.
В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:
1) гуманизм, защита прав и свобод человека;
2) законность;
3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней;
4) самоуправление;

5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;
6) открытость, гласность, общественный контроль за деятельностью адвокатуры;
7) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами;
8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии
адвокатов в дела другой коллегии.

 

33. Понятие система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ

Органы внутренних дел (ОВД) занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов России.

ОВД образуют централизованную систему, возглавляемую Министерством внутренних дел (МВД) России, которая включает в себя:

– ОВД субъектов РФ: МВД республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) краев, областей, городов федерального назначения, автономной области и автономных округов;

– ОВД городов, районов, закрытых административно-территориальных образований;

– линейные управления и ОВД на ж/д, водном и воздушном транспорте отделения;

– ГУ и отделы на особо важных и режимных объектах;

– территориальные органы управления учреждений с особыми условиями хозяйствования;

– образовательные и научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, созданные для решения задач, возложенных на органы внутренних дел. В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

ОВД – многофункциональные правоохранительные органы, на которые возложено осуществление следующих основных видов правоохранительной деятельности:

административной, связанной с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожного движения;

оперативно-розыскной, т. е. деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.

Важные направления деятельности ОВД связаны с миграционными вопросами в РФ; выдачей (аннулированием)специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами, подлежащими лицензированию в системе МВД.

ОВД обеспечивают государственную защиту судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей и других категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.

В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.

34. Федеральная служба исполнения наказаний

Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания или, как их еще называют, пенитенциарные органы были переданы в систему Министерства юстиции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г., изданного во исполнение Федерального закона от 25 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».
На Министерство юстиции было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Система пенитенциарных учреждений возглавлялась соответствующим главным управлением Министерства юстиции, которое обеспечивало выполнение законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы и вносило руководству Министерства предложения о создании, ликвидации, реорганизации соответствующих учреждений и по другим направлениям своей деятельности. В результате проведения административной реформы в системе Министерства юстиции была образована Федеральная служба исполнения наказаний.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовного наказания в отношении осужденных; по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охрана и конвоирование; по контролю за поведением условно осужденных, которым судом предоставляется отсрочка отбывания наказания.
Основными задачами ФСИН России являются:
1. исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных и контроль за поведением условно осужденных и осужденных, к которым судом предоставлена отсрочка;
2. обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей;
3. обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы;
4. охрана и конвоирование содержащихся под стражей по установленным маршрутам, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
5. создание осужденным и содержащимся под стражей условий содержания соответствующих нормам международного права;
6. организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
ФСИН России управляет соответствующими территориальными органами системы и осуществляет свою деятельность непосредственно.
ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Законом РФ от 21 июня 1993 г., в редакции от 29 июня 2004 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», другими федеральными законами; Уголовно-исполнительным кодексом РФ, принятым 8 января 1997 года, актами Президента и Правительства РФ; международными договорами Российской Федерации; актами Минюста России.
Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет следующие полномочия:
Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях уголовно-исполнительной системы и безопасность лиц, находящихся на ее территории; точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений суда; исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере своей деятельности; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Осуществляет: направление осужденных к месту отбывания и их размещения; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; меры по обеспечению сотрудников оружием, специальными средствами и охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей; реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности и обеспечение мобилизационной подготовки; координацию деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных ФСИН России.
Принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы и экспертизе законопроектов и иных актов, относящихся к сфере деятельности ФСИН России.
Организует: общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных; выполнение заказов, размещенных на предприятиях системы на поставку товаров и продукции для государственных нужд; оперативно-розыскную деятельность, осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы; кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России и ее территориальных органов.
ФСИН России создает, ликвидирует и реорганизует учреждения исполняющие наказания и выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены законодательными актами, актами президента и Правительства российской Федерации.
ФСИН России не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев установленных законами, актами Президента и Правительства РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 1 октября 2004 г. (в ред. от 12 июля 2005 г.) в ФСИН России вводится должность директора Службы, семь его заместителей, в том числе одного первого, а также 18 управлений центрального аппарата со штатной численностью сотрудников 685 единиц. Директор ФСИН России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Правительства.
Директор ФСИН России осуществляет на основе единоначалия руковод

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.