Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция нервной системы и психики животных.




Психика и эволюция нервной системы
Если бы среда обитания живых субъектов была повсюду одинаковой, то земля была бы населена одним видом живых организмов. В действительности среда обитания разнообразна – это вызвало дифференциацию живой материи, землю населяет больше миллиона различных видов животных. На Земле существуют различные физические изменения: годовые циклы погоды, смена дня и ночи, смена температуры и т. д. Всё живое приспосабливается к существующим условиям среды при помощи развившихся рецепторов. Например, зрительный рецептор развивался у животных в связи с приспособлением к отражению рассеянного света солнца. У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных, кишечно-полостных можно наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм. У земляного червя в эпидермии имеются светочувствительные клетки, которые способны отличать наличие или отсутствие света. У моллюска“блюдце” уже встречаются группы светочув­ствительных клеток, как бы выстилающие мешок, погруженный в его тело. Такое устройство органа зрения позволяет животному улавливать не только присутствие или отсутствие света, но и то, с какой стороны падает свет. У насекомых устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов. У большинства позвоночных животных глаз имеет светопреломляющую линзу (хрусталик), при помощи которой возможно видеть очертания предмета. Развитие рецепторов сочетается с развитием определенного типа нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы определяет уровень и формы психического отражения. У живых организмов, стоящих на низшей ступени развития (кишечно-полостные) нервная система представляет собой систему, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой реагируют тропизмами (греч. поворот, направление). Временные связи (нервные связи) у них образуются с трудом и плохо сохраняются. На следующей стадии развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии). Узловая, или ганглиозная нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся вблизи от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений. Наиболее примитивная ганглиозная нервная система у червей, у них сегментные ганглии по своим отражательным возможностям однородны и поэтому не позволяют осуществлять более тонкое отражение. Головной ганглий, представляющий собой соединение неоднородных по функциям и связям нервных клеток, получает и перерабатывает более разнообразные раздражения. Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных – насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр. Нервная система насекомых связывается со средой с помощью тонко организованных рецепторов, которые несут сигнальную функцию. Они отражают воздействие внешней среды, используя врожденные и приобретенные в индивидуальном опыте рефлексы. Врожденные рефлексы преобладают. Высший тип нервной системы – трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг – центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения. У животных возникают и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление). Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика. Особое значение в эволюции позвоночных имеет развитие головного мозга. В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязаны через специальные нервные образования – ассоционные зоны. Чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, обладающие центральной нервной системой, наиболее адекватно отражают воздействие среды. Эволюция психики идет не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные самых различных уровней отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное, как и всякая материя, она эволюционирует. К эволюционирующей среде приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Изменение среды может воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.
Сущность различий психики животных и человека
Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного. “Язык” животных отличается от “языка” человека. Животное может лишь подать сигнал своим собраться по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью “языка” информирует других людей о прошлом, настоящем, будущем, может передавать им специальный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в “языке” животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Многими экспертами было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление (обезьяны). Абстрактные способы мышления у обезьян не наблюдал ни один исследователь. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия. Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность же человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно. Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может изгрызть ее. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с другими людьми, заимствует опыт, используя орудия у одних и передавая его другим. Третье отличие – в чувствах. Человек как высшее животное не остается “равнодушным” к происходящему вокруг. Приметы и явления действительности могут вызвать у животных и человека положительные или отрицательные эмоции. Но только человек может сопереживать горю и порадоваться с другим человеком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта. Четвертое отличие психики человека от животных заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, а развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Животное и человек имеют опыт, накопленный в виде интенсивных действий на определенного вида раздражитель. Они приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Общественные отношения людей изменили биологические потребности и породили новые. С развитием предметов труда родилась и потребность в них. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мира.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.