Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы наблюдение и эксперимент






1. Научное наблюдение – целенаправленная фиксация проявлений поведения и суждений
Важно требование объективности (возможность повторения и контроля) и однозначности информации; четко поставленная цель, гипотеза; план

a. Виды:

§ Открытое (испытуемый знает, что за ним наблюдают)

§ Скрытое (испыт-ый не знает, что за ним наблюдают)

§ Непосредственное – прямой контакт

§ Опосредованное - через что-то другое, напр. анкеты, видео и пр.

§ Включенное (исследователь осуществляет деят-ть вместе с испыт-ым)

§ Стороннее (напр зеркало Гезелла)

§ Естественное-полевое (в реальных условиях) / лабораторное

§ Преиодическое/одиночное

§ Сплошное (все постоянно фиксируется) / Выборочное (фиксир в опред вермя)

§ Структурированное (фиксир в соответствии с планом)/ произвольное

§ Констатирующее / Оценивающее (выраженность параметров)

§ Систематическое (четкая цель) / поисковое (нет четкой цели)

§ Метод Самонаблюдения (отлич. от интроспекции) – наблюдать за собой, как за другими

§ Метанаблюдение – наблюдение за наблюдением, объект – сама деятельность наблюдателя.

§ Факт влияния на результат самого наблюдателя.

b. Ограничения – эффект наблюдателя, ожидания наблюдателя, антропоморфическая ошибка (приписывание человеческих мыслей, чувств или мотивов животным, в частности как способ объяснения их поведения). Недостатки – трудности контроля, оценки; неэкономичность вовремени; не всякое явление наблюдаемо

c. Достоинство – наблюдение широкого спектра непосредственных реакций в естественных условиях.

2. Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испыт-ого, с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую.
Важно понятие экологической валидности – т.е. соотнесение полученных данных с реальностью.

a. Виды:

§ Естественный

§ Полевой

§ Лабораторный

§ Констатирующий (выявляющий уже сложившиеся стр-ры)

§ Формирующий (воздействие на испыт-го с целью формирования у него определенных качеств), часто – социальный на группе людей. Гальперин.

§ Слепой (испыт не знают в какой они группе) и двойной слепой эксперимент (никто не знает кто в какой группе)

b. Виды по А.Р. Лурия (3 группы)

§ Методы структурного анализа (выделяется и анализируется стр-ра изучаемого псих процесса)

§ Совокупность экспериментально-генетических методов (прослеживаются стадии развития изучаемого процесса или формируется деятельность)

§ Экспериментально-патологические методы (синдромный анализ) (выявление изменений при болезненных нарушениях и их факторов возникновения)

c. Частный случай эксперимента: тест – стандартизированное психологическое испытание, характеристика метода – наличие «норм». Часто диагностическая цель.

§ Индивидуальные-групповые

§ Вербальные-действенные

§ Проективные (напр ТАТ)

§ Виды по форме: т.-опросники, рисуночные т., т. действий.

§ Виды по содержанию: т. интеллекта (Бине, Айзенк), личностные т. (проективные), креативные т. (т. творчества)

d. Частный случай – моделирование: создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, то есть формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.

e. Стадии эксперимента:

§ Создать несколько групп исыпт., которые подобны всем, кроме меняющегося условия

§ Изменить условие, которое, согласно гипотезе, влияет на поведение в группах

§ Оставить без изменений в одной группе (контрольной)

§ Зафиксировать изменение в поведении в группах

f. Переменные – величины, которые могут изменяться во время эксперимента:

§ Внешние – лишние. Влияние надо устранить

§ Независимые – условия, которые варьируются в эксперименте

§ Зависимые

g. Опасности

§ Эффект плацебо

§ Эффект экспериментатора (невольное влияние исследователя)

h. Плюсы - создание определенных контролируемых условий; возможность варьирования условий, возможность варьировать количественные соотношения (для стат обработки)

Наблюдение и эксперимент неразрывны в научной практике (наблюдение может инициировать эксперимент, предшествовать ему; наблюдение может быть включено в состав эксперимента – например, Эксперимент Т. Дембо «изучение гнева, испыт-мому создают ситуацию напряженной потребности – найти решение задачи, которую невозможно решить (достать предмет, находящийся в значительном удалении, но в пределах начерченного мелом круга) и наблюдать, как человек будет себя вести.»

3. Методы, занимающие промежуточное положение, совмещают наблюдение и эксперимент.

a. Психотерапевтические методы

b. Психотехнические

c. Метод беседы - Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого

Можно упомянуть про человека как объекта исследования:

1. Активность субъекта в ходе исследования

2. Потенциал самосозидания – человек способен изменяться постоянно

3. Реконструктивный характер экспериментальных процедур – психику нельзя наблюдать непосредственно, важно создание реконструкций не наблюдаемых прямо явлений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.