Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель ломаной кривой спроса






Основная задача автора модели — объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.
Рис. 7.36. Ломаная олигополистическая кривая спроса

Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?

Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет.

Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.

Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис. 7.2.

 

7.2 Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)

 

Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно из рис. 7.3, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену. 7.3 Модель ломаной кривой спроса (рост спроса)

Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.

Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.

Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что:

товар устарел и возникли проблемы с его сбытом;

фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации.

С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике.

Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.

 

 

№78 ЛИДЕРСТВО В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН (КВАЗИМОНОПОЛИЯ)

Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.

Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную (рис. 7.35).

Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она определяет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL= MC). Остальные фирмы производят при цене PL, установленной лидером, qF единиц продукции. В состоянии равновесия qL + qF = qD и рыночная цена равна цене лидера.

Для объяснения поведения олигополиста, не занимающего лидирующего положения в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек, служит модель с ломаной кривой спроса.


Рис. 7.35. Лидерство в установлении цен

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПО ПРИНЦИПУ " ИЗДЕРЖКИ ПЛЮС"

Ценообразование по принципу " издержки плюс" применяется из-за внутренне присущей рынку неопределенности по поводу спроса на товар и сложности определения предельных издержек. Принцип " издержки плюс" представляет собой прагматический способ решения проблемы реальной оценки предельного дохода и предельных издержек.

Если фирма применяет ценообразование по принципу " издержки плюс", то выставляемая ею цена равна:


Рис. 7.40. Дилемма олигополистов

 

Р = AVC + mAVC,

где m - используемый процент надбавки.

Ценообразование с использованием надбавки к затратам гарантирует фирме достаточные поступления, чтобы покрыть переменные издержки, постоянные издержки и альтернативную стоимость использования факторов производства, предоставляемых владельцами фирмы.

№81 В основе функционирования рынка труда, как и рынков других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в основе действия механизма рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения является основным методом изучения и тех, и других. Однако функционирование рынка труда имеет свои особенности. Они связаны с характером воспроизводства и особенностями товара рабочая сила. Первая. Неотделимость права собственности на товар-рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду – рабочей силой (функционирующей) в течение определенного времени. Вместе с тем наниматель покупает не просто рабочую силу, как один из многих товаров, а имеет дело с человеком, обладающим определенными правами как свободная личность, которые покупатель не должен нарушать, если не хочет понести юридическую ответственность и экономические потери.

Вторая. При покупке товара рабочая сила взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров. Это длительное взаимодействие откладывает свой отпечаток на их взаимоотношения, играющие важную роль в жизнеспособности фирмы. Работник как личность может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, проявлять разную степень лояльности по отношению к фирме. Это обязательно должен учитывать наниматель, управляя производством.

Третья. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости, профессиональных союзов, объединений работодателей и т.д.) тоже порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда. Это вызывает необходимость более детальной регламентации различных сторон их деятельности.

Четвертая. Различный профессионально-квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий, организации труда, переход к контрактной системе найма и т.д. вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара рабочая сила.

Пятая. Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара. Процесс обмена рабочей силы, по сравнению с обменом вещного товара, тоже весьма своеобразен. Он начинается в сфере обращения товара рабочая сила передачей права пользования способностью к труду покупателю, что фиксируется в контракте или коллективном договоре. Дальше он продолжается в сфере производства в форме обмена функционирующей рабочей силы – действительного труда на номинальную заработную плату и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг, фактом обмена номинальной заработной платы на жизненные средства. Тогда как обмен вещного товара начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.

Из пятой особенности вытекают два следствия: 1) рынок труда связывает между собой различные рынки; 2) реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, в соответствии с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом. Последнее обстоятельство ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Он как бы порождается последним, а потому называется производным (как, впрочем, и спрос на другие производственные факторы).

Шестая. Для работника играют важную роль неденежные аспекты сделки, а именно:

– содержание и условия труда;

– гарантии сохранения рабочего места;

– перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;

– микроклимат в коллективе и т.д.

 

 

№82 факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Два вида труда:

Преимущественно физический (все рабочие профессии)

Преимущественно умственный (профессии требующие высшего образования)

Выделяют следующие виды труда в зависимости от полученного образования:

Неквалифицированный (дворник, уборщица…), не требующие трудовых навыков.

Малоквалифицированный труд — требуются первичные трудовые навыки или краткосрочное обучение (санитарка, нянечка, охранник…).

Квалифицированный труд — требует средне-специального образования (колледж, техникум, ПТУ, курсы).

Высококвалифицированный труд — требует получения высшего образования (врач, учитель, экономист, инженер…).

Труд характеризуется: условиями труда, уровнем материального вознаграждения и продолжительностью.

Уровень материального вознаграждения и условия труда складываются под влиянием таких факторов как:

Фаза экономического цикла на котором находится экономика страны (спад, депрессия, подъём или экономический бум).

Специфика трудового законодательства данной страны.

Средний уровень производительности в стране. Спрос на ресурсы

Основными факторами устойчивого спроса на любой ресурс выступают: а) эффективность ресурса при производстве блага; б) рыночная стоимость (или цена) блага, выпущенного при помощи данного ресурса. Эти факторы полностью распространяются и на производственные ресурсы.

В качестве главного правила спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной конкурентной фирмы является учет предельной доходности и предельных издержек.

Под предельной доходностью ресурса понимается изменение дохода, получаемого в результате реализации дополнительной продукции, выпущенной при потреблении одной единицы какого-либо ресурса.

Предельные издержки производственного ресурса - это издержки покупки каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Основное правило использования производственных ресурсов можно выразить в следующем равенстве: МРР = МРС, т. е. когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны. В этих случаях нельзя увеличить доход, изменив потребление ресурса.

Использование каждой последующей единицы производственного ресурса сопряжено с изменением издержек, отражающихся в предельных издержках, и предельного продукта в денежной форме. Конкурентная фирма ставит своей целью использовать ресурсы таким образом, чтобы добиться оптимального сочетания предельных издержек на ресурс и объема предельного, продукта данного ресурса в денежном выражении. Когда последний больше предельных издержек, то фирма заинтересована наращивать спрос на производственный ресурс. Если же прирост издержек на ресурс превышает прирост предельного продукта в денежной форме, то фирма будет уменьшать свой спрос на ресурс.

Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изображает, как изменяется объем необходимых фирме ресурсов, при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.

Кривая спроса фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности производственного ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс, так же как и кривая спроса на производимую продукцию, имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности. Нисходящий наклон кривой спроса на производственные ресурсы всегда вызывает ее пересечение с кривой предельных издержек, а точка пересечения указывает на оптимальный объем применяемого фирмой ресурса (рис. 35.1).

Рис. 35.1. Кривая спроса на ресурсы при совершенной конкуренции

Степень нисходящего наклона спроса на производственные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ресурсы производства. Под ценовой эластичностью спроса на ресурсы понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цевы.

Ценовая эластичность спроса на производственные ресурсы вызывает изменения в объеме спроса на них. Изменения в цене ресурса при прочих равных условиях приводят к движению вдоль кривой спроса на ресурсы. Кроме цены данного ресурса на спрос ресурсов влияют и другие факторы, которые вызывают сдвиг всей кривой спроса на ресурс вправо или влево.

Изменение в спросе на ресурс, т. е. сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется следующими факторами:

· спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на продукцию, тем больше спрос на ресурсы;

· ценами и объемами предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементарных ресурсов;

· технологическими изменениями, влияющими на предельный продукт ресурса. Улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресурса сместится вверх.

Сдвиг кривой спроса на производственные ресурсы показан на рис. 35.2.

 

Рис. 35.2. Изменения в спросе фирмы на трудовые услуги

На рис. 35.2 используется изменение спроса на трудовые услуги. На рис. 35.2 показано, что, если увеличение спроса на трудовые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта или из-за увеличения предельного продукта труда, то любой из этих факторов увеличит MRPL при любом данном уровне использования труда и сместит кривую спроса на труд от D1 до D2. И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3

№83 Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 13.6). Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате . Поэтому точка определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от , равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

 

Рис. 13.6. Равновесие на конкурентном рынке труда

Если ставка заработной платы выше уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает на всех желающих продать свой труд при высокой заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения ставки заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение. В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) не могут быть устойчивыми (долгосрочными), они корректируются рыночным механизмом в направлении восстановления положения полной занятости.

Таким образом, рынок труда развивается, как и любой рынок, по законам спроса и предложения, равновесие на нем восстанавливается, а продолжительной безработицы не может быть.

Однако безработица существует. Наличие же устойчивой безработицы свидетельствует лишь о том, что на рынке труда отсутствуют условия совершенной конкуренции: свободный перелив ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкая заработная плата, совершенная информация и т.д. На рынке труда присутствуют так называемые внеконкурентные факторы, к которым следует отнести различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, лишая заработную плату рыночной гибкости. Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем. В-третьих, крупные корпорации тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

В этих условиях на всех рынках труда хозяйства должна будет установиться единая заработная плата.

Почему?

Если на рынках установится разная заработная плата, то рабочие, продающие свой труд на рынках с меньшей заработной платой, будут оставлять эти рынки и переходить на рынок с более высокой ценой труда. В результате на тех рынках, откуда они уходят, заработная плата будет повышаться, а на тех рынках, куда они приходят, заработная плата будет понижаться. Продолжаться этот процесс будет до тех пор, пока все рабочие не распределятся по рынкам таким образом, что установится одинаковая заработная плата w0.

В этом случае на рынке труда одной профессии будет существовать бесконечная эластичность предложения (рис. 4.2.3). Это значит, что кривая предложения будет горизонтальна - небольшое увеличение заработной платы вызовет огромный приток рабочих с других рынков. И наоборот - незначительное уменьшение заработной платы вызовет уход ВСЕХ рабочих, продававших на этом рынке свой труд, на другие рынки.

Например, если на всех рынках установилась заработная плата в 100 рублей в месяц, а на рынке плотников - заработная плата в 99 рублей в месяц, то все плотники разом бросят свою профессию и перейдут на рынки других профессий. И наоборот, если на рынке, скажем, токарей заработная плата неожиданно окажется на уровне 101 рубль в месяц, то рабочие с других рынков начнут переходить на рынок токарей, и их зарплата не упадет до 100 рублей в месяц.

 

 

 

 

№84 Монопсонический рынок труда. Более реалистическим является рынок несовершенной конкуренции, в частности, монопсонии. Он складывается на локальном рынке труда при наличии единственного работодателя (чистая монопсония) или небольшого количества их (олигопсония). Фирма-монопсонист (градообразующая фирма) может определять уровень заработной платы и численность нанимаемых работников. Кривая предложения поднимается плавно, так как фирма должна платить более высокую зарплату для привлечения большего числа работников. При этом она вынуждена доплачивать ранее нанятым рабочим разницу между их ставкой и ставкой следующего рабочего. Например, если ставка первого работающего равна 6, а следующего - 7, то двум рабочим она заплатит 14 и предельные издержки на труд будут равны 14-6 = 8. Поэтому кривая предельных издержек на труд (MRCL) не совпадает с кривой предложения труда (SL). Чтобы максимизировать прибыль, наниматель уравновешивает MRCL с MRPL. При этом он будет нанимать меньше рабочих (Qm) и платить им меньшую зарплату (W), чем на конкурентном рынке.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

В этих условиях на всех рынках труда хозяйства должна будет установиться единая заработная плата.

Почему?

Если на рынках установится разная заработная плата, то рабочие, продающие свой труд на рынках с меньшей заработной платой, будут оставлять эти рынки и переходить на рынок с более высокой ценой труда. В результате на тех рынках, откуда они уходят, заработная плата будет повышаться, а на тех рынках, куда они приходят, заработная плата будет понижаться. Продолжаться этот процесс будет до тех пор, пока все рабочие не распределятся по рынкам таким образом, что установится одинаковая заработная плата w0.

В этом случае на рынке труда одной профессии будет существовать бесконечная эластичность предложения (рис. 4.2.3). Это значит, что кривая предложения будет горизонтальна - небольшое увеличение заработной платы вызовет огромный приток рабочих с других рынков. И наоборот - незначительное уменьшение заработной платы вызовет уход ВСЕХ рабочих, продававших на этом рынке свой труд, на другие рынки.

Например, если на всех рынках установилась заработная плата в 100 рублей в месяц, а на рынке плотников - заработная плата в 99 рублей в месяц, то все плотники разом бросят свою профессию и перейдут на рынки других профессий. И наоборот, если на рынке, скажем, токарей заработная плата неожиданно окажется на уровне 101 рубль в месяц, то рабочие с других рынков начнут переходить на рынок токарей, и их зарплата не упадет до 100 рублей в месяц.

 

 

№85 Профсоюзы — объединения работников, об­ладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономи­ческой деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. Рассмот­рим несколько моделей рынка труда с участием профсоюзов. Определяющую роль играет продавец фактора труда. Таким продавцом - монополистом могут стать профсоюзы. Тогда они могут:

а) ограничивать предложение труда, что ведет к росту заработной платы,

б) увеличивать спрос на труд путем стимулирования спроса на готовую продукцию фирмы, отрасли,

в) участвовать в переговорах с правительством по поводу уровня минимальной заработной платы, что вызывает сдвиг всей шкалы заработной платы вверх,

г) оговаривать уровень заработной платы при заключении количества договоров.

Добиваясь более выгодных условий найма и оплаты для своих членов, профсоюз может способствовать росту безработицы (ставка заработной платы выше равновесной) и сокращению занятости, увеличению средних издержекк и утрате фирмой конкурентных позиций.

В результате повышения спроса на продукт кривая спроса сдвигается вверх. Если кривая предложения имеет положительный наклон, то это приводит к росту занятости и увеличению зарплаты, т.к. точка равновесия сдвигается вправо вверх с Е0 до Е1. Успех деятельности профсоюзов в значительной мере зависит от степени эластичности кривой предложения труда. Чем менее эластична кривая предложения, тем больше увеличится зарплата при несущественном росте числа занятых. Чем более эластична кривая предложения, тем меньше возрастет зарплата, но больше увеличится занятость (рис.8.1а).

 

Рост зарплаты может быть достигнут и другим путем: ограничением предложения труда. Этого можно добиться включением данной специальности в список лицензируемых профессий, сокращением рабочей недели, запрете или уменьшении объема сверхурочных работ, понижении пенсионного возраста, сдерживании иммиграции иностранных рабочих.

В результате этих действий кривая предложения сдвигается влево, что приводит к сокращению количества занятых и повышению их зарплаты. Успех будет зависеть от эластичности кривой спроса. Чем менее эластична кривая спроса на труд, тем выше поднимается зарплата при незначительном сокращении занятых. Чем более эластична кривая спроса на труд, тем незначительнее будет рост зарплаты и существенно увеличение безработицы (рис.8.2б).

Одним из направлений деятельности профсоюза является борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Важной составной частью такого нормирования является законодательство о минимуме зарплаты. Цель его заключается в установлении минимума зарплаты выше равновесного уровня. Средний уровень зарплаты при этом повышается, однако сокращаются и масштабы найма рабочих.

Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

В этих условиях на всех рынках труда хозяйства должна будет установиться единая заработная плата.

Почему?

Если на рынках установится разная заработная плата, то рабочие, продающие свой труд на рынках с меньшей заработной платой, будут оставлять эти рынки и переходить на рынок с более высокой ценой труда. В результате на тех рынках, откуда они уходят, заработная плата будет повышаться, а на тех рынках, куда они приходят, заработная плата будет понижаться. Продолжаться этот процесс будет до тех пор, пока все рабочие не распределятся по рынкам таким образом, что установится одинаковая заработная плата w0.

В этом случае на рынке труда одной профессии будет существовать бесконечная эластичность предложения (рис. 4.2.3). Это значит, что кривая предложения будет горизонтальна - небольшое увеличение заработной платы вызовет огромный приток рабочих с других рынков. И наоборот - незначительное уменьшение заработной платы вызовет уход ВСЕХ рабочих, продававших на этом рынке свой труд, на другие рынки.

Например, если на всех рынках установилась заработная плата в 100 рублей в месяц, а на рынке плотников - заработная плата в 99 рублей в месяц, то все плотники разом бросят свою профессию и перейдут на рынки других профессий. И наоборот, если на рынке, скажем, токарей заработная плата неожиданно окажется на уровне 101 рубль в месяц, то рабочие с других рынков начнут переходить на рынок токарей, и их зарплата не упадет до 100 рублей в месяц.

 

№ 86 Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Основные элементы рынка труда:

1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.

2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).

3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).

4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).

2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7, 8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10, 34%. При этом в РФ 76, 4 млн. человек экономически активного населения.

2. Сокращение продолжительности безработицы.

3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0, 8%, а в Санкт- Петербурге – 0, 7%. В Ставропольском крае - 15%.

4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17, 4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

1. Установление МРОТ.

2. Пособие по безработице.

3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.

4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.

5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические - в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

1. Снижение налогов.

2. Увеличение государственного заказа.

3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.

2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.

3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.

4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.

5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Прожиточный минимум и минимальная зарплата

Существенная особенность рынка труда состоит в том, что на этом рынке есть предел падения цен.

Действительно, если какой-либо товар не распродается, то его владелец (изготовитель или торговец) будет снижать цену до тех пор, пока товар не будет куплен. Это позволит если и не получить прибыль, то хотя бы возместить часть затрат на производство.

С трудом дело обстоит иначе: у его цены — ставки заработной платы — есть объективная граница падения. Эта граница определяется суммой, которую при сложившихся в стране ценах надо уплатить за приобретение минимальной «корзинки» благ. В такую «корзинку» входят те блага, которые необходимы человеку для выживания. Стоимость этой «корзинки» называется прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум — сумма денег, необходимая для приобретения человеком объема продуктов питания не ниже физиологических норм, а также удовлетворения на минимально необходимом уровне его потребностей в одежде, обуви, жилье, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены.

Определить величину прожиточного минимума на практике крайне сложно из-за ряда причин:
1) существуют различные точки зрения (прежде всего работодателей и профсоюзов) на то, какие блага должны входить в «корзинку», по которой считается прожиточный минимум;
2) нелегко согласовать единые позиции относительно минимальных уровней потребления благ, включенных в «корзинку»;
3) существуют территориальные различия в прожиточном минимуме из-за того, что цены могут быть неодинаковы в разных регионах страны. Например, в силу более высоких транспортных затрат на доставку товаров цены на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера намного выше, чем в центральной части страны.

Поэтому в разных странах используются неодинаковые подходы к определению величины прожиточного минимума. В России пока преобладает подход, основанный на так называемых минимальных нормах потребления различных благ.

Это означает, что при установлении величины прожиточного минимума специалисты по питанию вначале рассчитывают объем пищи, необходимый человеку для того, чтобы не болеть от недоедания.

Другие специалисты определяют минимальное потребление непродовольственных товаров и услуг. Затем эти натуральные нормы потребления умножаются на действующие цены для определения денежной величины прожиточного минимума. Например пенсионеры – 6656, трудовое население – 8731, дети- 7738.

На современном рынке труда прожиточный минимум обычно служит основой определения минимальной ставки заработной платы. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной для предприятий всех форм собственности. Минимальная заработная плата в России 5 965

№88 Капитал как фактор производства представляет собой материальное благо производственного назначения, то есть средство производства.

По особенностям своего участия в процессе производства и взаимодействия с трудом как фактором производства средства производства делятся на предметы труда и средства труда.

К предметам труда относят все то, из чего изготовляют материальные блага или вещи: сырье, вспомогательные материалы, полуфабрикаты. Иными словами, это вовлеченный в процесс производства материал природы, на который направлен труд человека.

К средствам труда относят все то, что воздействует на предметы труда, и то, с помощью чего это воздействие осуществляется. Тем самым в средствах труда выделяются активные и пассивные части.

Активная часть средств труда включает орудия труда – то, что непосредственно воздействует на предмет труда: станки, машины, оборудование, инструменты. Именно орудиями труда вооружены работники, осуществляя процесс труда. Эти орудия во многом определяют содержание их труда. По орудиям труда отличают одну историческую эпоху от другой. Так, выделяется каменный век, когда орудия труда изготовлялись из камня, бронзовый и железный века, в которых были орудия труда из бронзы и железа. Орудия труда иногда называют костно-мускульной системой производства, определяющей его мощность.

Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируются за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли). Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.

Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится психологическая склонность людей к потреблению, а к объективным факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.

Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит от предельной склонности населения к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как отношение размеров потребления к величине дохода:

АРС = Потребление /Доход.

Предельная склонность к потреблению (МРС) есть соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода:

МРС = Изменение в потреблении /Изменение в доходе.

Здесь отражена следующая зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет также увеличиваться или уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.

Инвестиции-это использование сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических активов.

Инвестиционный спрос зависит от субъективного фактора - решения предпринимателей инвестировать; и объективных факторов - нормы процента, прибылей, запасов капитала и др.

По составу различают валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции представляют собой всю сумму капиталовложений, равную полному спросу на средства производства за определенный период времени.

Чистые инвестиции - это сумма капиталовложений, равная объему валовых инвестиций за вычетом амортизации (суммы капиталовложений, необходимых для замены физически изношенного или морально устаревшего оборудования).

Основу инвестиций составляют сбережения, поэтому важно найти то соотношение сбережений и инвестиций, которое обеспечит стране стабильное экономическое развитие.

Источником инвестиционных вложений выступают накопления сбережений и амортизация. Амортизация - инвестиционные ресурсы по возмещению использованного основного капитала. Чистые инвестиции - вложения с целью увеличения капитала за счет нового строительства, установки дополнительного оборудования и д.т. Амортизация и чистые инвестиции образуют валовые инвестиции. Инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне некоторую постоянную величину, называются автономными инвестициями. Предельная склонность к инвестированию определяется как доля прироста расходов на инвестирование.

Для закрытой экономики сбережения совпадают с инвестициями, где инвестиции I зависят от ставки процента r, а сбережения - от дохода:

I (r) = S (Y). (3.7)

Тождество сбережений и инвестиций обеспечивается прежде всего тем, что все, что частными агентами не потребляется, а направляется на хранение, рассматривается как инвестиции в запас. Они суммируются с инвестициями в основной и оборотный капитал, хотя никакого значения для роста производства не имеют.

Зависимость дохода и инвестиций выражается и в мультипликаторе. Это коэффициент, отражающий зависимость между изменением инвестиций и изменением величины дохода.

 

 

 

№89 рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - " ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Как вы помните, любой рынок предполагает место и время встречи продавцов и покупателей. Рынок капитала тоже должен обладать подобными институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.

Но рынок капитала имеет свою особенность, которая влияет на его институциональное устройство. Эта особенность заключается в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие - на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие - на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.

Одним из выходов из этой ситуации является появление посредников на рынке капитала, которые облегчат задачу поиска партнера для участников этого рынка. Отдельный посредник будет объединять все деньги, отданные в долг при равновесной ставке процента, в один большой " котел" и потом из этого котла раздавать нужные суммы всем желающим взять кредит.

Посредник на рынке капитала будет действовать в своих собственных интересах - ради получения прибыли. Посредник от своего имени возьмет в долг у всех фирм и потребителей, желающих стать кредиторами, и от своего имени даст в долг фирмам и потребителям, желающим стать заемщиками. Причем, чтобы получить прибыль, он будет брать в долг по меньшей ставке процента, чем отдавать. Разница между ставками будет составлять его выручку, из которой он будет оплачивать все расходы по проведению операций и, возможно, получать прибыль.

Посредники выполняют роль, схожую с магазинами, которые скупают товары у производителей и распродают их потом потребителям, снижая трансакционные затраты обеих сторон.

У посредников на рынке капитала нет единого названия, что вызывается различными видами.

Посредники могут быть специализированными, если они работают только с некоторыми видами кредитов или некоторыми видами участников рынка. Например, могут существовать пенсионные фонды, которые принимают сбережения потребителей для последующей выплаты им пенсии и отдают их в долг на рынке капитала. Или сберегательные кассы, которые тоже работают с потребителями, собирающими или занимающими деньги для покупки дорогого блага (дома, машины и т. д.).

Но посредники на рынке капитала могут быть универсальными, если они работают со множеством типов кредиторов и заемщиков.

Одним из основных видов посредников на рынке капитала могут быть банки, которые сочетают выдачу ссуд с выполнением двух других важных функций: обеспечения безопасности операций с деньгами и обслуживания безналичного оборота денег (эти " родовые" функции банков мы обсудим в следующем параграфе).

Следует также заметить, что с развитием хозяйства на рынке капитала появляется еще один институт - ценные бумаги, который позволяет частично обойти посредников на рынке капитала (этому институту посвящен ┐ 4 этой главы).

 

 

№90 рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

Спрос на капитал

Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет трицательный наклон (рис. 5.2.1), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

Например, фирма в розничной торговле при низкой ставке процента решит взять кредит и построить три новых магазина, при более высокой ставке процента она решит построить только два магазина, при еще более высокой - только один, а при некотором значении ставки процента вообще откажется от расширения производства.

2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев

Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени.

Предположим, что потребитель хочет купить рояль, который стоит 10 000 рублей. Для того чтобы собрать нужную сумму, потребителю нужно десять лет откладывать по 1000 рублей. Потребитель может не ждать десять лет, а взять в долг 10 000 рублей и купить рояль сразу, а потом в течение десяти лет выплачивать долг с процентами. В этом случае он начнет сразу получать полезность от рояля, но рояль ему обойдется дороже. Величина процентов, которые он заплатит, будет являться платой за возможность быстрее получить рояль.

Любой потребитель при заданной ставке процента сделает свой выбор, который определяется несколькими факторами. Во-первых, предпочтениями потребителя - более нетерпеливый потребитель, который желает побыстрее начать играть на рояле, скорее будет готов заплатить нужную сумму в виде процентов за то, чтобы начать потреблять это благо немедленно. Во-вторых, степенью определенности будущего - если потребитель плохо знает свои доходы в будущем, он может не решиться брать взаймы, так как у него могут возникнуть проблемы с возвратом долга. В-третьих, величиной дохода потребителя - чем беднее потребитель, тем скорее он решит подождать и не платить дополнительные деньги за приближение начала потребления.

Изменение ставки процента меняет выбор потребителей - чем ниже процент, тем больше потребителей решают взять деньги в долг и купить благо сразу, а не " терпеть" до того момента, пока накопят нужную сумму сами.

Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг.

Предложение капитала

Кривая предложения капитала имеет положительный наклон (рис. 5.2.2), который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно " лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Каковы причины появления " лишних" денег?

Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо. Например, если фирма владеет каким-то оборудованием, которое стоит 1 млн рублей и изнашивается в течение 5 лет, ей нужно в течение 5 лет собрать необходимую сумму для приобретения нового блага взамен изношенного. Например, она может откладывать каждый год из выручки по 200 тысяч, чтобы по прошествии этих 5 лет получить необходимый миллион. Таким образом, каждый год у фирмы будут появляться 200 тысяч рублей, которые при этом оказываются временно " лишними" и могут быть отданы в долг на рынке капитала.

Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Владелец фирмы (как потребитель) в случае получения высокой прибыли может принять решение не тратить ее на собственные нужды, а использовать для получения дополнительного дохода. Например, отдать в долг на рынке капитала для получения прибыли в виде процентов.

В хозяйстве могут существовать владельцы денежных капиталов, которые используют их только для получения прибыли в виде процента и отдают деньги в долг, - таких людей называют рантье. Когда рантье возвращают его ссуды, он снова отдает деньги в долг и, таким образом, опять выступает в качестве кредитора. Рантье могут быть " вечными" продавцами или кредиторами на рынке капитала.

Таким образом, предложение заемных средств отчасти образуется за счет того, что у фирм и у потребителей образуются временно " лишние" денежные запасы.

 

91. Стратегия отдельной фирмы. Правила принятия инвестиционных решений

Стратегия фирмы - формулировка фирмой долгосрочных целей, планов и методов хозяйствования, объединяющих различные стороны производственной и сбытовой деятельности.

Формирование стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Выбор стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.

Процесс формирования стратегии предприятия включает:

формирование общей, базисной стратегии;

формирование конкурентной стратегии;

определение функциональных стратегий.

Инвестиционные решения - решения о вложении финансовых ресурсов на длительный срок и при значительном риске с целью получения доходов.

Принимая инвестиционные решения, целесообразно придерживаться следующих основных правил:

1) инвестировать денежные средства в производство или ценные бумаги имеет смысл лишь тогда, когда можно получить чистую прибыль выше, чем от хранения денег в банке;

2) инвестировать средства имеет смысл лишь тогда, когда рентабельность инвестиций превышает темпы роста инфляции;

3) инвестировать имеет смысл лишь в наиболее рентабельные с учетом дисконтирования проекты.

 

 

92. Рынок земли. Особенности земли как фактора производства.

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Как фактор производства земля необходима в любой отрасли экономики. На земле выращиваются культурные растения, пасется скот, строятся здания, прокладываются дороги и другие коммуникации. Поэтому при организации и расширении производства у предпринимателей возникает спрос на пользование землей.

Одной из важнейших особенностей земли как фактора производства является ее абсолютная (физическая) ограниченность. Вследствие этого объем предложения земли со стороны землевладельцев является постоянной величиной, которая может быть незначительно увеличена за счет мелиорации, дренажа и других работ по улучшению качества земли или уменьшена за счет ухудшения качественных характеристик земли и выбытия ее из эксплуатации.

Эта особенность рынка земли выражается в нулевой эластичность предложения. То есть величина предложения земли не зависит от цены использования земли. Землевладельцы предпочитают предоставлять землю в аренду даже при низкой плате, чем остаться совсем без дохода.

Единицей измерения объемов спроса и предложения является единица площади - м. кв., гектары, акры и т.д., а в качестве цены пользования землей выступает рента.

Рента - это доход, который получает собственник земли от сдачи ее в аренду.

 

 

93. Особенности спроса на землю и предложения ее. Рыночное равновесие на рынке земли.

Размер арендной платы определяется под воздействием спроса на услуги земли со стороны арендаторов (DT) и их предложения со стороны арендодателей (ST). Спрос на земельные услуги, по аналогии со спросом на услуги труда и капитала, зависит от предельного дохода от земли (MRPT) и арендной платы (РT). Поскольку предельная доходность земли убывает, функция спроса на услуги земли от арендной платы имеет отрицательный наклон: по мере снижения арендной платы количество арендуемой земли (T) растет.

Специфика предложения земельных услуг состоит в том, что количество предлагаемой к сдаче в аренду земли (T) в целом фиксировано, т.е. не зависит от арендной платы. Поэтому функция предложения на земельном рынке — вертикальная линия.

В таких условиях равновесная рыночная арендная плата (Р*T) зависит исключительно от спроса на услуги земли со стороны арендаторов.

 

 

94. Земельная рента. Цена земли как капитализированная рента.

Земе́ льная ре́ нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Капитализированная рента– это рыночная цена земли, которая определяется как дисконтированная стоимость доходов в будущем, получаемых в виде ренты.

Фактор «земля», как и фактор «капитал» (в отличие от фактора «труд») отделимы от личности своего владельца. Например, зачастую собственником земли является одно лицо, а ее пользованием занимается другое. Собственник земли за определенную плату передает право на эксплуатацию земли арендатору, который производит сельскохозяйственную продукцию и из выручки от ее продажи расплачивается с землевладельцем. Данная плата за фактор производства «земля» называется земельной рентой.

Виды земельной ренты

Земельная рента представлена двумя основными видами:

дифференциальной рентой;

абсолютной рентой.

Земельные участки расположены в различных природно-климатических зонах: одни в благоприятных, другие в неблагоприятных, гораздо худших условиях. Отличаются земли и по местоположению: некоторые расположены вблизи крупных городов и транспортных артерий, другие лежат на отдаленных территориях.

Вместе с тем следует иметь в виду, что земельный фонд страны ограничен, т.е. как всей земли вообще, так и земельных участков определенного качества имеется ограниченное количество.

Хозяйства, работающие на лучших землях или территориально наиболее близко расположенные к рынку, находятся в выгодном положении по сравнению с хозяйствами на худших или отдаленных участках, поскольку их издержки значительно ниже. Это дает возможность извлекать дополнительный доход, получивший название дифференциальной ренты (естественное плодородие земли).

Кроме естественного плодородия земли существует экономическое плодородие. Оно связано с последовательными дополнительными вложениями в нее капитала и отражает интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Хозяйства, эффективно использующие капитальные вложения и ведущие интенсивное производство, получают дифференциальную ренту .

Абсолютная рента является следствием абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на нее частной собственности. С одной стороны, частная собственность на землю исключает свободную миграцию капитала в сельское хозяйство. С другой стороны, величина пригодных для сельскохозяйственного использования земельных угодий ограничена. В этих условиях землевладельцы запрашивают арендную плату за любые земельные участки, а арендаторы устанавливают завышенные цены на сельскохозяйственную продукцию, чтобы иметь возможность заплатить эту арендную плату.

Абсолютная земельная рента представляет собой экономический механизм, обеспечивающий рачительное отношение к земле.

Распределение земельной ренты между субъектами сельскохозяйственного производства зависит от типа ренты. Дифференциальная рента в полном объеме принадлежит землевладельцу, поскольку он устанавливает арендную плату на уровне, учитывающем качество участков земли.

Дифференциальная рента является результатом усилий арендатора и полностью присваивается им.

Абсолютная рента присваивается землевладельцем в форме арендной платы за обладание абсолютно ограниченным ресурсом.

Арендная плата — это вознаграждение за пользование землей вместе с находящимися на ней постройками, оборудованием, инвентарем. Плата за эти компоненты рассматривается как процент, потому что передается в пользование фактор «капитал», а не земля.

Арендная плата выступает как рыночная цена передачи права пользования землей и оказывает решающее воздействие на объемы спроса и предложения на землю.

Предложение участков землевладельцами и спрос на них со стороны арендаторов показаны на рис. 13.9.

На земельном рынке не только осуществляются арендные операции, но и происходит купля-продажа земли в собственность. Цена земельного участка определяется двумя факторами. Во-первых, цена земли прямо пропорциональна приносимой ею арендной плате. Во-вторых, цена земли обратно пропорциональна норме ссудного процента. Использование ставки ссудного процента необходимо потому, что покупается право на получение регулярного дохода в течение очень продолжительного периода времени. Владелец определенной суммы денег может положить ее в банк и получать доход в виде процента. Но он может потратить эти деньги и на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли — это дисконтированная стоимость. Она рассчитывается по аналогии с приобретением физического капитала, приносящего доход, по формуле для определения сегодняшней стоимости будущих доходов:

Поскольку приближается к бесконечности, то коэффициент дисконтирования становится меньше и меньше с ростом . Таким образом, цена земли как дисконтированная стоимость определяется по формуле:

— сегодняшняя стоимость будущей суммы денег;

— ежегодный размер земельной ренты;

— рыночная ставка процента.

Экономический смысл этой формулы заключается в том, что землевладелец, продав землю, будет иметь с полученной суммы денег доход в виде банковского процента, равный земельной ренте.

Рис. 13.9. Равновесие на рынке аренды земли:

— арендная плата;

— спрос на земельные участки;

— предложение участков земли;

— количество земельных участков

95. Социально-экономические аспекты рынка земли.

Фактические отношения собственности, сложившиеся в обществе и существующие в той или иной форме - это волевые отношения. Такие отношения не создаются нормами права, законами государства. Они являются результатом действитель






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.