Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение эластичности в микроэкономическом анализе.






Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».

Виды производственных ресурсов:

«земля» – как фактор производства есть не только земля в собственном смысле слова, то есть земельные угодья и место размещения производственных объектов. Земля понимается в широком смысле как совокупность всех природных ресурсов планеты Земля, вовлекаемых в процесс производства. Это пахотные земли, другие сельскохозяйственные угодья, земельные участки под объектами производственного назначения, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздушный бассейн, растительный и животный мир природы;

«капитал» – созданные людьми средства производства, используемые для получения экономического продукта. Это прежде всего основные средства в виде производственных зданий, сооружений, оборудования (физический капитал). Кроме этого сюда принято включать денежный капитал, именуемый капиталовложениями, или инвестициями, используемый для приобретения основных средств;

«труд» - это рабочая сила, которая непосредственно занята в процессе производства. Труд измеряется количеством работников, занятых в производстве, или количеством рабочего времени, затрачиваемого этими работниками.

В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов. Наиболее известной теоретической моделью, которая отображает устойчивые реальные и денежные потоки между экономическими субъектами, является модель круговых потоков

Ограничивающие условия модели кругооборота доходов и расходов:

неизменность цен

неизменность величин потоков и расходов;

отсутствие анализа процессов, происходящих внутри секторов

отсутствие экологических проблем в обществе.

Рис. 1.1. Модель макроэкономического кругооборота

Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение.

Известно, что все товары и услуги имеют как вещественное, так и денежное содержание. Поэтому макроэкономический кругооборот имеет натурально-вещественное (против часовой стрелки) и денежное(по часовой стрелке) движение.

Основным созидающим звеном экономического оборота являются фирмы, производящие необходимые обществу товары и услуги. Фирмы находятся в тесной взаимосвязи как с покупателями товаров и услуг, так и с движением ресурсов. Эти взаимосвязи реализуются на рынке товаров и услуг и рынке факторов производства (ресурсов).

Отправным моментом экономического оборота являются домашние хозяйства, которые для реализации своих потребностей предлагают в качестве ресурсов производства труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Вместе с тем домашние хозяйства представляют и конечный продукт экономического оборота, его конечную цель.

Домашние хозяйства платят государству налоги, а от него получают заработную плату и трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, пособия и т. д.).

Фирмы также платят государству налоги (налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.) и получают от него платежи в виде субсидий, дотаций, кредитов, оплаты государственных заказов и др.

 

 

№10 Альтернативная стоимость. В отечественной литературе употребляются также термины " вмененные издержки", " издержки упущенных возможностей", " альтернативные издержки", " цена выбора". Выбора без затрат не бывает и эти затраты называются альтернативной стоимостью. Это понятие имеет фундаментальное значение в современной экономической науке и в России практически неизвестно, хотя мы каждый день фактически пользуемся им. Затраты, связанные с выбором, определяются ценностью того, чем необходимо пожертвовать.

Альтернативная стоимость(opportunity cost) - это ценность лучшей из альтернатив, которыми мы жертвуем, делая выбор.

" Настоящие затраты - не доллары и центы, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе".[7, с.74]

Рассмотрим различные проявления альтернативной стоимости. Допустим, что вы решили купить за 30 рублей билет в кино. Какова альтернативная стоимость билета? Купив билет, вы отказались от множества других вариантов потратить свои 30 рублей на сладости и/или напитки, книгу по экономике и т.д. И, наконец, просто сберечь 30 рублей - положить в копилку или в банк. Все варианты перечислить невозможно. И тут на помощь приходят деньги - это универсальное средство обмена, помогающее выразить все возможные варианты сразу. Итак, альтернативная стоимость равна цене в случае, когда чрезвычайно трудно даже перечислить все варианты выбора, не говоря уже о выборе наилучшей из оставшихся альтернатив.

Второй пример - бартерная сделка: обмен 5 тонн нефти на 1 тонну апельсин. Каждый из участников имел 2 альтернативы: нефть против апельсин. Для того, кто приобрел 5 тонн нефти, альтернативная стоимость равна 1 тонне апельсин и, наоборот, для покупателя апельсин их альтернативная стоимость равна 5 тоннам нефти.

Суть альтернативной стоимости заключается в том, что в расчет принимаются только две лучшие альтернативы и альтернативной стоимостью выбранной альтернативы является ценность отвергнутой альтернативы.

Первое. В любой ситуации выбора мы имеем несколько альтернатив.

А1, А2, А3, …, АN

Если вам кажется, что альтернатива всего одна, то вспомните, что всегда можно купить или отказаться от покупки, строить или не строить, делать или не делать.

Второе. Каждое лицо, принимающее решение (ЛПР), имеет свои предпочтения при выборе среди этих альтернатив. Допустим, что эти предпочтения таковы, что первая альтернатива лучше второй, вторая лучше третьей и так далее.

А1А2А3…АN

Третье. Экономическая теория считает ЛПР рациональным. Поэтому он выберет альтернативуА1.

Четвертое. Лучшей из отвергнутых альтернатив являетсяА2. Альтернативной стоимостью выбораА1 будет ценностьА2.

Пятое. Оставшиеся альтернативы не имеют значения для величины альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость объективна и субъективна одновременно. Она объективна потому, что существует всегда, когда люди выбирают. Вместе с тем значение альтернативной стоимости - категория субъективная, так как зависит от того, кто делает выбор.

 

 

№11 Микроэкономические исследования опираются на ряд фундаментальных предпосылок, определяющих специфику метода микроэкономического анализа. К таким методологическим особенностям микроанализа относятся:

1. Экономический атомизм. Микроэкономика концентрирует свое внимание на индивидуальных актах поведения самых простых, исходных, далее неразделимых в своих действиях экономических единиц, принимающих самостоятельные решения и осуществляющих их в собственной экономической деятельности.

2. Предположение рациональности действий экономических субъектов. Концепций экономического рационализма заключается в предположений об определении экономическими субъектами, с одной стороны, выгод от своих действий, а с другой стороны, затрат, необходимых для достижений этих выгод, а также их сопоставлении с целью максимизации выгод при данных затратах используемых ресурсов (или минимизации затрат, необходимых для получения данных выгод). Под выгодами понимаются получаемые субъектами блага, а под затратами – блага, которых субъект лишается при данных действиях.

3. Предельный (маржинальный) анализ. Его сущность заключается в рассмотрении экономических явлений не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде, и в соответствующем исследовании не только общих или средних экономических величин, но и их изменений (приростов). В этом случае сопоставляется не только общий уровень выгоды и затрат от экономической операции, но и дополнительные (предельные) выгоды и дополнительные (предельные) затраты. Рационально действующий субъект будет стремиться к достижению равенства предельных выгод с предельными затратами, в этом случае общая величина выигрыша будет максимальна.

4. Функциональный анализ, в ходе которого в исследуемом объекте выделяется определенная, интересующая исследователя характерная черта, а затем начинается поиск влияющих на нее факторов. После того, как подобные факторы установлены, определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой – т.е. функция.

5. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов. Рассматривая изменчивую экономическую действительность, микроэкономика стремится выявить и изучить такие состояния в ней и в ее частях, которые характеризуются определенной стабильностью. Именно случаи устойчивого равновесия представляют особый интерес для микроанализа.

6. Экономическое моделирование. Под экономической моделью понимается упрощенное представление об экономической действительности, отражающее главные свойства и взаимосвязи в исследуемом явлении. Модели могут быть словесными (вербальными), графическими и символическими (аналитическими). В экономических моделях используются два типа переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных задаются до начала работы модели – это исходная информация, вводимая извне. Из анализа модели делаются определенные выводы, т.е. формируются значения эндогенных переменных, образующихся внутри модели как результат моделирования.

В микроэкономике используется два типа моделей- оптимизационные и равновесные.

Оптимизационные модели применяются при исследовании поведения отдельных экономических субъектов. Поэтому основные рабочие понятия здесь имеют предельный характер (например, предельная полезность, предельный доход, предельные издержки и т.д.).

Равновесные модели (называемые еще моделями рыночного равновесия) используются при исследовании взаимоотношений между экономическими агентами (например, модель равновесия спроса и предложения).

Поскольку любая модель отражает экономическую действительность лишь в определенном состоянии, то при проверке ее соответствия реальности необходимо, чтобы не нашедшие в модели характеристики экономической действительности не изменялись, иначе результаты могут оказаться далеки от выводов, сделанных с помощью модели. Это условие выражается при помощи допущения: «при прочих равных условиях».

 

 

№12 Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

цена. Изменение соотношения цен послужило ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяли и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Факторы изменения.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

 

 

№13 Спрос можно определить как то количество товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени.

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

использования рекламы

моды и вкусов

ожидания потребителей

изменений предпочтений окружающей среды

доступности товаров

величины доходов

полезности вещи

цены установленной на взаимозаменяемые товары

а также зависит от количества населения.

Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами называют функцией спроса.

В самом общем виде ее записывают следующим образом где:

— величина спроса на рассматриваемый товар;

цены рассматриваемого и других товаров;

— потребительский доход;

— ожидания потребителей относительно будущих цен;

— денежный доход потребителей;

— количество потенциальных покупателей;

— вкусы и предпочтения потребителей;

— другие факторы.

Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: . Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило названиекривой спроса

Кривая спроса – кривая, показывающая какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. Кривая спроса – убывающая.

где d – спрос, Р – цена, Q- количество товара, на которое предъявлен спрос.

Спрос – величина переменная. Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара (движении вдоль по кривой спроса вниз или вверх). Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины (неценовые факторы – детерминанты спроса). Изменение в спросе - это смещение вправо или влево самой кривой спроса под влиянием неценовых факторов спроса.

Закон спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Прежде всего объем спроса на товар определяется его ценой. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже его цена. Именно эта зависимость называется законом спроса.

Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. То есть при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже его цена. Эту зависимость можно преобразовать в функцию спроса от цены, если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины:

Q = f (P)Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении: Где Q – величина спроса, Р – цена

Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается —количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

при переключении спроса на более новые и качественные товары

Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:

1) обратную зависимость между ценой и покупаемым количе­ством товаров;

2) постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Изменения спроса и величины спроса

При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

— Цена

— Объем спроса

— Кривая спроса

Неценовые детерминанты спроса. Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

1. Вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

2. Доходы потребителей. Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

3. Число потребителей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

4. Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

 

 

№14 Предложение (S): желание производителей продать определенное количество товара по определенной цене в течение определенного времени. Цель производителя - максимизация прибыли.

Характеристики предложения:

1. Величина предложения: Qs – это то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного времени.

2. Цена: Ps – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

Между (1) и (2) существует зависимость, которая отражается в законе предложения.

Кроме цены, на уровень предложения влияют следующие факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы (R), характер технологии (К), налоги и дотации (ТS), природно-климатические условия (С), цены на ресурсы и другие товары (от Р до Р)

объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше.

функцией предложения зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется. В общем виде функция предложения имеет вид: Q = f (P, P... P, R, K, C, TS и др.) Если все факторы, кроме цены данного товара, принять за неизвестные, то функция будет отражать зависимость количества предлагаемой продукции от ее цены: Q = f (P)

Зависимость объема предложения от цены может быть различной, однако самой типичной будет следующая: чем выше рыночная цена, тем больше объем предложения, и наоборот.

Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке. Кривая предложения — показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Имеет, как правило, положительный наклон и выпукла в сторону объема. Но в некоторых случаях могут использоваться линейные характеры функций спроса и предложения (прямые).

Следует различать два понятия:
изменение величины предложения - это передвижение по конкретной кривой предложения под влиянием изменения только цены данного товара или услуги;
изменение в предложении - это смещение вправо или влево самой кривой предложения под воздействием неценовых факторов предложения. 1. Цена на ресурсы. 2. Совершенствование техники и технологии производства. 3. Налоги и дотации. 4. Цены на сопряженные товары и услуги. 5. Число производителей или поставщиков. 6. Ожидания производителей.

 

Закон предложения.

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме по более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность продаж.

 

 

№15Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке, когда спрос и предложение равны между собой. В экономической теории существуют два подхода к рассмотрению рыночного равновесия.

Общая теория равновесия базируется на следующих постулатах:

основным инструментом жизни общества служит регулируемый рынок, а важнейшим видом деятельности является производство товаров и услуг;

экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции под контролем государства, а цены складываются под влиянием спроса и предложения;

цель производителей — получение максимальной прибыли;

цель потребителей — получение максимальной полезности при минимальных затратах в удовлетворении своих потребностей;

макроэкономическое равновесие выступает как результат совместных действий государства и бизнеса, факторов производства, спроса и предложения.

 

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен.

Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист и один главных представителей неоклассической школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

На данном графике также показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1D будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Q1 до уровня QE и цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2D будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного равновесия по Маршаллу можно представить в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

 

 

№16 Равновесие - объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe) (рис. 6.1).

.

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

 

Рис. 6.1. Рыночное равновесие

Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S®S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 6.1, а).

Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).

Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя - разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (Р0) определяется предельной полезностью, т.е. приращением полезности, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу каждой единицы товара, а рыночная цена товара - взаимодействием спроса (О) и предложения (.У). В результате этого " союза" товар продается по рыночной цене (Ре) (рис. 3.7), поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника Р& еРе.

 

 

Рис. 3.7. Излишек потребителя и производителя

Знание предельных издержек (МС - прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже МС. Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы.

Таким образом, выигрыш производителя - это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства.

Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Ре), превышающей предельные издержки (МС). Таким образом, продавая объем товара (0,,) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до Ое) по Ре, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РееРх

 

№17 Эласти́ чность (англ. elasticity) — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА – показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам.

Формы эластичности:

· эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

· неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0, 3%;

· единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

· совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

· совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Рис. 13.1. Эластичность и наклон - разные понятия

 

 

№18 Ценовая эластичность спроса — категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному уве­личению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изме­нению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место отно­сительно неэластичный или просто неэластичный спрос.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спро­са, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса. Иными словами, ко­эффициент ценовой эластичности спроса

Процентные изменения объема спроса и цены рассчитыва­ются следующим образом:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса; P1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рас­считывается:

Формы эластичности:

· эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

· неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0, 3%;

· единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

· совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

· совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

 

 

№19 Эластичность спроса по цене влияет на объем выручки и финансовое состояние продавца. Объем выручки – это Р × Q или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара, а вторая – количеству товара, проданного по этой цене. При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема товара, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).

При неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки, ∞ уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).

 

Эластичность спроса по цене зависит от следующих факторов:

1) незаменимость – если у товара есть заменители, то спрос будет более эластичным;

2) значимость товара для потребителя – неэластичным является спрос на товары первой необходимости, более эластичным - на все другие группы;

3) удельный вес в доходах и расходах - товары, занимающие значительную долю потребительского бюджета, эластичны и наоборот – неэластичны;

4) временные рамки – эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

№20 Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на данный (i-й) товар при изменении цены другого (j-го) товара. Этот коэффициент обозначается eij и рассчитывается по формуле:

(2.5)

 

Поскольку , то формула (2.5) принимает следующий вид:

(2.6)

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое. Важным фактором, обусловливающем перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.

 

 

№21 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

 

где

 

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

· положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

· отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

· нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

На рис. 15.1 изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу.

Рис. 15.1. Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага

Сделаем краткий комментарий к рис. 15.1.

· Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться.

· Спрос на эластичные блага (например предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода.

· Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается.

Коэффициент эластичности спроса по доходу необходим при расчете потребительской корзины, определении структуры потребления лиц с различными доходами, исчислении степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т. д. Полученные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.

Товар называют:

• низкокачественным, или неполноценным, если при увеличении дохода спрос на товар падает, то есть при еi < 0;

• нормальным, если при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, то есть при еi > 0.

 

 

№22

 

Коэффициент ценовой эластичности предложения ESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:

• неэластичное предложение (график S1): значительное про­центное изменение цены приводит к незначительному про­центному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;

• эластичное предложение (график S2): незначительное про­центное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эла­стичности предложения больше 1;

• предложение с единичной эластичностью (график S3): из­менение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предло­жения равен 1;

• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эла­стичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства то­вара (если цена понижается), либо к неограниченному уве­личению предложения (если цена повышается);

• абсолютно неэластичное предложение (гра­фик S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном слу­чае его предложение будет постоянным (одинаковым); ко­эффициент эластичности равен нулю.

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.

 

 

№23Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями).

Соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику предприятия. Другим примером фактического использования теории эластичности является государственная налоговая политика, а также политика в области занятости населения.

Изучение понятия эластичности позволяет предпринимателям быть в курсе изменения потребительских предпочтений, своевременно реагировать на динамично меняющуюся среду рынка и реагировать соответствующим образом.

Значение эластичности в микроэкономическом анализе.

В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет:

1) определить размеры производства отдельных товаров и услуг;

2) изучить поведение потребителей;

3) планировать ценовую политику предприятия;

4) формировать стратегию предприятия в кратко срочном и долгосрочном периоде для максимизации прибыли и минимизации убытков;

5) прогнозировать изменение в расходах потребителей и в доходах предпринимателей в связи с изменением цены на товары и услуги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.