Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности рынка ресурсов. Спрос на ресурсы: Общий подход.






Для производства любого товара требуются –ресурсы, которые принято называть факторами производства, и главными среди них являются труд, капитал, земля и предприниматель­ская способность.

В отличие от рынков потребительских товаров на рынках ресурсов покупателями выступают фирмы (предприятия), а продавцами — домашние хозяйства. Отчасти такая смена ро­лей и вызывает необходимость отдельно анализировать рынки ресурсов, хотя их функционирование основано на тех же прин­ципах и механизмах, что и деятельность рынков потребитель­ских товаров и услуг.

Особенности рынков ресурсов:

• спрос на ресурсы является производным, так как зависит от спроса на конечный продукт, создаваемый с помощью этих ресурсов;

• величина и структура спроса на ресурсы обусловлены мак­симизацией прибыли фирмы, а не действиями потребителей, максимизирующих свои суммарные полезности, как это имеет место при формировании спроса на потребительские товары и услуги;

• спрос на ресурсы взаимозависим, поскольку ни один ре­сурс в отдельности не может произвести конечный продукт, но одновр-но он взаимозаменяем в определенных границах (труд и капитал; труд и земля);

• предложение ресурсов почти всегда ограниченно, и фир­мам приходится это учитывать;

• использование вовлеченных в производство факторов под­чиняется закону убывающей отдачи, что обусловливает степень их эффективности.

Рынки ресурсов выполняют важные функции:

• участвуют в размещении ограниченных ресурсов между различными отраслями и фирмами;

• влияют на выбор методов и технологий производства. Фирмы стремятся производить выгодную для себя продукцию, чтобы максимизировать прибыль. Они заинтересованы в при­влечении наименее дорогостоящих и одновременно эффектив­ных ресурсов. Таким образом, их выбор зависит от соотноше­ния цен на ресурсы и их производительности;

• цены на труд, капитал, землю, предприн-ю спос-ть определяют доходы тех, кто продает эти ресурсы.

Различают рынки ресурсов с совершенной и несовершенной конкуренцией.

На рынках с совершенной конкуренцией отдельные покупа­тели факторов производства не оказывают существенного влия­ния на спрос и, следовательно, на цену ресурсов, так как каж­дый из многочисленных покупателей потребляет небольшую часть предлагаемых ресурсов. Многочисленные продавцы ре­сурсов также не в состоянии повлиять на предложение ресурсов и их цены, так как каждый из них продает лишь малую часть общего объема имеющихся ресурсов. Продавцы и покупатели имеют возможность свободно войти на рынок ресурсов и столь свободно выйти из него.

В условиях несовершенной конкуренции покупатели или продавцы ресурсов не приспосабливаются к ценам, а активно влияют на их уровень.

Принимая решение, сколько производить, для того чтобы максимизировать прибыль, фирма (предприятие) должна опре­делить соотношение между предельными издержками, связан­ными с использованием дополнительной единицы ресурса, и размером предельного дохода, который будет получен в резуль­тате этого использования. Прирост дохода фирмы за счет при­влечения дополнительной единицы переменного ресурса назы­вается предельным доходом ресурса, или доходом от предель­ного продукта переменного ресурса в денежном выражении (MRP).

В условиях совершенной конкуренции предельный доход MR от продажи дополнительной единицы продукции равен ее рыночной цене (MR = Р). Поэтому доход от предельного продукта в денежном выражении определяется по формуле MRP = MPR * P,

где MPR — предельный физический продукт переменного ресурса R; Р — цена (предельный доход от продажи) дополнительной единицы продукции.

Из главы 4 известно, что в условиях несовершенной конку­ренции предельный доход от продажи дополнительной едини­цы продукции меньше рыночной цены (MR < Р). Поэтому доход от предельного продукта в денежном выражении для неконку­рентной фирмы определяется по формуле MRP = MPR * MR. Прирост издержек, вызванный введением в производство дополнительной единицы переменного ресурса, называется предельными издержками ресурса (MRC). В условиях конку­рентного рынка труда предельные издержки ресурса равны его цене

Ресурсы — это товары, и спрос на них определяют те же факторы, которые значимы для спроса на товары вообще. Спрос на ресурсы явля­ется производным от спроса на конечный продукт, поскольку потребитель нуждается в товарах и услугах, произведенных с помощью данных ресурсов, а не наоборот. Например, автоза­воды предъявляют спрос на металл и на услуги труда маши­ностроителей, потому что потребители предъявляют спрос на автомобили. Выделяют следующие факторы, спроса на ресурс:

• предельная производительность (отдача) данного ресур­са — сколько готовой продукции можно получить, используя дополнительную единицу ресурса;

• спрос и рыночная цена товаров, произведенных с помо­щью этих ресурсов, — чем выше спрос на товары, тем больше их цена и, следовательно, выше спрос на ресурсы;

• цена самого ресурса и, соответственно, издержки, которые несут фирмы на его приобретение, — чем выше цена ресурса, тем меньше спрос на него, и наоборот;

• цены и производительность ресурсов-субститутов и ресур­сов-комплементов и др.

Изменение спроса на ресурсы происходит под влиянием факторов ценовых (изменение объема спроса) и неценовых (из­менение спроса). Соответственно, различают динамику величи­ны спроса на ресурс вследствие изменения: а) цены фактора производства; б) неценовых факторов спроса. Во втором случае имеются в виду изменения, затрагивающие спрос на произве­денные с помощью тех или иных ресурсов конечные товары и услуги; цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые ре­сурсы; производительность ресурса.

На рынке ресурсов (как и на любом другом рынке) спрос вза­имодействует с предложением, т.е. с совокупностью ресурсов, уже находящихся на данном рынке или способных быть пред­ставленными на нем для продажи по определенным ценам.

Различные ресурсы обладают как общими, так и особенны­ми чертами. Последние определяют специфику их предложе­ния. К особенностям можно отнести большую или меньшую ограниченность ресурсов, их редкость, обусловленную объемом национальных запасов.

Общие черты предложения ресурсов:

• зависимость величины предложения от цены на них;

• мобильность ресурсов, т.е. их способность свободно пере­мещаться между отраслями и фирмами;

• взаимозаменяемость, позволяющая увеличить предложе­ние более дешевых ресурсов, замещая ими более дорогие. Фирма будет расширять покупку и применение ресурса до тех пор, пока его предельная доходность будет превышать пре­дельные издержки от использования доп-й ед-цы ресурса. Чем ниже цена ресурса, тем на большее кол-во ре­сурса фирма предъявит спрос (рис. 7.1).

Кривая предложения ресурса SR для конкурентной фирмы совпадает с кривой предельных издержек от использования ре­сурса. Предложение ресурса для фирмы совершенно эластично при цене РR0. Это означает, что фирме нет нужды устанавливать более высокую цену, чтобы привлечь большее количество ресур­са (сколько бы она его ни покупала), поскольку (по определению рынка ресурсов) отдельная фирма покупает лишь очень неболь­шую долю доступного количества ресурса и может быть обеспе­чена им в необходимых количествах по неизменной цене РR0.

Кривая спроса на ресурс DR со стороны конкурентной фир­мы совпадает с кривой предельного продукта ресурса в денеж­ном выражении. Расположение этой кривой зависит от цены ресурса, цены производимого с его помощью продукта и пре­дельной производительности ресурса. Обратная зависимость между ценой ресурса и величиной спроса на него со стороны фирмы является следствием снижения предельного продукта ресурса по мере использования все большего объема ресурса.

Покупка дополнительных единиц ресурса выгодна фирме, пока MRP > MРC.

При MRP < MRC фирме для максимизации прибыли следу­ет уменьшать количество применяемого ресурса. Равенство MRP = MRC определяет оптимальный объем ре­сурса Qro, обеспечивающий равновесие фирмы на рынке рес-в. Данное условие справедливо для любого рынка ресурсов и напоминает условие равновесия фирмы, реализующей готовую продукцию (MR = МС). Но в первом случае речь идет о спросе фирмы на ресурс, а во втором — об объеме выпуска продукции, позволяющем фирме максимиз-ть прибыль.

Спрос на ресурс со стороны фирмы при несовершенной кон­куренции менее эластичен, чем при совершенной конкуренции. Это определено как убывающей предельной производитель­ностью ресурса, так и снижением цен на продукт, производи­мый с использованием данного ресурса, поскольку продажа большего количества прод-и фирмой — несовершенным конкурентом возможна лишь при снижении цены продукта.

Различают инд-й, отраслевой и рыночный спрос на ресурс. Отраслевой спрос — это сумма величин индивиду­ального спроса на ресурс со стороны фирм отрасли при каждой возможной цене ресурса. Рыночный спрос — сумма величин спроса со стороны всех отраслей при каждой возможной цене ресурса.

Предложение ресурса также дифференцируется на предло­жение для конкурентной фирмы и рыночное предложение на конкурентном рынке (рис. 7.2).

Кривая предложения ресурсов S вначале повышается плав­но, а в дальнейшем растет более стремительно, особенно у гра­ницы полного использования ресурсов, отражая отмеченную специфику и особенности предложения ресурсов.

Эластичность спроса на ресурс — мера реакции спроса на вменение факторов спроса. Ценовая эластичность спроса на ресурс отражает степень чувствительности рыночного спроса на ресурс к динамике цены ресурса при прочих равных условиях. Она определяется коэф­фициентом ценовой эластичности. Эластичность предложения ресурсов — мера реакции пред­ложения ресурсов на изменение значимых для него факторов. Ценовая эластичность предложения отражает степень чув­ствительности предложения ресурса к динамике его цены







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.