Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.






Модель дуополии Курно может быть дополнена моделью с ломаной кривой спроса, разработанной английскими эконо­мистами Р. Холлом, С. Хитчем и американцем П. Суизи с целью объяснить устойчивость цен в условиях олигополии. Мо­дель основывается на отражающем практику ценообразования в олигополистических отраслях предположении, что конкурен­ты с готовностью поддерживают любое снижение цены одной из фирм, но игнорируют ее повышение.

На рынке присутствуют две фирмы — 1 и 2, имеющие при­близительно одинаковые доли производства дифференцирован­ного продукта и не состоящие в сговоре между собой о разделе рынка. Рассмотрим два варианта их поведения (рис. 6.5).

1-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 в точности повторяет ее стратегию. График функции спроса для фирмы 1 получит достаточно крутой наклон (D2ED'2), рыночные доли обеих фирм практически останутся прежними, общий объем продаж незначительно изменится, и то лишь за счет других от­раслей.

2-й вариант: фирма 1 изменяет цену, а фирма 2 не реагиру­ет на ее действия. График функции спроса для фирмы 1 будет достаточно пологим (D1EDꞌ 1). Если она увеличит цену, то поте­ряет часть рынка (некоторые клиенты перейдут к конкуренту), но не весь рынок, поскольку товар дифференцирован. Отдель­ные покупатели даже при определенном повышении цены предпочтут продукцию фирмы 1, и она не будет полностью вы­теснена с рынка. Когда фирма 1 снижает цену, а конкурент на это никак не реагирует, доля фирмы 1 в отраслевом объ­еме продаж значительно возрастает. На рис. 6.5 MR1FMR'1 и MR2FMR'2 — графики предельного дохода исследуемой фирмы в обоих случаях.

На практике фирма 2 вряд ли выберет чистую стратегию по­ведения. Скорее всего, она станет вслед за фирмой 1 снижать цену, чтобы не потерять рынок, но затем не будет ее поднимать по примеру конкурента. Поэтому кривая спроса на продукцию фирмы 1 оказывается ломаной, состоящей из эластичного от­резка D1E и неэластичного ED'2 (на рис. 6.5 отрезки объедине­ны жирной линией). Кривая предельного дохода фирмы также ломаная. Из-за резкого различия в эластичности кривой спроса выше и ниже цены P0 существует разрыв fg между эластич­ным и неэластичным отрезками предельного дохода mr1 и mr2. Этот разрыв можно рассматривать в качестве вертикаль­ного отрезка кривой предельного дохода mr1 Fgmr'2 фирмы 1. При любом смещении кривой предельных издержек в рамках этого вертикального отрезка обеспечивается условие максими­зации прибыли олигополистической фирмы: mr = мс.

Модель с ломаной кривой спроса объясняет устойчивость олигополистических цен. Если при исходной равновесной це­не P0 (модель не объясняет, как она установилась на этом уров­не) прибыли олигополистических фирм достаточны, то ни одно­му из участников нет резона изменять цену даже при опреде­ленном увеличении издержек. В противном случае возможны перераспределение рынка в пользу фирм, воздерживающихся от повышения цен, либо ценовая конкуренция в отрасли и уменьшение прибыли всех фирм. Таким образом, положение фирмы, которая изменит цену, только ухудшится.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.