Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегическое взаимодействие фирмы в условиях олигополии. Модель картеля.






Олигополия представляет собой ситуацию, когда на рынке доминирует несколько круп­ных фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Основные чер­ты, присущие олигополии:

Во-первых, небольшое количество фирм в отрасли. «Олигополия» (от греч. oligos — несколько и poleo — продаю). Считается, что чис­ло фирм может варьировать oт 2 (дуополия)до 10—20. Такая ситуация характерна, в частности, для добывающей, сталели­тейной, автомобильной и обрабатывающей промышленности. Напомним, что олигополия бывает однородной, специализиру­ющейся на стандартизированной продукции (например, на раз­личного рода сырье и полуфабрикатах — сахаре, алюминии, стали, меди, цементе и т.д), и дифференцированной, которая производит продукцию, характеризующуюся видовым много­образием (автомобили, бытовые электротовары, компьютеры, сигареты, стиральные порошки и др.).

Во-вторых, высокие барьеры для вступления в отрасль. Как уже говорилось ранее, олигополисты обычно сталкиваются с действием эффекта масштаба, т.е. довольно высокими средни­ми издержками на единицу выпускаемой продукции при не­больших объемах ее производства. Только если доля фирмы в отрасли значительна, средние издержки могут сокращаться. Действительно, большая часть производства в вышеназванных отраслях организована по принципу конвейерного и не ориен­тирована на выпуск мелких партий товара. По этой же причине фирме, желающей проникнуть в олигополистическую отрасль, потребуется огромный стартовый капитал. Барьером для входа в отрасль является и проведение многими крупными фирмами серьезных научных исследований и разработок, результаты ко­торых патентуются и внедряются в производство. Патенты не позволяют другим соискателям конкурировать на равных.

В-третьих, взаимозависимость фирм. Поскольку количес­тво фирм в отрасли слишком мало, все они обязательно должны учитывать поведение конкурентов и соответствующим образом реагировать. Взаимозависимость производителей — ситуа­ция, когда выбор цены или объема выпуска, сделанный любой фирмой, оказывает влияние на прибыль, получаемую всеми фирмами отрасли, поэтому каждая из них вынуждена заботить­ся не только о выборе оптимального объема выпуска, но и о стра­тегическом поведении.

Олигополия — очень интересная рыночная модель, взаимо­отношения ее участников напоминают поведение игроков: ког­да их много (например, в лыжной гонке всех жителей города), отдельные игроки могут не обращать особого внимания на дей­ствия потенциальных конкурентов, но при небольшом количе­стве соперников (например, в шахматах) внимание к каждо­му действию противной стороны обостряется, и только самым опытным дано выработать стратегию поведения на несколько ходов вперед.

Первая из возможных стратегий поведения олигополистов основывается на сговоре фирм о разделе рынков и поддержании высоких цен (назовем это кооперативной стратегией (игрой). В другом варианте фирмы предпочитают конкурировать (неко­оперативная стратегия (игра). Если фирмы не договаривают­ся друг с другом, а принимают решения самостоятельно, то стратегию их взаимодействия можно охарактеризовать как иг­ру последовательную (фирмы принимают решения поочередно, ориентируясь на предыдущие действия конкурентов) либо од­новременную (фирмы принимают решения, ориентируясь на ожидаемые, а не уже совершенные действия конкурентов).

Для упрощения ситуации целесообразно предположить, что фирмы принимают решения только относительно двух важней­ших переменных — объемов или цен продаж. Если фирма уста­навливает определенную цену, она вынуждена согласиться с со­ответствующим объемом продаж, и наоборот, при выборе вели­чины продаж фирма примет цену, устанавливаемую рынком. Далее анализ будет проводиться для дуополии — отрасли с дву­мя продавцами.

Функционирование отраслей, в которых фирмы собирают информацию о решениях наиболее крупного участника рынка относительно производства новых товаров и (или) изменения цен, чтобы исходя из нее планировать ответные действия, описывают модели, основанные на некооперативной стратегии с последовательным принятием решений. Фирму, принимающую решения первой, можно назвать лидером, а другие фирмы — ведомыми.

В модели лидерства по объему выпуска (равновесие Штакельберга) фирмы принимают решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер (фирма 1), пресле­дуя цель максимизации прибыли, решает, сколько продукции производить и продавать. Ведомый (фирма 2) также желает максимизировать свою прибыль, но на его выбор влияет выбор лидера. Рыночная цена зависит от суммарного объема продаж обеих фирм и, так как товары стандартизированы, одинакова для всех фирм в отрасли. Логика рассуждений такова: во-пер­вых, чем больше суммарный объем продаж, тем меньшими бу­дут рыночные цены; во-вторых, чем больше выпустит товара на рынок фирма-лидер, тем меньшими будут возможности (и же­лание) продавать товар у фирмы-ведомого. Если фирма 1 при­нимает решение ничего не производить, то фирма 2 становится монополистом и получает максимальный объем прибыли. Соот­ветственно, чем больше будет производить и продавать фир­ма 1, тем меньшая доля рынка достанется фирме 2. Задача ли­дера — выбрать объем производства и продаж, позволяющий максимизировать собственную прибыль. При этом он должен учитывать реакцию ведомого, который также будет стремиться получить максимум прибыли.

В условиях олигополии фирмам бывает выгодно опреде­лить объем производства, который максимизирует общую прибыль отрасли, и разделить рынок между собой, учредив таким образом картель. Данной ситуации способствует мо­дель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).

Картель — оформленное соглашение между фирмами о раз­деле рынка и поддержании согласованных цен, предусматри­вающее:

• установление объемов выпуска для всех участников;

• цены на продаваемый товар или на покупаемые ресурсы (например, рабочую силу);

• раздел рынков сбыта.

Если фирмы объединяются с целью регулирования цен и раздела рынка ресурсов, речь идет о монопсонии. Анализ ры­ночного равновесия фирм-олигополистов, которые организуют­ся в картель для раздела рынка, аналогичен анализу равнове­сия фирмы-монополиста. Построим график для фирм, которые выпускают одина­ковую продукцию и имеют сходные издержки производства (рис. 6.4).

Если бы в данной отрасли наблюдалась ситуация совершен­ной конкуренции, то фирмы делили бы рынок между собой по­ровну, производили товар в количестве Q1 и продавали по цене P1. Объединившись в организацию картельного типа, фирмы снижают объем продаж до уровня q2 и повышают цену до уров­ня Р2. При этом их экономическая прибыль аналогична той, что получает чистая монополия. Заштрихованный прямоуголь­ник на рис. 6.4 иллюстрирует величину экономической прибы­ли фирм. Его площадь равна разнице между ценой и долгосроч­ными средними издержками, умноженной на объем продаж. Такую же прибыль при аналогичных издержках имела бы чис­тая монополия.

Картели выгодны фирмам, но не потребителям, страда­ющим от сужения предложения товаров и повышения цен. Вместе с тем созданию картелей и их стабильности мешают внутренние проблемы:

• контроль за входом на рынок. Целью картеля является установление цен выше конкурентного уровня, что, несомнен­но, расширяет круг участников. Однако появление новых чле­нов увеличивает общее количество продукции на рынке, но только не объем, который картель способен продать по цене, максимизирующей прибыль. К тому же чем больше фирм, тем меньше доля общего дохода, которая достанется каждой из них. Следовательно, любой картель в интересах своих членов должен найти средства контроля за вхождением на рынок;

• установление и соблюдение квот выпуска продукции. У каждого члена картеля имеются стимулы и возможности на­рушить соглашение. Чтобы поддержать действующий картель, фирмы нуждаются в способе отслеживания и наказания обма­на. Когда на обнаружение нечестного поведения конкурента уходит много времени или нарушителя трудно разоблачить, ве­роятность успеха соглашения будет низкой.

Теория олигополии позволяет сделать несколько прогнозов относительно влияния некоторых факторов на вероятность ус­пеха картельного соглашения. Так, разница в издержках про­изводства для различных фирм, колебания в спросе, индивиду­альные переговоры с заказчиками, крупные частные заказы и большое количество производителей на рынке — все это факто­ры, неблагоприятные для соглашения. К тому же в ряде госу­дарств антимонопольное законодательство препятствует моно­полизации рынков и сговору между фирмами. В большинстве развитых стран открытое картельное соглашение крайне за­труднено. Однако существует возможность тайного сговора — неофициального соглашения между фирмами-олигополистами с целью раздела рынка и установления согласованных цен. Тай­ный сговор труднее поддается контролю со стороны государ­ства, но и вероятность успеха такого соглашения крайне низка: у его участников больше возможностей для нарушения правил игры и меньше — чтобы наказать мошенничество других.

Принцип «издержки плюс» (плюс наценка). При формировании такой цены к средним общим из­держкам, рассчитанным исходя из типичной загрузки произ­водственных мощностей, добавляется определенная наценка, которая должна обеспечить получение средней прибыли (на­пример, сложившейся в отрасли за некоторый период време­ни). Расчетная цена может корректироваться фирмами с уче­том изменения ряда факторов: конъюнктуры рынка, тенден­ций научно-технического прогресса, долгосрочных целей са­мих фирм и т.д. Ценообразование по принципу «издержки плюс» достаточно распространено. С одной стороны, фирмы, производящие дифференцированную продукцию, сталкивают­ся с необходимостью определения спроса и издержек для раз­личных видов товаров, и ценообразование по принципу «из­держки плюс» для них дешевле и проще. С другой стороны, данный метод установления цен схож со стратегиями поведе­ния фирм в моделях ценового лидерства и кооперативной игры. В этом случае поведение фирм можно прогнозировать с боль­шей точностью, а значит, более эффективно отвечать на реак­цию конкурента.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.