Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды монополий.






Естественная монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует единственная фирма по причине технической невозможности или экономической неэффективности конкуренции в данной отрасли (первый и второй факторы монополизации, приведенные в разделе 4.2.). Примерами естественных монополий являются, прежде всего, инфраструктурные отрасли — водопроводы, электросети, теплосети, железные дороги и т.д. Вместе с тем, при определении естественных монополий в указанных отраслях следует отделять сами инфраструктурные предприятия (например, электросети), которые являются естественной монополией, от организаций, производящих и продающих продукцию с использованием данной инфраструктуры (например, электростанций), которые могут работать в условиях конкуренции.

Патенты, лицензии, собственность на факторы производ­ства способствуют возникновению так называемых закрытых монополий — монополий, защищенных от конкурентов юри­дическими запретами. Если же фирма становится единствен­ным поставщиком продукта, не обладая специальной защитой от конкурентов, она пребывает в статусе открытой монопо­лии. Источником ее рыночной власти чаще всего выступают рассмотренный ранее эффект масштаба и новизна предлагае­мой продукции. Примерами открытой монополии являются компании Samsung (первой начала продажу биотелевизоров на мировом рынке), Velcom (первой пришла на рынок мобильной связи в Республике Беларусь).

По характеру проводимой ценовой политики различают простую монополию, реализующую свою продукцию всем по­купателям по одной цене, и монополию, осуществляющую це­новую дискриминацию, т.е. практикующую дифференциацию цен для разных покупателей (либо на различные единицы одно го и того же товара), не обусловленную разницей в издержках производства.

Возможна ситуация, когда продукт разных изготовителей имеет единственного покупателя. Так, Жлобинский металлур­гический завод — единственный в Республике Беларусь поку­патель лома цветных металлов; пример в региональном мас­штабе — льнозаводы и льнокомбинаты. Рыночная структура характеризующаяся монополией со стороны покупателя, носит название монопсонии. Она является обладателем рыночной власти — в данном случае монопсонической, когда цены и усло­вия реализации диктует покупатель.

Но бывает ситуация двусторонней монополии, при кото­рой продукцию единственного продавца приобретает единст­венный покупатель. Это крайне редкое стечение обстоятельств; более распространены рынки с маленьким числом продавцов, обладающих монопольной властью и продающих товар на рын­ке с маленьким числом покупателей, наделенных монопсони­ческой властью.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.