Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические взгляды Древнего Рима.






Экономическая мысль Древнего Рима прошла в своем развитии сложный путь. В Древнем Риме рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. При этом противоречия рабовладельческого способа производства здесь достигли наибольшей остроты. На протяжении столетий здесь шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю.

Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы Древнего Рима. Теоретическая экономическая мысль по существу не получила в Древнем Риме более значительного развития и глубины, чем в Древней Греции.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли много внимания ведению сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда. Идеологом римского рабовладельчества был Катон Старший (234-149 гг. до н. э.). Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах римских агрономов Варрона (116-27 гг. до н. э.) и Колумеллы (1 в. до н. э.).

Римляне не уделяли особого внимания экономическим понятиям. Они занимались решением проблем, связанных со становлением и упрочением рабовладельческого строя, который в Древнем Риме достиг высшей ступени своего развития. Наиболее актуальным для экономической мысли Рима был аграрный вопрос, затрагивающий проблемы развития сельского хозяйства, собственности на землю.

Особое внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона Старший, Варрона, Колумеллы.

Катон Старший (234 -- 149 гг. до н.э.) был идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком. В своем сочинении «О земледелии» он обосновывал преимущества сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики и доказывал, что доход от земледелия «самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

Катон был сторонником натурального хозяйства, хотя рекомендовал «продавать вообще все лишнее». Писатель выступал за самообеспеченность поместья, поскольку «хозяину любо продавать, а не покупать». Как рачительный хозяин, Катон советует продавать масло, если оно в цене, тем самым предлагая при организации хозяйства выделять доходные отрасли. Так, на пригородных виллах он рекомендовал возделывать виноград. Однако хозяйственные, советы Катона в отношении коммерции звучат робко. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими. Воззрения Катона на характер организации средней рабовладельческой виллы были очень типичны для начала II в. до н. э., когда специализация поместий только начиналась. Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье «задание»- работу определенного вида и ее объем. Подобные «задания» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба. По данным римских агрономов, раб обрабатывал мотыгой от 1/4 до 3/4 югера в день, косил 1 югер[3], пахал по тяжелой земле югер за три дня, а по легкой — двое суток. Система «уроков/заданий» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя и ключницу. Надзиратель должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего надзирателя рабы всегда в работе. Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Практика ведения рабовладельческого хозяйства показывала, что, непрерывно занимая рабов, необходимо было сокращать и нормы их довольствия. Помимо рабов Катон предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено.

Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. По его мнению, оливковую виллу в 240 югеров могли обслуживать 13 работников:

· Вилик (Надзератель);

· Ключница;

· 5 работников;

· 3 пахаря;

· погонщик ослов;

· свинопас;

· овчар.

Катон скрупулезно перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов. В винодельческом хозяйстве в 100 югеров может трудиться 16 работников. При этом средства производства и предметы быта представлены гораздо шире, чем в других виллах. Виноградарство было более интенсивным типом агрикультуры.

Значительное внимание Катона к набору средств производства и даже бытовых предметов объясняется стремлением автора повысить доходность имения. Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена. Автор стремился достичь стоящего эффекта через регламентацию не только средств труда, но и самого процесса производства. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов. В трактате Катона просматривается идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией.

Проблемами римской латифундии [4]занимался также Марк Тёренций Варрон (116--27 гг. до н.э.) -- писатель, ученый, известный экономист-аграрник. В трактате «О сельском хозяйстве», состоящем из трех книг, он выступал за преимущества земледелия и натурального хозяйства, развитие скотоводства, интенсивное ведение хозяйства, признавал большое экономическое значение торговли. В отличие от Катона Варрон никогда не занимался сельским хозяйством, и его основными источниками были книжные материалы. Его также интересовали вопросы экономической эффективности рабства. В отличие от Катона, Варрон рассматривает вопрос о воспроизводстве рабочей силы, об использовании экономических факторов повиновения, материальных льгот.

Согласно Варрону, «земледельцы должны стремиться к двум целям: к пользе и удовольствию». Однако прежде, чем бросать семена в землю, Варрон советует изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце. По его мнению, следует не только хорошо знать свойства местной почвы, но и выяснить, «какое в этом имении оборудование требуется и какое должно иметь для его обработки».

Первая книга Варрона посвящена организации рабовладельческого хозяйства, и преимущественно полеводству. Он скептически относился к катоновским принципам подбора оптимального рабовладельческого поместья по размерам угодий и товарной специализации. Облик поместья, по его мнению, определяет агрикультура, а в конечном итоге - свойства почвы. Поэтому ценность имения могут определять не виноградники, как полагал Катон, а хорошие луга. Для Варрона основная ценность имения – земля.

Проблема размещения виллы тесно связывается Варроном с ее внутренней организацией. Так проблема эффективности рабовладельческого хозяйства ставится в зависимость от рыночной ситуации. Организация варроновского хозяйства оказалась несколько более «открытой» для влияния рынка. Варрон в отличие от Катона уже признавал определенную ограниченность натурально-хозяйственных возможностей рабовладельческой виллы, ибо владельцы должны прикупать даже то, что у них производится, но чего не хватает (хлеб, вино). Варрон ориентировался не только на городской, но и на сельский рынок, где можно было выгодно реализовать излишки, даже такие, как колья, жерди и тростник. Несмотря на предлагаемую им более «глубокую» коммерческую ориентацию рабовладельческого имения, Варрон не смог до конца отказаться от натурально-хозяйственных принципов организации производства. Он по существу выделял два типа рабовладельческого хозяйства:

· Пригородные имения;

· Отдаленные поместья.

Касаясь средств, «которыми возделывают землю», Варрон выделял «орудия говорящие, бессловесные и немые»:

· «Говорящие орудия»— это рабы.

· «Бессловесные»— волы, рабочий скот.

· «Немые»— телеги, грабли, корзины и т. д.

Варрон советовал помимо вилика найти среди рабов грамотного и сведущего в хозяйстве распорядителя, которого следовало «наградить» рабыней. Как рачительный хозяин, Варрон задумывался и над проблемой естественного воспроизводства рабов. В трактате он намекал на возможность появления у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.

По мнению Варрона, на больших сельскохозяйственных работах — сбор винограда, жатва — лучше использовать труд наемных работников. Римский ученый хорошо понимал ограниченные возможности рабского труда.

Эффективность работы рабовладельческого хозяйства зависела от его внутреннего устройства. В этой связи Варрон подверг критике катоновские нормы соотношения культурной площади и ее рабской обслуги. По его мнению, количество рабов нужно определять в соответствии с характером местности, агрикультуры и размером имения. Большое значение при этом имел опыт предков и практика. Варрон указывал, что обычная величина обширных имений (латифундий) — это 200 югеров земли. Ученый скептически отнесся и к катоновским нормам тяглового скота на единицу площади. Он подчеркивал необходимость содержания домашних животных, «которые обычно даются в собственность рабам, чтобы им легче жилось и они были бы прилежнее». За счет смягченных форм рабства Варрон стремился решить многие проблемы организации рабовладельческого хозяйства. Определенная натурально-хозяйственная ориентация поместья просматривалась и при решении проблемы воспроизводства «немых» орудий труда. Варрон настоятельно советовал не «покупать того, что могут сделать свои же люди. и из материала, который растет в имении...». Покупать следует хорошие, но и самые дешевые инструменты. Их набор и количество должны соответствовать характеру производства и размерам хозяйства.

Варрон жил в период, когда происходило развитие товарно-денежных отношений. Рост товарности рабовладельческих хозяйств сопровождался интенсификацией агрикультуры. Однако достичь подобного в условиях малоэффективного рабского труда было трудно. Отсюда его стремление создать условия, чтобы у раба была «охота к работе». Варрон не забывал и о натурально-хозяйственных возможностях рабовладельческого имения. Он по существу показал, что в Риме II — I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие хозяйства полунатурального-полутоварного типа.

Юний Модерат Колумелла (I в. н.э.) - римский писатель, написавший 12 книг о сельском хозяйстве, агроном. В трактате «О сельском хозяйстве» отразил его состояние в период кризиса рабовладельческого строя. Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов. В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка.

Колумелла сознавал ограниченные возможности рабского труда, но его рецепты исходили из факта существования рабовладения. Колумелла призывал рабовладельцев избавиться от «негодных», нерадивых рабов, «организовывать их трудолюбие». Сделать это было крайне трудно. Поэтому в истории римской экономической мысли фигура Колумеллы выглядит в определенной мере драматично.

Для перестройки рабовладельческого хозяйства Колумелла предложил целую систему мероприятий. Как рабовладелец-практик, он выступил решительно против экстенсивного пути развития рабовладельческого поместья.

Если Катон и в определенной мере Варрон пытались установить нормы земельной площади рабовладельческого хозяйства, то Колумелла отказался от этого. Для него «несомненно, что огромное худо возделанное пространство дает меньше, чем маленький прекрасно обработанный участок Экономист понимал, что даже при использовании «прилежных» рабов трудно применить «тонкости». В то же время все книги Колумеллы указывают на необходимость самого тщательного ведения хозяйства в условиях рабовладения.

Колумелла считал, что основная цель покупки имения — получение дохода. Но «разумный человек не станет покупать землю в любом месте, поддавшись на соблазн плодородия или красивого местоположения». По его мнению, хороший хозяин сможет сделать доходным всякий участок, а его усердие сможет победить и бесплодие земли.

Колумелла вел открытый спор с экономистами-аграриями, придававшими слишком большое значение естественному плодородию почвы. По существу Колумелла первым в античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства:

· Разработал систему искусственного удобрения почвы.

· Смело выступил за проведение агротехнических опытов, призывая хозяев не скупиться на эксперименты.

Советуя рабовладельцам интенсифицировать хозяйства, Колумелла считал при этом необходимой реорганизацию рабского труда. Одна из основных его идей — специализация рабов. В новых условиях ведения агрикультуры Колумелла рекомендовал привлекать квалифицированный рабский труд.

Колумелла рекомендовал добиваться естественного воспроизводства рабов прямо в хозяйстве, предлагая освобождать многодетных рабынь от работы и даже предоставлять им вольную. Он признавал правильными все методы принуждения для превращения негодных рабов в прилежных работников. Это, по мнению Колумеллы, вместе с совместным обсуждением новых работ, «заботой» о жизни рабов, разрешением им жаловаться на жестокое обращение способствует росту производительности труда. Однако Колумелла понимал, что организация работы рабов, даже в присутствии приказчика и надсмотрщиков, могла быть некачественной. Раб, «чтобы набрать то число, которое ему заказано приказчиком, работает невнимательно и недобросовестно...». Колумелла видел ограниченные возможности рабовладения, но все же надеялся компенсировать их совершенствованием агрикультуры с помощью раба-специалиста, опытного вилика и, наконец, строгого и квалифицированного хозяина имения.

Во времена императорского периода в истории Риму сформировалось профессиональное купечество, преимущественно всадников. До образования империи внешняя торговля Риму была посреднической и не могла конкурировать с греческой. В денежном обращении появились медные монеты (однофунтовые асси), серебряные монеты, золотые монеты (солиди). Рим стал мировым центром денежных операций, торговых соглашений, мировой биржей. Римские банкиры выступали как торговые посредники, маклеры, осуществляли все денежные операции. Меняльные конторы даже создавались государством и сдавались в аренду. Финансовая система императорского Рима была основана на эксплуатации колоний. [3, c.31].

Римские граждане пользовались налоговым иммунитетом. Эксплуатация рабов и ограбления колоний оставались главными источниками богатства. Изменился статус колонов: он стал наследственным, не обусловливался соглашением, принадлежность до колонов была юридически оформлена конституциями императоров, колонов прикрепили к земле. Колонны [5]платили ренту владельцу земли, государственные поземельные и подушные налоги, выполняли разные повинности. В поздней Римской империи патронат стал формой зависимости небольших владельцев. Получая заместительство больших землевладельцев, они теряли право собственности на землю, становились прекаристами или колоннами во владениях покровителя - патрона. Под патронат отдавались также рабыни, беглые колонны, люди без имущества. Использовался наемный труд, но постепенно рабочие попадали в личную зависимость от землевладельца.

С середины 111 ст. н.э. Римская империя начинает клониться к упадку, неудачи в войнах уменьшают прилив рабов, усиливается люмпенизация сельского населения. Внешним выражением кризиса рабовладения появились поражения римской армии и восстание рабов. В конце IV ст. н.э. Римская империя разделилась на две части - на Западную и Восточную (столица была перенесена с Риму в Византию). Под натиском варваров в 476 г. н.э. Западная Римская империя перестала существовать. На руинах Римской империи образовалось несколько феодальных государств [3, c.33].

 


 

Заключение.

Экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическая наука - в самостоятельную область знаний. Объектом познания служат решения повседневных задач хозяйственной деятельности, установления принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения общих нужд государства.

Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности. У греков, в отличие от римлян, больше внимания уделялось вопросам хозяйственной этики.

В период расцвета экономической мысли ее представители пытались анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Речь шла не только о советах, как вести хозяйство, но и о попытках теоретического осмысления экономических процессов.

В целом экономическая мысль античного периода расцвета и краха древних империй, таких как Древний Рим и Дремняя Греция, была своеобразной и довольно зрелой. В основном Экономические воззрения мыслителей того времени опирались на повседневный опыт, теоретические знания и опыт предков. Мыслители периоды античности, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубообработанные камни в фундамент мировой экономической науки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.