Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геометрическая керамика.






Для эпохи 11-8вв. характерен геометрический стиль. Он формировался медленно, поступательно. С сер11в археологи начинают фиксировать появление протогеометрической керамики (ПГ). Сейчас это связывают с Аттикой. Раньше была гипотеза, что связано с дорийцами. Вскоре становится популярной.

ПГ. Сугубо геометрический узор. Скупой набор изображений. Основная плоскость вазы нераскрашена вообще. В лучном случае половина.

10в – раннегеометрический стиль.

9-8 зрелый геометрич. стиль или поздний.

Большое кол-во сосудов развитог стиля происходят близ Дипилонских ворот в Афинах. Отсюда название. Дипилонские вазы.

Чаще всего вазы огромные. Амфоры. В человеч. рост или выше. Таки вазы изготавливались по случаю похорон видного представителя знатной семьи. Ставились сверху, в качестве памятника.

Характер росписи Дип. вазы – геометрический узор. Этот узор покрывает всю плоскость вазы. 16 основных мотивов. Которые в сочетании дают более 400 видов узоров. в Росписи включаются геометризированные мотивы живой природы. Иногда изображение человека. Тоже предельно схематизировано. Дипилонский щит.

Меандр (повторяющ. загагульки.) Название от Реки извилистой в МА.

Все очень выверено, подсчитано. Никакого творческого поиска тут не допускается.

Клеймо – рисунок с изображением. (то есть изобразительная часть в какой-то орнамент, как вставка) погребальной сцены. Чаще всего клеймо - сцены похорон, часто охота, война, пиры, скорее всего похоронные.

В теч. 8в – зарожд. новый стиль. в 6в – еще больше стилей – и там уже изобразительная вазовая живопись. Через развитие новых тенденций, которые возникли в глубине геометрического стиля.

 

14. 03.14. Геом. стиль – одна из вершин развития вазовой живописи.

11в –протогеом. стиль.

9в – разв. ранняя геом.

8в – поздняя геометристика.

В 7в – геом. стиль начал утрачивать свои позиции, постепенно вытесняется.

Дипилонская амфора 2\2 8в. (погреб ваза) Выше челов. роста. ПРоизвод. по всей Греции. к н 6в. геом. стиль вытеснен.

Появл. изобразит. вазовая живопись

Это путь эволюции. 7в – переходный век.

3 гл. новшества 7-н6в.

1) Стремление оттеснить геом. орнамент изображением богов, людей, животных. Но все равно подчиняются законам геометрики.

2) Стремление потеснить собственно геом. мотив иными. Волнистые узоры, пальметты, растит. изобр.

3) Стремление к исп-ию большого кол-ва красок – полихромность.

Изобр. преобладает над орнаментом. В развитии геометрики изобр. подчинено ритму всего произв-ия – геом-ая дисциплина.. Такая дисциплина начинает нарушатся, нарушается канон. Изображение не элемент декора, появл. образ. Поиски нового, падение худ. качества.

Политика воспроизв действия, события.

Гибкие, текущие мотивы.

стремление создавать желто-оранж. поверхность с буро-коричн. изображением + пурпурная или белая краска. Наглядно проявл. в след. стиле.-

Ориентализирующий стиль (ковровый). 7в.

К 7в. пик вост. влияния.

«Блюдо Эвфорба»

Центры – о. Родос, Хиос, Милет, Коринф.

Стиль переходный. И декорат. и изобразительный. Протокоринфский. Пустое пространство заполняется. Позже уже не так. Окончат. сформ. стремление выделить замкн. завершенную внутри себя композицию.

Пиксида – неб. круглая коробка обычно из дерева, бывает из глины для хранения украшений, пряностей итд.

Ринос с о. Родос. Ринос с изобр. сфинксов.

Пиксида с фризом животных матсера Стобарта.

Вызы разрисовывают в стиле «Дикого козла». Хар-н для Ю., В. Ион о-в. (от 660-500г). Название от преоблад. мотива. В рамках ориент. стиля. Изображения детализируются, шаг к натурализму. Переплит. линии и точки – разнообр. орнамент Грифоны, сфинксы. Вариативность стиля. Шапочный орнамент + свастика – «Язычки венчика». След. легко отнести конкр. казу к той и иной фазе стиля.

н6в – новая фаза в рамках архаич. искусства.

Чернофигурная керамика.

Хар-ые черты. Амфора псиглянцево-черный. Из Афин. ок 525г.

Глянцево черный как заполненный. Геракл и Немейский лев. Силуэт фигуры на оранж-коричн фоне. Четкие и резкие изобр. Анатом. детали переданы с помощью тонких процарап. линий. Графичность. Детали уточняются сдержанной подцветкой. Аккур. красок. Цель – четкость.

Белая краска – признак женщины. Орнамент занимает подчиненное метсо. Узор обрамляет сцену – типа рамки. + украш.. донца, горла и места крепления ручек и сами ручки.

Эксекий – художник. Амфора Эксекия.

Ахилл и Аякс играют в кости. Пустое пространство не пугает автора. Изобр. событие и его среду. Характеристика участников события – атрибутика. В роли атрибута – надписи и граффити. Атрибут – это хар-ка и украшение.

Т.к. изображение абсолютно не индивидуально. Художник создает тип. а не личность.

Высшая точка в творчестве Эксекия Аорины 3\4 6в.

В рамках стиля существует много локальных школ, н-р Лаконская.

Гл. особенности Лаконской школы:

1) Усилена линеарность и графичность. Далеки от правил геометрии.

2) Нет гибкости линий Родосских вещей или Экскесия.

3) В композиции много действия и мало декорат-ти.

4) Мотивы тревожные, напряженные (в отл. от островных ваз).

5) Формы имитируют очертания бронз. сосудов. Следов. изысканность силуэтов.

Типы: Распечатка.

1, 2 Амфоры – сосуд для хранения масла и вина. Оссуэрий – урна.

С острым дном - спец. подставка. Для транспортировки.

2 – Панафинейская амфора. приз на панаф. играх. От эпохи Писистрата. Изобр. Афины и состязания на обратной стороне. Ваза была наполнена оливковым маслом. Иногда снабж. именами архонтов- эпонимов.

3 – Пелика.. Цели – что и у амфоры, но не перевозится. Тулово расшир. к низу. и более покатая.

4 – Стамнос. Для хранения вина. Более круглый.

5 – Динос. Для храненя вина во время пира. Подвешивался на кольцах.

6 – Для охлажд. жидкостей. Высокая ножка позваляла ставить сосуд в воду со льдом.

7, 8 – Кратер. Сосуд, для смешивания вина и воды.

9 – Гидрия. С 3мя ручками.

10 – Ойнохойя. трилистник.

11 – Киаф. Горшок для черпания.

12 – Килик. Ваза для питья.

13 – Конфар. Атрибут Диониса.

14 – Котила. Исп-ся для измерения жидкостей и сыпучих тел.

15 – Лакойна. Тип. спартанская форма сосуда.

16-21 парфюмерные и для др. целей.

16 – Кальпида. Для воды, масла, урна для голосования.

17 – Пиксида. Коробка из самшита. Хранение украшений, мази, присыпки, булавки итд.

18 – Лутофор. Для свод. церемонии. Погреб. обряд.

19 – Лекиф. Для хранения благовонного масла. Исп-ся в похор. обрядах. Часто изгот-ся чернофиг. стилем. Изобр – черное. Фон – белый. В 5в – появл. мраморные лекифы, исп-сь как надгробные памятники.

20, 21 – алабастр и арибал. Наполнялись обычным маслом, которое ис-ли каждый день. Спец. ручки, чтобы крепить к поясу. Палестры и гимнасии.

Расцвет – сер 6в.

 

 

21.03.14

К 6в. Краснофигурная керамика.

л-е сюжеты на пластинках слон. кости (7в). Свинц., бронз., терракот. фигурки. Раскопки храма Артемиды Орфий. Вазопись анонимна 10 имен из Афин. (не очень понятно к какой лекции относится).

Изображали фигуру силуэтом. Живопись представлена довольно слабо. Силуэтный, графический стиль. Эта же черта слабость, т.к. границы для творческого потенциала.

Краснофигурная – открытие больших возможностей для свободных композиция. Черный лак заполняет не фигуру, а фон. Фигура сохраняет красноватый цвет обожженный глины – напоминает цвет.

Изображение перестает быть силуэтным и плоскостным. становится естественным и объемным. Начинаются поиски и открытия в связи с перспективой. Потом это перешло во фресковую живопись.

Вытеснила краснофигурная всех остальных конкурентов.

Лаконская керамика. История изучения лаконской керамики.

19в. киренские вазы обнаружены (область в сев. Африки, совр. Ливия). Была колонизована греками достаточно рано, и спартанцы приняли активное участие. Присоед. к жителям о. Фера. Вазы отличались своеобразием. Чернофигурные вазы. Отличались от др. школ, причем явно. На лучшей из ваз (килик. на нем Аркесилай 2 изображен и надзирает за погрузкой товара на корабль.) Кубок Аркесилая. Из самой Кирены были найдены лучшие образцы. Думали, что там они и производились. Но позже стало известно, что вазы производились не только там.

В 1906г. раскопки британской миссии в Греции на территории Спарты храма Артемиды Орфии. Закончились в 1910г. Возглавлял брит. археолог Даукинз. Раскопки этого места принесли открытия. Было найдено масса артефактов архаического времени в основном. Из слоновой кости, бронзы и керамики.

На основании этих находок англ. исследователь Друп разработал относит. пер-ию этой керамики. Доказал, что образцы киренской керамики производились в Спарте. До 20х гг. в лит-ре упоминалась киренская керамика.

Франц. исследователь Шарль Дюга в 1927г опубликовал статью и говорил о том, что есть 2 центра производства. Спарта основной и Кирена – ее колония.

Распр-ой стала точка зрения Друпа.

Эта керамика имела щирокий ареал распространения по всему Средиземноморью. В 1972г нем. исследователь Конрад Штиббе опубликовал «Лаконская вазовая живопись 6в до н. э.»

Исследование мифологических сцен. П этой теме 3 монограф. попытки. 1) 30е гг. серия статей на страницах Бритиш скул эт Афинах. Лэйн рассматривал сцены и интерпретировал их и связывал их с др. сценами и др. школами. Недостаток – возраст – кол-во ваз значительно увеличилось.

2) 1973г. защищена диссертация итальянца Марио Лэ в Мюнхене. Тем же проблемам посвящена. Но не претендовала на исчерпывающкю полноту. Он выбрал всего несколько сюжетов.

3) Диссертация 1982г. в Оксфорде. Это осн. монография. Марии Пипили «Лаконская иконография шестого века до н. э.».

 

Лаконская худ керамика от позднеэлладского стиля до позднеархаического стиля.

В Микенский период Лаконика процветала и имела довольно многочисленное население. Один из гл. центров микенской культуры. Нам известно более 30 поселений по руинам, оставшимся на поверхности микенского времени. Арх-ки изучены далеко не все. Немногие изучены по-настоящему. Все рассказывают одну и ту же историю. В позднеэддадский (ПЭ) период около 1200г. то ли в рез-те воины или эпидемии, или голода эта цив-ия резко прекратила свое существование. Если от ПЭ третьего бэ периода (IIIB) дошли черепки, то от IIIC не дошло почти ничего. Какая-то часть выжившего населения потом вернулась, и рассеялась по области. Другие поселились в местности на поб Эгейского моря. Эпидавр Лимера.

Потом стали перебираться на Кипр в МА. В чем причина непонятно. Следует сказать, о культе в святилище близ Амиклы. Рядом со Спартой. Здесь сущ-ло святилище Амиклейон. Возникло еще в эпоху расцвета мик. цив. или даже раньше и в крайне жалком виде это святилище сущ-ло в IIIC период и субмикенском периоде. Оно дождалось новых пришельцев. И продолжало существовать при них – дорийцев. Дорийцы сохранили это место, сделав его Храмом Аполлона.

Арх-ия говорит, что около 200 лет Амейклеон существовал почти без населения. Здесь не было никакой полит. организации не было. Когда долина была снова заселена пришельцы пользовались иным типом керамики. Предпочитали селится в новых местах. Но Амеклейон не уничтожили. Инкорпорировали элементы старой религии. Здесь почитали Геокильфа, и соед его с Аполлоном.

Появилась новая керамика – протогеометрическая керамика (пргеом.). Сама по себе это направление примерно за век появилась в Аттике или центр. Греции из остатков субмикенской керамики. Была совершенно особого типа – ЛАКОНСКАЯ прогеом. керамика. Сильно отличалась от другой прогеом керамики. Связь с зап, и сев-зап части Греции.

Эта керамика распространена по всей Лаконике. Стиль этот не обнаруживает никакой преемственности с местным субмикенским стилем. Но образцы субмик. местной керамики и прогеом керамики находятся рядом, в одних слоях.

Принесли ли пришельцы этот стиль с собой или выработали ли его после мы не знаем. Не знаем в точности, когда он возник. Но перестал сущ-ть он в сер 8в. Не меньше 2 столетий просущ-л наверняка. На протяжении этого времени стиль почти не изменился, он как бы законсервировался. Не подвергается внешнему влиянию. Заставляет думать, что народ был поглощён др. задачами. Конец изоляции – принятие Геометрического стиля с севера. Разрыв между прогеом и геом. Т.к. не перерождение как в Аттике, а разрыв, также как и субмик. не перерод в прогеом лаконский. С 750г геом. стиль.

Новые формы сосудов геом. времени. Новый стиль добротный.

Иногда вазы экспортировались в соседние области, доставлялись в Торрент. Художники редко пытались изобразить фигуры – из аргоской керамики. Сцены праздников итд. Этот стиль сохранялся около 100.

Создается ощущение, что керамическое ремесло и вазовая живопись не было изолировано от соседей, но при этом не будучи изолированным это искусство оставалось консервативным и ориентировалось на местный рынок, который был нетребовательным в худ. отношении.

Стала ввозиться протокоринфская керамика. С 620г. период экспериментов. Это время явл. переходным и его называют субгеометрическим. Начало ориентализации.

 

28.03.14

Субгеометрич. стиль. Начало ориентал. стиля. Спарта вышла из изоляции.

2 типа ваз этого периода: 1. «Утонченные вазы» - геометр. и ориент. мотивы. 2. Крцпные и грубые сосуды, где встреч. изобр. человека.

Стиль просущ. примерно до 650г. Постепенно выходит в

Лаконский 1 стиль.

Провести четкую границу между лаконским 1 и субгеометрическим сложно. Очень много общего. Наиболее хар-на – утонченная керамика. Это небольшие вазы, технического значения.

Имеют прекрасную утонченную форму и очень тонкие стенки. В древности ценились бронзовые вазы. И стоили очень дорого. Спарта - один из центров производства бронзовой посуды.

Поэтому изготовляли керамич. вазу под бронзу. Очень сложно делать. Утонченная керамика как раз из этой серии.

Тонкие сосуды имитирующие металл. Декор прост (пояс черный и белых прямоуг. и 3уг-ов. 2 ряда точек у верхнего края. Здесь бывают пояса различной ширина, либо черные, либо пурпурные. Некоторые пояса очень широкие (1\3 сосуда). Хар-ая деталь остроконечные лучи, поднимающиеся по кругу, либо от ножки (типа килика), либо от дна (как у скифоса).

Возможно, что те вазы которые сейчас известны, все являются работой одного мастера и возможно одного художника. Очень похожи. В течении целого поколения, эта продукция почти монополизирует посвящения в спартанские святилища. А также протокоринфские вазы.

2 направления – утонченные вазы, и более грубые и крупные. На них геометрич. компоненты сгруппированы в др. комбинации. Они помезаются часто в особые секции (т.е. неравномерно покрывают сосуд). Создается эффект чередования светлых и темных зон. Челов. фигуры присутствуют. Но это редкость. Миниатюрный эскиз головы челов. это самое раннее. Более поздним явл. изображение головы на спарт. акрополе. В профиль с большим глахом. Напоминают изображения из слоновой кости.

От 630г – женские головы с темными волосами в общих чертах в профиль. Сюда следует отнести сосуды с орнаментом крылья ветряной мельницы (типа креста). Фронтальные рельефные головы.

Что касается фигур, чаще чем головы, встречаются животные, геральдические львы, быки и козлы. Они часто рисуются грубо, но контуры очень живые, силуэтные, с большими головами (стиль с Родоса и Самоса).

Чисто ланоский стиль – лакайна. (2 вытянутые лучки у дна).

След. этап – в последней четверти 7в – около 625г. появление зрелого коринфского стиля, спарт. вкус изменился – Лаконский 2 стиль.

Эти сосулы подтвержили значение, но большинство сосудов становится чрезвычайно орнаментирован. Рисунок представляет собой комбинации субгеометр. моделей с прошлого периода (более крупных форм). Рисунок усилен заимствованием коринфских и др изобретений. Большие вазы снова начинают посвящаться в храмы. 2-3ые фризы с животными. Растительные мотивы редки. Чаша с крабом, скорпионом и тунцом. Теперь изображения животных имеют скорее коринфское, чем восточногреч. происхождения.

Силуэт сначала процарапывается. Исп-ся пурпур для грив львов, рисуются головы горгон в виде контура. И встречается полуптица, полупантера. Подчиненное положение фигур к орнаменту. Чаще всего фризы существ одного вида, и двигаются всегда в одном направлении.

Новый стиль отвоевал домашний рынок у коринфской продукции высокого качества. Импорт коринфский теперь около 600г редкое явление.

Теперь экспорт спарт. керамики приобретает значительный характер.

Лаконский 1 стиль – единствр. экземпляр за пределами Лаконики, на Самосе. 2 стиль до спарт. колонии в Таренте. И до Делоса, Родоса, Навкратиса в Египте, до Тавхиры в Африки, до Церы в Этрурии.

Тесно связан особый тип терракотового декоративного украшения. Акротерий и Антефикс.

Акротерий (древнегреч. высочайший) – украшение или насадка на острие или обоих концах фронтона (форма вьющихся растений, помет, скульптурных фигур). Всплеск этого искусства приходится на это время. Обнаруживаются явные сходства.

Антефикс (лат. происх) верт. плиты или плитки из керамики, гранита и др, они крепились на нижней части кровли, у карниза, для облегчения отвода воды с крыши.

Спартанские чаще всего имели форму полукруглого диска. Изображение Горгоны часто. Антропоетический характер – изображения которые отгоняют зло. Ярко раскращивались. Большинство фрагментов из самой Лаконики. Многие из них из Спарты, храма Афины. Материал и техника указывают на Спарту как на место произв-ва украшений. Изветсны в Бассах (в Аркадии храм) и с о. Эгины. Самые высококач. и крупные образцы в заме Геры в Олимпии (построен около 600г). В Лаконике продолжали исп-ся до того времени, пока из не заменили мраморными в сер 6в. Они продол. исп-ся в хар-ной форме до 2\2 5в. А нек. формы до 1в донэ.

Сугубо декоративные лаконский второй стиль своего апогея достиг в первой четверти 6в донэ в работах художника известного по 3ем кубам. Все найдено в Таренте. Лучшие образцы. На внешней стенке узор один и тот де – роскошная процессия водоплав. птиц. По круглому ободку вазы идет фриз черных и белых квадратов, между 2мя рядами точек. И заостр. лучи. Внутренность одной из ваз полностью черная, в других кольцо рыб, которые плывут к центр. розетке. Рыбы окружены кольцом дельфином. Эти три кубка сами по себе представляют особый шедевр.

Лаконский 3 стиль – с 575г. Появл. в Спарте за неск. лет до катостроф. наводнения.

 

начин. ок. 525г. док века. Интереск антропоморф. фигурам. К сюжетам. Они рассказывали истории. Исп-ли полноценную чернофигурную технику.

Нельзя думать, что все мастера работали в этом стиле. Орнамент остав. важным элементом, но станов. подчиненным, вторичным. Состоит из компоновок элементов растит. типа. Излюбл. тип – декор из плодов граната и бутонов лотоса. Внутри – фигурный рисунок. Животных и чудовища исп-ют часто в разных вариантах. Муж. изображение во фризах и как отдельно стоящее. Коринфское своб. пространство заполняется птицами. Рисуются черными по кремно-желтому.

Ангоб (по рус – побела) – особая суспензия из жидкой глины. Наносится на изделие до обжига. Исп-ют для более гладкой поверхности. После просушки обрабатыв. лощениями. Украшение – уже поверх. Имел широкое распр-ие. Создает хар-ый цвет тона. Детали рисунка изобр. с помощью насечки. Исп-ие пурпура очень щедрое. Пурпур изготавл. из особых раковин.

Лакон. вазописцы не были простыми имитаторами. Работы несут печать самобытности. Стиль на основе традиции + заимств-я.

Новый стиль мог быть делом 1го мастера. Вазописец Лавкрайеса.

Есть мнение, что у него был предшественник. В. Л. возможно изначально был проф. в резьбе по слон. кости. В метопах. Его произв. в вазописи похожи.

Метопа – пространство между глаз, элемент арх. фриза дорич. ордера в виде кам. или керам. плит, заполн. промежутки между двумя триглифами.

Мастер обнаруж явное сходство с образцами. Вскоре к нему присоед. др. мастера. Главных худ. оставалось немного.

Лаконский 4 стиль. Примерно 550г. Линия раздела между старым и новым поколением художников. Т.е. условно – 2ое поколение. Точно сказать, чем различается манера, очень сложно. Переход к более свободной линии; изобр. более фонтастич. сюжетов. Но очень условно. Для истории это скорее хронолог. разделение.

Л. 4 1ый мастер вернулся резко назад, к старой худ манере.

Л.4 до примерно 525г. Преемников не осталось. Эта керамика не дала мощного продолжения. Стиль родолжали сущ. благодаря подмастерьям. Условно Лаконский стиль.

После – резкий упадок как технич, так и художеств. Керамика не исчезла, но производили только для домашнего рынка, не отлич. особым качеством. В основе имитации атт. ваз. (т.к. Коринф тоже в упадке). Монополист – Аттика. Причины упадка: экон-ие и артистические.

С 575г. вазы в новом стиле широко экспортир. из известных экз. Больше найдено за пределами Спарты.

Большинство целых ваз сохранилось, т.к. исп-ли в качестве погреб. инвентаря. 45 вещей с распр. фигурами из самой Спарты. + 2 тыс. ножек от киликов из святил. Артемиды и Кассандры.

В самой Греции больше всего из Олимпии + центр Греция. (20%).

80% за пределами матер. Греции. 1\3 Самос. 1\6 Этрурия. Остальное из самых разных мест (греч. и негреч. мест) (образцы в Сицилии, юж. Италии, Великой Греции). Торент, Ю-В Эгеида, Сев. Африка (Киренаика). Сев. Эгеиды – редко. На Черном море почти нет.

В составе экспорта лидерами были килики. Гл. форма сосудов.

В Спарте они тоже популярны, но особая роль таки на внешн. рынке. Килики в осн. из Спарты. В самой Спарте большое разнообр. форм, хоть и находок меньше.

распр. – лакайна. Штиббе перечисл. 16 лакайн. 1 экз за пределами – Сицилия. Затем – сосуды для питья, чаши, ойнохойи.

В Самосе и Этрурии есть нек. из этих форм. Там найдены такие формы, которые даже еще не обнар. в Спарте. (динос. гидрия). Этрурия, Родос, Пергам.

Модель распр. – Ю-В Эгеида, Африка, Сицилия. Перевозчики Самос и Коринф. Прямые Спартанске контакты с Торентом, м.б. Киренаика.

Нельзя исключать, что Торент в это время брал только килики. Др. формы из Коринфа. Многообр. форм на Самосе, т.к. были давние и тесные контакты. Но разнообр в Этрурии? Керамика могла идти туда и др. путем. Скорее всего, черехх Адриантику (металлич. торговый путь).

Сюжеты.

Сюжеты этого периода принадл. общему набору сюжетов. Предпочтения к трактовке необычно. Часто трудно понять, что изображено.

Есть искл. местные сюжеты:

- Жертвоприношения некоего героя подземным богам. Происходит из святилища А. и К.

  Лаконика Пелопоннес (Коринф, Аргос) Аттика
      Протогеом. стиль
    Протогеом. стиль  
  Протогеом. стиль    
       
    Ранний геом. стиль Ранний геом. стиль
    Ср. геом. стиль Средний геом. стиль
  Геометр. стиль Поздний геом. стиль Позд. геом. стиль
    Протокоринф. (ориент) стиль  
      Протоатт. (ориент) стиль
  Субгеом. стиль (переход)    
  Лаконский I стиль    
  Лаконский II стиль Раннее коринф. стиль  
      Ч.-ф. (черно-фиг)
    Развит. коринф. стиль  
  Лаконский III стиль    
  Лаконский IV стиль    
Ок 500 Лаконский V стиль    

 

Вазописцы:

Старшее поколение (Лакон. 3) «пионеры».

В. Навкратиса ок. 575-550. Явное коринф. влияние. В целом ориг. мастер. Лучшие образцы найдены в Навкратисе.

В. Бореадов ок. 570-550. 1ый яркий образец. Творчество содержит бореадов. Очень своеобр. в орнаменте и выборе цвета.

В. Аркесилая. ок. 570-550. Ваза подписана, что там – Аркесилай. Интересен в выборе сюжетов.

Младшее поколение (Лаконский 4)

В. Охоты ок 550-525. Излюбл. тема – охота. Чаще других исп-ет надписи. Сюжеты как миф, так и обыденное.

В. Всадников. ок 550-525. 3 вазы, найдены в разных местах. Не идентичны, но очень похожи. Изобр. некоего героя на коне. С худ. т.з. уступает др. мастерам. Интересен любовью к крупным многофигур. группам. Свободно трактует мифы.

 

Образы и сюжеты ок 580-к 6в.

Пропустим сцены сражений – их трудно индентиф. Нет подписей.

Геракл и Немейский лев. Один из подвигов. Самый попул сюжет в архаич. вазов. живописи вообще. В Лаконике только один очевидный пример ок 560-550г о. Самос. В. Охоты. Килик. Геракл в гоплитском вооружении. Такой тип Геракла встречается часто. За спиной – колчан – один из атриб. Геракла. Обхватывает льва.

С к 7в этот сюжет очень популярен. Часто изображение на щитовых скрепах. М.б. повернуты в одну сторону или друг у другу.

В рельефе на щитовых скрепах лев не отворачивает голову от Геракла

ок 570г. этот тип поворота головы на аттич. вазах – влияние на В. Охоты. Тип встречается и в бронзовых фигурках.

Геракл часто обнажен или в хитоне. Только на лаковой вазе как гоплит. Часто на полусогнут. ногах, лев часто на 2х ногах либо обнимает Геракла, либо лапа на плече.

2й возможный пример – кубок В. Всадников. Примерно 540г. Обнаженный безбородый мужчина бежит с копьем и щитом. Лев на дыбах, передние лапы на щите. Пространство между ними заполняет цапля. Мужчина не имеет атрибута Геракла. Безбород – очень необычно для Геракла до 6в.

Щит и копье – больше нет такого сочетания оружия в образе. М.б. это не миф?. Но львы в Греции не водились. И убийствольва прочно ассоц. с Гераклом. В архаике Г. часто нападает с оружием (меч).

Известны антич. предания, что этот лев неуязвим для железа. (это видно из лит-ры 5в Вакхилид) жанр од в честь победителя на понэллинских состязаниях.

На 2х антич. амфорах мы видим Г. который борется с пом. меча и льву нет вреда. Геракл носит шкуру льва и стал неуязвимым.

Цапля между фигурами появл. на 1ом щит. скрепе (из Олимпии) между мужчиной и львом. На щит.. скрепах заполн. орнамент появл. очень редко. Нехар-ая деталь. Видимо в этом есть смысл гипотезы – цапля асс. с Афиной и Аполлоном. Если Г. – то Афина. – хорошее предзнаменование в ауспициях. особенно охотникам. – м.б. обозначение места битвы.

Если цапля – символизм – то доброе предзнаменование. И место действия.

Геракл и Гидра.

Не мог с ней справится один. Позвал Иолая на помощь.

Один из любимейших сюжетов. Пластинка 7в.

В лакон. живописи на 4х вазах.

Все изобр. фрагментарны. Приписываются В. Бореадов. ок 565г.

В. Охоты 560г. Наиболее полно у него. Рука Г. схватила одну из голов. Видно голову Иолая. Есть надпись. Между ними 5 голов гидры.

На ост. фрагментах просто части тела. Видно влияние Коринфа. Оружие – меч. Геракл голый. Гидра его обвивает.

Сундук Кинсела. К. – тиран Коринфа. В храме Геры хранит. этот сундук. Украшен резьбой.

 

 

18.04.14.

Геракл и эриманфский вепрь.

Не сохран. изображений. Редко появл. вне Аттики.

ок. с 550-540г. появл. в Аттике. В Аттич. искусстве однообразна.

Комп. была выраб в Пелопоннесе (там найдены ранние образцы ок 620г.

Коринфская школа

В Лаконике – единств. килик. Но ваза утеряна во Втору мир. войну. Только зарисовки. Большая часть изобр. отсутствовала. Эврисфей (царь)прячется в пифосе. Вепрь у Геракла на плечах.

Это показ., что в Спарте знали эту юмористич. сцену. Данного подвига нет на троне Аполлона в Амиклах (Амиклейоне).

Ксоан – деревянная статуя (Аполлона). Фактич. было огромное бревно с антропоморфными чертами. Статуя была установлена на своеобр. троне, укараш. фризами. Один из фриз посвящ. подвигам Геракла. Павсаний описывает этот трон.

Сцена с вепрем не появляется на троне. Но художники знали эту сцену.

Ни одна Коринфская ваза не изображает этого сюжета. По крайней мере из тез, что дошли до нас. Но сама традиция сформ в недрах коринф. школы. Алемановский вепрь.

 

След. сюжет – Геракл и Критский бык. речь идет о 7ом подвиге Геракла. Бык Миноса. (одно из направлений бык, который перевёз Европу, другая линия – тот бык, от которого родился Минотавр).

Герой отправился на Крит изловил его и доставил. Потом бык вырвался из рук пастухов Еврисея. И в Аттику сбежал.

В Коринфе не дают ни одного примера этого сюжета.

Лаконская ваз. живопись дает 4 примера. Все принадлежат руке вазописца Всадника. 2 вазы не опубликованы.

1ая ваза – лаконский килик. 550-540гг донэ. Нью-Йорк. Человек за шею обхватил быка. Все исследователи говорят. что это Геракл. Но вообще-то мб и Тесей. Исследователи говорят, что появление Тесея внеаттическом искусстве маловероятно.

Кроме того, в аттический работах, подвиг Тесея зафикс примерно в 510г. Крупная сирена сверху (скорее всего функция заполняющего орнамента).

Фрагмент лаконского килика того же времени. Лувр. Тот же мастер. Обнаженный мужчина с бородой борется с быком. Его левая рука обхватила шею быка. Морда быка развернута в др. сторону. Человек смотрит в право. бык в лево. И и Закинул ногу на плечо Гераклу. Впечатление будто он несет быка. Предположение – что это др. миф – а похищение коров Гериона. (Геракл убил и пастухов и самого Гериона – 10ый подвиг). Но обычно, когда изображают этот подвиг – то изображают бой Геракла с Герионом.

Если художник предпочел др. момент – то сложно представить как Геракл похищает коров на своих плечах. Возможно опять же, что это др. миф – борьба Геракла с речным богом Ахелоем. Геракл и Ахелой соперники за руку принцессы. Ахелой был свящ существом постоянно в кого-то превращался.

Метопа в храме Игрек сер 6в.

Иконография данного сюжета была неустоявшейся (про критского быка). На двух других там тоже др. варианты. Устоявшегося подхода не существовало. Все 4 работы явл импровизацией. Если согласиться, что изображен один и тот же сюжет. Свободная трактовка сюжета.

Геракл и Цербер. Кербер по другому. Это тероморфное хтоническое существо. 3гол пес. Из пасти течет ядовитая смесь. Оранял выход и царства мертвых. Самый трудный подвиг Геракла. Должен был вывести Кербера из Аида. Самый ранний пример – коринфский скифос (н 6в донэ). В Аттике становиться попул. в посл. четверти 6в.

Геракл и Цербер. Лаконский килик. Мастер (вазописец) Охоты. 560-550гг. Лондон. Редкая амбразурная композиция.

Портхоу. огромный дикий цербер занимает большую часть тенда (круга). Но там есть еще Геракл и Гермес (справа руки с дубиной и одна нога Геракла). У Гермеса крылатые сандалии слева. Портхоу (амбразурная) – композиция где надо достраивать ее в голове.

Миф был популярен только в ранне время – до сер. 6в. С сер 6в появляется в Аттике и становится популярным там. Разные трактовки. Второй экземпляр с оригинальной композицией. Есть еще коринфская. Две вазы объединяют то, что змеи на теле Цербера, а также присутствие Гермеса. Они показывают, что выполнить этот самый трудный подвиг просто не омг, если бы ему не помогалм высшие существа – Афина и Гермес.

На юолее ранних коринфский вазах голова только одна.

Метопа из храма Зевса. На аттических вазах обычно 2 головы.

Ваза из Цере. 3ех головые церберы. Гл. атрибутом Геракла и в том случае и в этом – дубина. Змеи растут из тела цербера. и веревка или цепь, которая исп-ся для вывода существа из Царства Мертвых. И стоит там в пифосе царь Ерисфен?.

Лаконский килик более ранняя ваза чем цеританская. Тут явно существует связь. Этот импульс шел из Лаконики.

Символ птицы (орел, коршун) – хороший знак. Все закончится благополучно для героя. + заполняющий декор. Петухи – бой петухов – накал страстей.

Геракл и амазонки.

Ваза вазописца Арикселая. Кили кок. 560г. Обнажен. мужчина с мечом в руке. Амазонки одеты в хитоны., коринф. шлемы. Кажа белым – признак женского тела на вазе. Контуры рук исчезли. Есть неск. странностей: передние руки опущены, если они бегут, то одна рука должна быть поднята вверх (та, которая по ходу движения).

Левая рука Г. на поясе одной амазонки. Это не случайно. Не просто Г. и Амазонки. А именно миф о поясе Ипполиты. (2 подвиг).

Сер 5в мотив о поясе отсутствует в ИЗО. Поэт Ивик знает этот сюжет. Если на вазе этот мотив, то она единств. пример.

Амазонки всегда сраж. с Г. Даже если убегают

Ваза Ахилл убивает Пентеиллею.

М. б. на нашей вазе ориг. трактовка. На нее оказывают влияние др. сцены. (пресл. гарпий)

Геракл и кентавры (4ый про вепря).

 

Сопутствующий подвиг. Кеннтавр Фол – друг Геракла. Хранил огромный пифос с вином, который можно открыть когда придет Геракл в гости. На запах вина пришли плохие кентавры. Фол случайно задел в битве отравленную стрелу и погиб.

В. Всадника ок. 545-535гг.

Крупный динос.

2 сюжета.

Геракл среди толпы бегущих с ветками кентавров (это их оружие). 2 кентавры припали к земле. Г. припал на одно колено. В руках дубина хватает одного из кентавров за запястье. Худ. выделяет этого кентавры из остальных. У него нет ветки в руках, он изобр. не как остальные. (как человек с приклеенной частью лошади). Волосы и борода – белые – символ седины, мудрости. Очевидно, это Фол. Но кентавр за спиной Фола тоже как человек. (возможно это ошибка художника или смена задумки в процессе рисования). Перв-но там изобр. юноши, имеющ. отношение к др. сцене.

Непонятно, агрессивная сцена или нет. Агрессия идет против сюжета.

Если приветствие – пример приема необычного.

Комбинация двух мотивов в первой сцене. Принятие гостя и битва с кентаврами.

Синоптический (образн. прием). Комплиментарный.

Прием был распространен. Известен в Спарте, особенно его любит В. Всадников.

Дубина в сцене – просто атрибут.

Образ кентавров был очень популярным. Много примеров из Коринфа. Люди с приделанной частью лошади.

Позже – более дикая манера.

«кентавромахии» - серия вещей с кентаврами.

Следует пелопон. традиции. Даже с появлением традиц. этому не следовали.

 

Геракл и куркопы.

Килик мастер всадника примерно 560г.

Г. в хитоне до колена. Дубина в пр. руке. Н аплечах шест, с которого свисают керкопы. Они мельче Геракла. Руки не свисают, а странно рапсоложены вдоль тела.

Керконы – 2 брата, разбойники. Измывались над Гераклом в виде мух. Он их поймал и связал. Вторичный подвиг.

Гера – злоба. Обманчивые сны. От них. избав. молитвами. Керконы – это призраки. Борьба Геракла с хтоническими существами.

Из Коринфа сюжет. Иконогр. сюжета однообразна. Керконы обычно лицами к Гераклу. Почему? Юмористич. потенциал. Миф – шутка. Мать Керконов – Тейя. Совет. держаться от Геракла подальше. Ягодицы Геракла напоминают кожаный щит. Это вроде как смех над этой частью тела. Но Геракл и сам веселиться. Они вымалили так свое спасение. На нашей чаше мотива нет., т. к. хитон до колена.. Сощд. ощущение, что сознательно избегает эффекта.

Геракл и гиппокоонтиды. Килик в. охоты.

В центре м. фигура. Атакует 2х мужчин. Они в гиматии? (гиматий – это плащ.). Еще 2 – мертвые на земле. Геракл одет в кор. хитон и в хламиду и с ножом и мечом.

Лицо Геракла откололось, исчезло. Точка с глазом. Белое лицо с глазом след. версия, что это Талос, а не Геракл.

Талос – гигант, подаренный Миносу. Белое лицо – символ металл..природы.

Но иконогр. с ним поздняя. Нет уверенности, что белый. Гиппокоонт – это миф. персонаж, тесно связан с Лаконикой. 12 сыновей гиппокоотиды. Изгнали царя ТИнфарея.? и стал править. Прибыл Геракл, чтобы пройти очитсит. обряды. Ему отказали. Началась война, И Геракл потерпел поражение, его ранили в бедро. Во второй войне победил.

Почему тут гип (исп) – богатая одежда жертв. А к 6в. та же сцена на троне в Амиклах.

Но! Нет атт. Геракла. Никаких намеков. Очень странная прическа. Гип. должны быть вооружены.

Апофеоз Геракла. Введение на Олимп – т.е. превращение в бога. Очень популярно а Аттике. (полит. коннотации. Пропаганда).

Афина всегда с Эгидой. В др. регионах значительно реже. Но тоже известна.

Килик. Мастер Болеаров. 570-565 гг примерно.

+ на троне в Амиклах

+ на могиле Геокинора.

Очень фрагмент. Но видно, что апофеоз. Трон. на кресле двое – Зевс и Гера. К ним идут 2 фигуры – женская, крупнее второй, на голове что-то типа короны. 2ая голая. Ниже первой.

Версии:

1. Местная. Это Геокинор и сестра Полибойя.

2. Геракл и Афина. Сюжет важен. Ни Афина, ни Геракл не имеют явных атрибутов. Но Афина редко изобр. вооруженной в 1\2 6в. Полоска на голове – обычно асс. с богинями.

Сестру П. не стали бы рисовать крупнее брата. П, не привела Геок.

Т.о. наиболее верная вторая версия.

Итог: одежда: обнаженный; воин; хитон, никогда не в одной только шкуре до сер 6в, после – очень редко. (в отличии от Аттики).

Оружие: дубина, меч, лук – самое древнее. Копье и щит – редко. Голые руки.

Почти всегда с бородой. Редкие искл. (искл. у мастера Всадника).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.