Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимальные пропорции использования ресурсов






Еще одна важная проблема: в каких пропорциях фирма должна закупать разные ресурсы — труд, капитал, землю и т.д. Одного и того же результата можно достигнуть, используя разные их комбинации. (Например, один и тот же урожай можно получить и с огромного поля, применяя там минимум труда и техники (акцент на фактор земля), и с крошечного участка, удобрив и обработав его наилучшим образом (акцент на факторы труд и капитал)).

Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразиться дробью:

Фирма будет всегда выбирать тот ресурс, для которого эта величина будет выше.

Однако, в результате закона убывающей производительности, покупая все новые и новые порции самого эффективного ресурса, фирма будет тем самым снижать его отдачу, а, следовательно, и эффективность. Этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не сравниться с эффективностью всех прочих. То есть пока не сложится равенство:

Поскольку фирма оптимизирует закупки каждого ресурса в соответствии с правилом MRP = MRC, а предельные издержки покупки ресурса равны его цене, то есть MRP = MRC = Р. Можно переписать выведенную формулу следующим образом:

Максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения точно равен цене соответствующего ресурса.

Как известно, для производства товаров и услуг необходимы экономические ресурсы (факторы производства): природные ресурсы, труд (рабочая сила), капитал (инвестиционные ресурсы), предпринимательская способность. Факторы производства продаются на ресурсных рынках. В данном параграфе рассмотрим принципы ценообразования и экономическое поведение предприятий на рынках ресурсов. Их продавцами являются собственники ресурсов, а покупателями - фирмы, производящие товары и услуги.

Цена, формирующаяся на ресурсных рынках, является, с одной стороны, платой за ресурсы, а с другой - доходом их собственников. Цена природных ресурсов - это экономическая рента, цена рабочей силы - заработная плата, цена капитала - процент, цена предпринимательской способности - предпринимательский доход, или прибыль.

Необходимость изучения принципов формирования цен на ресурсы

вызвана следующими основными причинами:

o цены экономических ресурсов определяют издержки производства, а следовательно, и величину прибыли предприятия;

o от цен ресурсов зависит эффективность их распределения между предприятиями и отраслями экономики;

o цены ресурсов определяют денежные доходы населения;

o от ресурсных цен зависит распределение национального дохода между различными социальными группами населения, что предполагает необходимость учета проблемы ценообразования в экономической политике государства.

Спрос на ресурсы является производным спросом, так как зависит от спроса на товары и услуги, выпускаемые с помощью данных ресурсов. Кроме того, спрос на ресурсы зависит от их цен, так как они определяют издержки производства и прибыль фирмы, поэтому предприятия заинтересованы в выборе оптимального сочетания различных видов ресурсов, при котором будут достигнуты минимальные издержки и максимальная валовая прибыль.

Количество применяемых фирмой ресурсов зависит от их производительности, которая изменяется в краткосрочном периоде согласно закону убывающей отдачи. Поэтому в соответствии с теорией предельной производительности каждую дополнительную единицу любого ресурса имеет экономический смысл использовать до тех пор, пока предельная, дополнительная, выручка, полученная фирмой от ее применения, превышает предельные, добавочные, издержки на ее приобретение. Только в этом случае фирма получит предельную, дополнительную, прибыль от использования данной единицы ресурса, увеличится ее валовая прибыль, улучшится экономическое положение.

Спрос фирмы на единственный переменный ресурс в краткосрочном периоде. Предельная выручка (предельная доходность) ресурса и предельные издержки ресурса. Определение фирмой оптимального уровня использования переменного ресурса

Аналогично товарным рынкам различают совершенно (чисто) конкурентные рынки ресурсов и ресурсные рынки несовершенной конкуренции, где продавцы или покупатели обладают рыночной властью.

Рассмотрим сначала совершенно конкурентный рынок ресурсов, где взаимодействует большое количество независимых продавцов и покупателей какого-либо ресурса и где каждая фирма покупает очень незначительную часть его общего рыночного предложения, не оказывая влияния на цену ресурса.

Анализируя спрос на ресурсы, следует иметь в виду, что возможность производства предприятием большего или меньшего количества продукции непосредственно не зависит от таких видов материальных ресурсов, как сырье, топливо, материалы, которые играют пассивную роль предметов труда, а определяется выбором предпринимателем оптимального соотношения производительных ресурсов, прежде всего труда и капитала. Для анализа спроса на ресурсы рассмотрим сначала процесс принятия фирмой решения в краткосрочном периоде, когда ее капитал, т.е. техника, является величиной постоянной, а единственным переменным производительным ресурсом является труд (рабочая сила).

Принимая решение о привлечении дополнительных единиц труда, фирма должна установить, превышает ли величина предельной, добавочной, выручки, полученной от их использования, предельные, дополнительные, издержки, связанные с их покупкой. Предельная выручка (предельный доход) от использования дополнительной единицы труда - это прирост валовой выручки (валового дохода) в результате увеличения фирмой объема реализованной продукции. Предельные издержки на покупку дополнительной единицы труда на конкурентном рынке рабочей силы - это цена труда, в качестве которой выступает ставка заработной платы.

Оптимальное количество переменного ресурса в условиях несовершенной конкуренции определяется в соответствии с ранее установленным правилом:

Для построения графика рыночного спроса на данный ресурс необходимо суммировать по горизонтали кривые спроса отдельных фирм - покупателей этого ресурса на рынке, т.е. снижающуюся часть графиков предельной доходности ресурса MRP всех фирм, использующих данный ресурс.

Рыночный спрос на ресурс зависит от трех основных факторов:

1) производительности ресурса;

2) спроса и цен на продукт, получаемый с использованием данного ресурса;

3) цен на другие ресурсы.

Рассмотрим их влияние на рыночный спрос.

Изменение производительности данного ресурса при прочих равных условиях ведет к изменению рыночного спроса на него в том же направлении. Это вытекает из формулы определения предельной доходности переменного ресурса:

Если, например, предельный продукт (предельная производительность) ресурса МР увеличится в 3 раза, то и его предельная доходность МКР тоже возрастет в 3 раза при прочих равных условиях. В результате увеличится и рыночный спрос на него.

Производительность ресурса в свою очередь зависит от его качества (например, квалификации рабочей силы); количества других связанных с ним в производстве ресурсов (например, производительности работника от количества применяемой им техники); качества других совместно используемых факторов производства (например, эффективности труда от качества оборудования).

В связи с тем, что спрос на ресурс является производным от спроса на продукцию, изменение спроса на товар, выпускаемый с помощью данного ресурса, ведет к изменению цены этого товара, а следовательно, и к изменению предельной доходности ресурса MRP и соответственно к смещению графика рыночного спроса на ресурс. Это тоже объясняется указанной выше формулой, так как предельная выручка MR непосредственно связана с ценой товара Р.

Спрос на продукт зависит также от неценовых факторов спроса (доходов потребителей, количества покупателей на рынке, цен на сопряженные товары и т.д.). Изменения этих факторов ведут к изменению рыночного спроса на ресурсы, из которых данный продукт производится.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.