Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВОПРОС 18. Олигополия и проблема негибкости цен.






Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.

Статистический анализ взаимоотношения 2-х фирм в условиях дуополии был предложен в 1838г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно (1801-1877). Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы «А» и «B» производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют с «завязанными глазами»).

Отметив на графике (рис.7.2), как меняется выпуск фирмы «А» в зависимости от изменения выпуска фирмой «В», Курно получил кривую реакции фирмы «А» – QА (QВ). Затем осуществил аналогичный анализ отношении фирмы «В», получив в результате еще одну кривую реакции - QВ (QА).

  Пересечение кривых реагирования этих 2-х фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства. Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы конкурируют друг с другом. Обычно изучение олигополистического ценообразованиия начинается с анализа ломаной кривой спроса. Допустим, на отраслевом рынке конкурируют 3 фирмы. Рассмотрим реакцию фирм «В» и «С» на поведение фирмы «А». Возможны 2 ситуации: когда она повышает цены и когда она их понижает. В случае, если фирма «А» повышает цены выше Р0 (рис.7.3), ее спрос изображается кривой D1 выше линии Р0А. Конкуренты не будут следовать за ней, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в меньшей пропорции (как показывает кривая D2 выше линии Р0А). При понижении фирмой «А» цены ниже Р0 фирмы «В» и «С» будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии Р0А. В результате возникает ломаная кривая спроса D2AD1, высокоэластичная выше уровня текущей цены Р0 и малоэластичная ниже нее.  

 

Предложенная модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами. Понижение цен также может не привести к желаемому росту объема продаж, т.к. конкуренты, точно также понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию. Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%). Наибольший удельный вес имеют переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар

 

Неявные тайные соглашения (картели) обычно неустойчивы, в то время как олигополистические фирмы зачастую испытывают сильное стремление к стабильности, особенно в отношении цены. Вот почему олигополистическим отраслям обычно свойственна негибкость, илижесткость цен. Эта негибкость цен лежит в основе модели ломаной кривой спроса для олигополии.

Предпосылки:

1) 3 фирмы (А, Б, В) – каждой принадлежит около трети рынка дифференцированного продукта.

2) Действуют независимо – не идут на сговор о ценах на рынке.

3) Текущая цена на продукцию фирмы А равна Ро, а объем ее продаж – Qo.

Неизменность цен можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперникине последуют за любым приростом их цены; в то же время они полагают, что соперникипоследуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса, как ее воспринимает каждая конкретная фирма, имеет странную форму (рис. 7.36).

Предположим, что к данному моменту у данного олигополиста сложилась комбинация объема производства и цены, соответствующая точке А. Олигополист рассуждает следующим образом: если я уменьшу цену, то некоторые из моих конкурентов, опасаясь сокращения своих продаж, могут последовать моему примеру. Поэтому в случае понижения цены я вряд ли резко увеличу свои продажи, и линия спроса на мою продукцию на соответствующем участке АВ имеет довольно крутой наклон. Если я увеличу цену, то конкуренты, стремясь к увеличению продаж, вряд ли последуют моему примеру. Тем самым они смогут привлечь некоторых моих покупателей. Поэтому кривая спроса на мою продукцию на участке СА имеет пологий наклон.

Наклон линии спроса на продукцию данного олигополиста определяется не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на то или иное его действие других олигополистов. Нашему олигополисту эта реакция в точности не известна. Он в своих действиях исходит из наименее благоприятного для него варианта реакции; и в его представлении линия спроса имеет излом в точке А. Подчеркнем, что речь идет не о «действительной» линии спроса, а о субъективной оценке этой линии спроса данным олигополистом. Предполагается, что олигополист испытывает «отвращение к риску» и в своем поведении исходит из наименее благоприятного варианта реакции конкурентов.

Излом в линии спроса означает разрыв в линии предельной выручки MR при сложившемся объеме производства. При понижении цены олигополисты рассчитывают лишь на незначительное увеличение общей выручки. (В принципе возможно даже сокращение общей выручки. В этом случае вертикальный отрезок линии MR пересечет горизонтальную ось.) При повышении им цены общая выручка может сократиться на гораздо большую величину.

 

Рис. 7.36. Ломаная олигополистическая кривая спроса Напомним, если линия спроса – прямая, то линия предельной выручки MR начинается в той же точке на вертикальной оси, что и линия спроса, и имеет двойной по сравнению с линией спроса наклон. Исходя из этого и построена на рис. 7.36 линия MR. Слева от точки А линия MR соответствует участку линии спроса СА, справа от точки А линия MR соответствует участку линии спроса АВ. Допустим, что первоначальная линия предельных затрат занимает положение МС. Оптимальная для олигополиста комбинация объема производства и цены соответствует точке А. Предположим, что цены на используемые олигополистом ресурсы увеличились, его затраты возросли и линия предельных затрат сдвинулась вверх, заняв положение МС'. Тем не менее, оптимальная для олигополиста комбинация объема и цены осталась той же. Лишь только тогда, когда линия предельных затрат займет положение МС" и точка пересечения с линией MR окажется вне вертикального участка линии MR, олигополист изменит цену. Таким образом, олигополист не склонен изменять цену при незначительных изменениях своих затрат. Если увеличивается спрос на данный продукт, то линия спроса CAB как бы растягивается вправо. Вместе с ней сдвигается вправо и вертикальный участок линии MR. Если линия МС по-прежнему пересекает линию MR на ее вертикальном участке, то оптимальной ценой для олигополиста останется прежняя цена, хотя оптимальный размер производства и увеличивается. Таким образом, при изменении спроса на данный продукт олигополист не склонен изменять цену, хотя и изменяет объем производства. Данная модель не является исчерпывающей моделью олигополии. Она лишь объясняет стабильность цен на олигополистических рынках, но не объясняет формирование первоначальной цены.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.