Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «звено судебной системы» и «судебная инстанция». Их характеристика






В основу системы судов общей юрисдикции положено деление судов на звенья в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства. Существует трехзвенная система деления этих судов.

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Суды, действующие в районах или городах (не имеющих районного деления), районах в городе, а также межрайонные (окружные) суды, имеют одинаковое положение и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции.

Такое признание особой роли этих судов, как основного звена, вытекает из того, что:

- Они составляют подавляющее большинство судебных органов;

- Являются низовыми звеньями, наиболее приближенными к населению;

- Осуществляя правосудие, рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, поступающих в эти суды.

К первому звену относится также и межобластной суд.

Вторым звеном судебной системы являются Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды. Эти суды имеют одинаковые функции и занимают одинаковое положение в системе судов в качестве второго звена по отношению к первому звену.

Верховный Суд выступает в качестве третьего звена, являясь высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов первого и второго звена.

Таким образом, районный (городской), межрайонный (окружной) суд, межобластной суд является первым звеном; Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные. Киевский и Севастопольский городские суды вторым звеном; третьим - Верховный Суд Украины.

Различие в деятельности судов различных звеньев определяется также тем, осуществляют ли они правосудие в качестве судов первой инстанции, кассационной или надзорной инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. В отличие от организационного построения системы судов, отдельным элементом которого является «судебное звено», взаимосвязь судов в сфере их деятельности определяется использованием понятия «судебная инстанция» обозначающая самостоятельную ступень, через которую проходит либо может проходить конкретное дело в различных судах. Каждую из этих ступеней отличает своеобразие решаемых задач и характерные для нее особенности судопроизводства.

Существует три судебных инстанции:

I. Суды, обладающие очерченными полномочиями, называются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по существу, постановляя:

решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.

В системе судов общей юрисдикции все суды имеют компетенцию первой инстанции - от районного до Верховного Суда Украины. Они осуществляют судебное разбирательство в условиях устности и непосредственности, исследуют доказательства, выслушивают участников процесса, проводят другие процессуальные действия. По уголовному делу они устанавливают виновность или невиновность подсудимого, привлекают виновного к уголовной ответственности, назначают уголовное наказание. По гражданским делам - удовлетворяют иски или отказывают в их удовлетворении, признают наличие или отсутствие юридических фактов.

В целях обеспечения стабильности судебных актов, вынесший решение или приговор суд не может сам ни изменить их, ни отменить.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, его защитником и законным представителем, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или опротестован прокурором в суд второй инстанции. В случае подачи кассационной жалобы или протеста, независимо от их обоснованности, дело рассматривается в суде второй инстанции.

II. Суд кассационной (второй) инстанции проверяет законность и обоснованность решений, приговоров и определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу.

Так, для районного (городского) суда, судом второй инстанции является областной и приравненный к нему суд, а для областного - Верховный Суд Украины. Кассационное разбирательство дела возможно только на основе кассационной жалобы или кассационного протеста. Суд кассационной инстанции рассматривает дело в составе трех постоянных судей (один из них председательствующий). Если при кассационном рассмотрении дела будет установлено, что выводы суда первой инстанции, изложенные в приговоре или решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и направляет дело на новое рассмотрение в тот же или иной, но соответствующий суд.

Суд второй инстанции по результатам кассационного разбирательства дела выносит определение, которое вступает в силу немедленно и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке надзора.

Кассационная инстанция не решает дела по существу и в этом смысле не может подменять суд первой инстанции. Отменяя или изменяя приговор (решение) при наличии к тому оснований, кассационная инстанция указывает в определении на ошибки, допущенные нижестоящим судом, приводит доводы в обоснование своего решения. Кроме того, если приговор (решение) отменен, не предрешая результата вторичного рассмотрения дела, она дает рекомендации о его надлежащем новом разбирательстве, например, о необходимости привлечения новых доказательств, проверки фактов и обстоятельств. Указания суда второй инстанции обязательны для нижестоящего суда при повторном рассмотрении дела в пределах установленных законом.

Жалоба и кассационный протест на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение 7 дней с момента объявления приговора.

Кассационные частные жалобы и представления по гражданским делам подаются в течение 10 дней с момента провозглашения решения.

Приговоры и решения районного (городского), межрайонного (окружного), межобластного судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке - в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной. Киевский и Севастопольский городские суды, а приговоры и решения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке - в Верховный Суд Украины.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения районных (городских) межрайонных (окружных), межобластного судов рассматривают судебные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, а на приговоры, решения и определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов - судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Украины[22].

Но и вступившие в законную силу судебные акты могут оказаться незаконными и необоснованными. Для предотвращения их действия установлена особая процедура пересмотра судебных дел в порядке надзора.

III. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах:

- в порядке судебного надзора;

- возобновления уголовных и пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.

Протесты вправе приносить:

1. Председатель Верховного Суда Украины, Генеральный прокурор Украины, их заместители - на приговоры, определения и постановления любого суда, действующего на территории Украины, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда;

2. Председатель областного, председатель Киевского и Севастопольского городских судов и Верховного Суда Автономной Республики Крым и их заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокуроры городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители - на приговоры, определения и постановления районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов и кассационные определения судебных коллегий областного. Киевского и Севастопольского городских судов[23].

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного допускается лишь в течение года после вступления их в законную силу.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и их заместители вправе приостановить, до разрешения дела в порядке надзора, исполнение опротестованного приговора, определения или постановления любого суда Украины, кроме постановления Пленума Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители, председатель Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя и приравненные к ним прокуроры при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона, вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения или постановления суда до их опротестования, но на срок не более чем три месяца или до рассмотрения протеста в суде.

Дела в порядке надзора рассматривают:

1. Президиум Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов - по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора и их заместителей, председателя Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов и их заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя и их заместителей - на приговоры, решения и определения районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов, на постановления судей и кассационные определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов;

2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины - по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей - на приговоры и определения районных (городских) судов, межрайонных (окружных), областных судов. Киевского и Севастопольского городских судов, а также на постановления президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных. Киевского и Севастопольского городского судов и постановления судей;

3. Пленум Верховного Суда Украины - по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей - на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда и на постановления судей этого же суда.

Если в рассмотрении дела в суде первой инстанции или в кассационном порядке принимало участие большинство членов президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, председатель этого суда или прокурор при наличии оснований для принесения протеста направляют дело с представлением соответственно Председателю Верховного Суда либо Генеральному прокурору для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Генеральным прокурором, Председателем Верховного Суда или их заместителями, дело рассматривается в порядке надзора судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Украины.

Протест в порядке надзора в судебной коллегии Верховного Суда рассматривается с участием прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора Пленумом Верховного Суда - участие Генерального прокурора или его заместителя обязательно.

Дело в порядке надзора рассматривается президиумом Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов не позднее двадцати дней, а судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда - не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

В необходимых случаях на заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомиться с протестом.

Рассмотрение дела начинается с доклада судьи. В президиуме Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов дело и протест докладывает член президиума или член суда, ранее не принимавший участие в рассмотрении данного дела. В судебной коллегии и в Пленуме Верховного Суда дело с протестом докладывает председатель, его заместитель или член Верховного Суда.

После доклада судьи, участвующие в деле лица дают объяснения, затем прокурор поддерживает принесенный им протест или высказывает свое мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Пленум Верховного Суда и президиум выносят постановления, а судебная коллегия Верховного Суда - определение.

Итак, система судебных звеньев и система судебных инстанций - это не одно и тоже. При разграничении звеньев системы судов общей юрисдикции во внимание принимается административно-территориальное положение судов и объем их функций - суды одного звена, находящиеся в пределах одинаковых административно-территориальных единиц, обладают одинаковой компетенцией. При разграничении же судебных инстанций определяющим является:

- осуществляют ли они правосудие: путем судебного разбирательства с вынесением судебных решений, приговоров и определений на основе непосредственного исследования доказательств;

- либо путем проверки законности и обоснованности судебных актов в кассационном или надзорном порядке.

Таким образом, под судебной инстанцией следует понимать судебное учреждение, управомоченное на разбирательство дела по существу (суд первой инстанции) или на проверку законности и обоснованности вынесенного приговора либо решения, не вступившего в законную силу (суд кассационной инстанции), или на проверку законности и обоснованности вступившего в законную сипу приговора, решения, определения (надзорная инстанция).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.