Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указания по работе с учебником и дополнительной литературой.






По первому вопросу прочитайте материал соответствующего раздела учебника и ответьте на следующие вопросы. Какие черты кризиса власти в России сложились к концу 1916 г.? Какую роль в формировании предпосылок революции сыграла I Мировая война? Какое отношение к войне и власти характерно в этот период для основных политических сил? Какие органы власти сформировались в стране после победы Февральской революции, какие социально-политические силы их поддерживали? Выясните значение следующих понятий: империалистическая война, «революционное оборончество», «пораженчество», «распутинщина», «министерская чехарда», Прогрессивный блок, Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Выполните задания по работе с документами и используйте этот материал для работы по первому и второму вопросам семинарского занятия.

(тексты документов в электронном виде даны в материалах к семинарскому занятию)

Прочитайте текст заявления Николая II об отречении от власти, датированный 2 марта 1917 г. Что можно сказать на основании этого заявления о понимании императором насущных проблем страны и ближайших задач власти?

Прочитайте текст Декларации Временного правительства. О каких проблемах страны и задачах власти говорится в нем? В чем Вы видите отличия от предыдущего документа и чем их объясните? Обратите внимание на персональный состав нового правительства. Что Вам известно о людях, занимающих в нем ключевые посты?

Прочитайте текст статьи «О задачах пролетариата в данной революции». Обратите внимание на автора, время и обстоятельства появления этого документа. Что характерно для позиции автора в отношении к войне, правительству и ключевым проблемам страны? Как сформулированы в этом документе основные задачи партии большевиков после победы Февральской революции и установления власти Временного правительства?

Рассматривая второй вопрос, обратите внимание на действия Временного правительства в период после взятия власти. Какие из них и почему привели к правительственным кризисам? Как это повлияло на экономическое и социально-политическое положение в стране? Опираясь на текст статьи «О задачах пролетариата в данной революции» и материал учебника, опишите тактику партии большевиков весной 1917 г. Как и почему изменилась тактика большевистской партии в июле 1917 г.? Какие события и как повлияли на изменение тактики большевиков осенью 1917 г. Выясните значение следующих понятий: «нота Милюкова», тактика, Учредительное собрание, «июльский кризис», Корниловский мятеж, «большевизация Советов».

Готовясь по третьему вопросу, опишите обстоятельства взятия большевиками политической власти, деятельность II Всероссийского съезда советов и его решения. Опираясь на материал учебника и дополнительную литературу, выясните, какую роль в победе большевиков сыграли объективные (политические, экономические и социальные) факторы, какие субъективные (связанные с деятельностью исторических личностей) условия этому способствовали.

 

Тема 11. Советское общество в 1920-е – 1930-егоды.

(4 часа)

Вопросы

1. Советское общество после гражданской войны. Переход к НЭПу.

2. Альтернативы развития советского общества в 1920 – 1930-х гг. Особенности сталинской модернизации.

3. Итоги и последствия модернизации.

4. Формирование тоталитарного режима в СССР.

Термины и понятия: гражданская война, «военный коммунизм», продразверстка, продналог, кронштадтский мятеж, «антоновщина», нэпманы, индустриализация, «сплошная» коллективизация, колхоз, «культурная революция», тоталитаризм.

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Н.А. Зиновьев, С.М. Киров.

Литература

1. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. - М., 1990.

2. Верт Н. История Советского государства. - М., 1992.

3. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века// Вопросы философии. –1992. №2.

4. Историки спорят. - М., 1989.

5. История России с древнейших времен до конца XX в. Т. 3: Россия в ХХ в. - М., 1996.

6. История Отечества: люди, идеи, решения. Т.2. - М., 1991.

7. Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30 годы// Вопросы истории. – 1998. № 11-12.

8. Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика// Свободная мысль. –1999. -№12

9. Россия и мир. В 2-х т. - М., 1994. Т.2

10. Семенникова Л. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.

11. Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века// Социально-гуманитарные знания. –1999. -№1.

12. Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. –2000 -№2

 

Методические указания по подготовке.

Готовясь по первому вопросу, охарактеризуйте социально-политическую и экономическую ситуацию в Советской России после окончания Гражданской войны. В чем противоречивость результатов политики «военного коммунизма» как антикризисной программы в условиях войны? Выясните взаимосвязь этих результатов с необходимостью перехода к новой экономической политике. Опишите цели, задачи нэпа и пути их решения. В чем вы видите принципиальные отличия в подходах к управлению экономикой периода «военного коммунизма» и нэпа? Чем они обусловлены?

Второй вопрос включает в себя характеристику противоречий и кризисов в процессе реализации нэпа и его итогов. Почему социально-политические последствия нэпа не устраивали руководство большевистской партии? Опишите обстановку в самой партии после смерти В.И. Ленина. Поскольку выбор одной из возможных альтернатив зависел от результатов борьбы за власть внутри ВКП(б), опишите, какие политические лидеры участвовали в этой борьбе и с какими программами. Делая выводы, определите взаимосвязь между результатами борьбы за власть в ВКП(б), экономическими проблемами второй половины 1920-х гг. и отказом от продолжения нэпа. Укажите на внешнеполитические проблемы этого периода, повлиявшие на выбор одной из альтернатив. Характеризуя «сталинскую» модернизацию, определите, в чем объективная необходимость модернизации страны, решение каких задач она предполагала. Проанализируйте ресурсы и возможности, выбор приоритетов ускоренной модернизации СССР. Дайте характеристику первого пятилетнего плана как программы индустриализации. В чем суть программы «форсированной» индустриализации, выдвинутой к началу 1930 г.? Определите, какими были задачи модернизации сельского хозяйства СССР и возможные пути их решения. Какие обстоятельства повлияли на формирование политики ВКП(б) по отношению к крестьянству? Какие проблемы, по мнению большевистского руководства, должна была решить коллективизация деревни?

Результаты и итоги советской модернизации напрямую зависели от выбранных методов. Поэтому изложение третьего вопроса необходимо начать с характеристики методов индустриализации и коллективизации. Опишите итоговые показатели выполнения первого и второго пятилетних планов в экономике. Есть ли основания говорить о досрочном выполнении и перевыполнении пятилеток? Были ли решены поставленные в сфере экономики задачи, был ли достигнут существенный прогресс и рост производства в сельском хозяйстве? Говоря о негативных последствиях реализации сталинской модели модернизации, проанализируйте структурные деформации в советской экономике, дайте характеристику командно-административной системы, оцените эффективность сложившейся экономической системы. Опишите социокультурные аспекты и последствия и социальную цену модернизации.

Подготовку по четвертому вопросу начните с определения понятия «тоталитарный режим». Выявите его ключевые характеристики, сферу применения этого понятия, круг государств и исторический период, к которому приложимо это понятие. Опишите конкретные проявления тоталитаризма в СССР в 1930-е гг., укажите его специфику по сравнению с аналогичными режимами в гитлеровской Германии, маоистском Китае и т.д. К какому времени можно отнести процесс складывания тоталитарного режима в СССР? Опишите предпосылки тоталитаризма в Советской России в политической, социокультурной, экономической, внешнеполитической сферах. Существовали или общие причины для утверждения тоталитарного режима в ряде стран Европы после первой мировой войны?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.