Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические состояния , возникающие в процессе трудовой деятельности .






Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Все многообразие форм поведения человека обусловлено, с одной стороны, их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. С другой стороны, разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивидуума, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим признакам:
- по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
- временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;
- состояния, возникающие периодически по ходу работы: фазы работоспособности - врабатываемые, устойчивой работоспособности, утомление;
- состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;
- по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
- по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка): зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
- по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;
- по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.

Все психические состояния могут быть разбиты на два вида - благоприятные и неблагоприятные для выполнения данной деятельности. В первом случае реакция организма на возникающие условия работы носит характер адекватной мобилизации, т.е. изменения в состоянии оператора являются закономерной реакцией на действие данных факторов и обусловливают нормальную эффективность его работы. Во втором случае изменения в состоянии оператора выходят за пределы установленной нормы. Такая реакция организма сопровождается выраженными нарушениями работоспособности человека.

Наиболее существенным из благоприятных состояний является (в общем случае) состояние оптимальной работоспособности. Наиболее характерными для деятельности оператора (его частными случаями) являются состояния внимания и готовности к экстренному действию.

К числу неблагоприятных состояний операторов относятся утомление и эмоциональная напряженность.
Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:
1) физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
2) биологический страх;
3) дефицит времени на обслуживание;
4) повышенная трудность задачи;
5) повышенная значимость ошибочных действий;
6) наличие релевантных помех;
7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
8) дефицит информации для принятия решений;
9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);
10) перегрузка информацией;
11) конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях: 1. Интеллектуальное напряжение-напряжение, вызванное частым обращением к интелект-ным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.2. Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
3. Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.
4. Политония-напряж-ие, вызв-ное необходимостью переключ-ийвнимания, частых и в неожиданных направлениях.
5. Физич-кое напря-ние-напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигат-ный аппарат человека.
6. Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное 1 конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
7. Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.8. Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.9. Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.