Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые и экспертные методы в психодиагностике.






Тестовые (измерительные) методы:

В основе этой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных в явной форме правил. Эти методы обеспечивают диагноз (и на его основе прогноз) лишь с вероятностной точностью, этот диагноз оказывается более надежным по отношению к группе обследуемых, чем по отношению к отдельному обследуемому. Достоинства измерительных методов (объективный характер процедуры, возможность перепроверки) обеспечиваются не автоматически, а благодаря выполнению психометрических требований.

Тест (англ. test –опыт, проба) – система стандартизированных вопросов и задач, позволяющих измерить уровень развития у обследуемых определенных психологических качеств, необходимых теоретических знаний, практических умений, навыков.

Интеллектуальные тесты предназначены для количественной и качественной оценки познавательных свойств и особенностей человека. Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на диагностику различных интеллектуальных функций. Примеры широко применяемых тестов интеллекта и оценки их эффективности приведены в теме 4.

Личностные тесты направлены на диагностику мотивационных, эмоциональных свойств, волевых, характерологических черт, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях. Среди тестов личности наибольшее распространение получили личностные опросники.

Социально-психологические тесты предназначены для измерения межличностных отношений в малой группе. Эти тесты выявляют стиль общения с людьми, конфликтность и т. п. Сюда же можно отнести тесты на выявление стиля руководства/лидерства.

Тесты достижений (или тесты успешности, функциональные тесты) позволяют оценить достигнутый уровень развития определенных знаний, умений, навыков; ориентированы на оценку достижений человека после завершения обучения. Могут быть использованы для целей определения эффективности программ и методов обучения, профессионального отбора (подбора), профориентации. Применение тестов достижений ограничено той областью знаний и умений, которая поддается формализации.

Экспертные методы:

Эта группа методов в большей степени основана на профессиональном опыте и интуиции психодиагноста/эксперта (в сравнении с тестовыми методами). Экспертные методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики, хотя и требуют гораздо больше времени на этапах обработки и интерпретации данных.

Использование экспертных методов наиболее продуктивно благодаря реализации двух подходов – проективного и диалогового.

В рамках диалогового подхода диагностические результаты достигаются за счет эффективности контакта психодиагноста с обследуемым клиентом. Диалогические техники могут быть как вербальными (клиническое интервью, беседа), так и невербальными (взаимодействие в ходе проведения социально-психологического тренинга, организационно-деятельностных игр).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.