Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды эластичности спроса и предложения.






Эластичность – степень реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной величины, выраженная как отношение процентных изменений данных величин.

Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его процентному изменению цены данного товара, при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос рассматриваются как условно постоянные.

, где ∆ QD – изменение спроса на товар, ∆ p – изменение цены на товар

Если изменение цены > 50 %, необходимо рассчитать дуговую эластичность по ср. пок-лям цены и объёмам спроса (более точно). Если < 50 %, то рассчитывают точечную эластичность по первоначальным значениям цены и объёмам спроса. Значение коэффициента ценовой эластичности отрицательное в соот. с законом спроса, но «–» во внимание не принимается и учитываются лишь абсолютное значение коэффициента.

Коэффициент ценовой эластичности показывает, на сколько %-ов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1 %.

Типы ценовой эластичности спроса:

1. > 1 спрос явл-ся эластичным, т.е. вел-на спроса на товар изм-ся в большей степени, чем цена товара.

2. =1 спрос имеет единичную эластичность, т.е. величина спроса изм-ся в той же степени, что и цена товара.

3. 0< < 1 спрос неэластичный, т.е. величина спроса изм-ся в меньшей степени, чем цена товара.

4. =0 абсолютно неэластичный спрос.

5. =¥ абсолютно эластичный спрос.

Тип эластичности определяет зависимость между изменением цены и выручкой произ-ля. Если спрос эластичный, то цена и выручка изменяются в противоположном направлении. Если неэластичный, то в одинаковом направлении. Если единичный, то изменение цены не меняет выручку (сокращение цены, но рост спроса).

Эластичность спроса по доходу – это отношение процентного изменения величины спроса на товар к вызвавшему его %-му изменению денежного дохода потребителя при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, рассматриваются как условно постоянные.

, где ∆ I – изм-ие дохода потребителя, I – первоначальный доход

1) < 0 спрос на товар сокращается при увеличении дохода потребителя (товар низкого качества) (маргарин, сливочное масло) (рис в)

2) > 0 товары нормального качества

- 0< < 1 потребление растёт по мере увеличения доходов. Потребность покупателя в этом товаре в основном удовлетворена, качественный товар с неэластичным спросом (рис а).

- > 1 товар нормального качества, потребность в этом товаре не удовлетворена, качественный товар с эластичным спросом (рис б).

Перекрёстная эластичность спроса – это отношение %-го изменения величины спроса на 1 товар к вызвавшему его %-му изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на спрос, являются условно постоянными.

Перекрёстная эласт-ть спроса показывает реакцию спроса данного товара на изменение цены сопряжённых с ним товаров:

1) > 0, товары А и В заменяют друг друга в потреблении

2) < 0, товары А и В дополняют друг друга в потреблении

3) = 0, товары никак не взаимосвязаны друг с другом в потреблении.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы:

1.Наличие товаров-заменителей (чем больше товаров-заменителей, тем более эластичен спрос на товар).

2.Фактор времени (чем больше промежуток времени от момента изменения цены до принятия решения о покупке, те более эластичный спрос).

3.Доля расходов, приходящаяся на данный товар в общем бюджете потребителя (чем больше доля расходов, тем более эластичен спрос).

4.Степень необходимости товара для потребления (чем больше необх-ть товара в потреблении, тем менее эластичен спрос на него).

Эластичность предложения по цене – это отношение %-го изменения величины предложения товара к вызвавшему его %-му изменению цены данного товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на предложение, являются условно постоянными.

Коэффициент положительный, что объясняется действием закона предложения.

Типы ценовой эластичности предложения:

1. > 1 предложение явл-ся эластичным, т.е. вел-на предложения изм-ся в большей степени, чем цена товара.

2. =1 предложение имеет единичную эластичность, т.е. величина предложения изм-ся в той же степени, что и цена товара.

3. 0< < 1 предложение неэластичное, т.е. величина предложения изм-ся в меньшей степени, чем цена товара.

4. =0 абсолютно неэластичное предложение.

5. =¥ абсолютно эластичное предложение.

Независимо от типа эластичности предложения цена товара и выручка произ-ля всегда изменяются в одинаковом направлении. Чем больше степень эластичности, тем более быстрыми темпами происходит изменение выручки в ответ на изменение цены.

Перекрестная эластичность предложения – это отношение %-го изменения величины предложения на 1 товар к вызвавшему его %-му изменению цены другого товара при условии, что все остальные факторы, влияющие на предложение, являются условно постоянными.

1) > 0, товары А и В дополняют друг друга в про-ве

2) < 0, товары А и В заменяют друг друга в про-ве

3) = 0, товары не связаны в про-ве.

К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:

1.Способность к длительному хранению и стоимость хранения товара (чем больше срок хранения товара и дешевле стоимость его хранения, тем эластичнее предложение).

2.Особенности производственного процесса (если произ-ый процесс позволяет в короткие сроки существенно увеличивать объёмы про-ва товара, предложение товара явл-ся эластичным).

3.Фактор времени.

Разл-ют 3 периода времени: мгновенный(А), короткий(Б) и длительный(В).

Мгновенный период – очень короткий промежуток времени, в течение к-го произ-ль не успевает отреагировать на изм-ие спроса, в рез-те объём предл-ия товара не изм-ся, увел-ся лишь цена, предл-ие товара явл-ся абсолютно неэластичным.

В коротком периоде произ-ль может увеличивать объём предл-ия товара за счёт продажи имеющихся запасов, более интенсивного исп-ия оборудования, привлечения допол-ой рабочей силы, однако увел-ие объёма предл-ия ограничено.

В длительном периоде произ-ль может увеличивать объём предл-ия товара неограниченно за счёт увел-ия произв-ой мощности п/п, кроме того в отрасль могут приходить новые п/п-произ-ли, что в свою очередь также увел-ет отраслевое предл-ие товара, соот-но предл-ие в длит.периоде явл-ся наиболее эластичным.

Т.о. чем больший промежуток времени имеется в распоряжении произ-ля, тем более эластичным явл-ся предл-ие товара.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.